Крылатые медведи летят-летят...
Карикатуристы поработали над экологическими проблемами
Чернобыль и карикатура — вещи, казалось бы, несовместимые. Карикатура — это смешно, а смеяться над Чернобылем вряд ли может прийти в голову кому-нибудь из жителей земного шара. Но 252 карикатуристов из 45 стран мира сумели найти подход к трагической теме — и в Национальном музее «Чернобыль» в Киеве прошел VI Международный конкурс карикатуристов «Независимость», темой которого стали экология и Чернобыльская трагедия. Надо сказать, что эффекта художникам удалось достичь потрясающего — от просмотра их карикатур мороз идет по коже, причем, не только у нас, живущих в непосредственной близости от взорвавшегося реактора...
100 работ, которые были признаны лучшими, можно увидеть и сегодня. Общее настроение — несомненно пессимизм. Не только локально-Чернобыльский, но и общемировой: земной шар, который превращается в ядерный гриб; деревья в кирпичных и железных вазах; обезьяны, которые мочатся на памятник Дарвину; Нептун, сидящий в своем царстве среди груд мусора; эскалатор, роющий яму под самим собой... Или вот просто небо — в рамке, перевязанной траурной лентой. Художники из Западной Европы или Азии рисовали все больше о глобальном. А вот наши, украинские — преимущественно на тему радиации. Три черные лопасти на желтом фоне перекочевывали из карикатуры в карикатуру, а вместе с ними — всевозможные мутанты: от радужно-абстрактных до весьма жестких. Так, на одном из рисунков изображен одноглазый мальчик (глаз у него посередине, как у циклопа), который протягивает свой паспорт. В паспорте значится, что мальчик-циклоп родился в 1987 году в Чернобыле. Не слишком ли жестоко по отношению к детям, действительно родившимся в первые годы после катастрофы в Зоне? Ведь большинство из них все же имеет два глаза, на привычном месте, рядом с обычными носами над обычными губами... Впрочем, ни одна из карикатур-мутантов не получила приз. Что же касается лопастей, то наиболее удачно, как на взгляд автора этих строк, выглядели они вместо солнца, поднимающиеся на зов петуха над деревней.
Все три призера — украинцы. «Жюри было решено, что наши люди чувствуют эту тему ярче, интересней, что у украинских художников более нестандартный подход к Чернобылю. Наверное потому, что тема Чернобыля для нас вообще слишком близка, — рассказала «Дню» заместитель директора по научной работе музея «Чернобыль» Анна Королевская. — Мне вот лично нравится этот рисунок, он отображает отношение нашего народа к трагедии: мы выживаем, и стараемся о трагедии не думать». Рисунок Георгия Майоренко, который понравился А.Королевской, и вправду хорош: люди в национальных костюмах прыгают через пылающий реактор, как прыгает молодежь через костер на Ивана Купала. Один из призов получила карикатура Василия Вознюка, на которой от сидящей с центре скамейки женщины неопрятного вида и в украинском костюме шарахаются мужчины в противогазах.
Одновременно с корреспондентами «Дня» в музей вошли немецкие школьники — человек двадцать, на экскурсию. С удивлением и очень серьезно рассматривали они карикатуры, одну за одной, не переговариваясь, с грустью, как будто их тоже, как нашу молодежь, называют чернобыльцами, и всем собираются выдавать молоко «за вредность», да никак не соберутся... «Все люди, которые посещают наш музей, относятся к теме с волнением и огромным интересом, — говорит А.Королевская. — Очень сопереживают... даже те, кто, бывало, попадает случайно. Зайдет, посмотрит — и просит гида, чтобы узнать больше, чтобы увидеть лучше. Бывает, приезжают иностранцы, для которых у нас нет гида, знающего их язык. Но все понятно без слов! Люди, которые приезжают из далека, просто со слезами на глазах выходят их музея».
Выпуск газеты №:
№161, (2006)Section
День Украины