«Лучше всего чувствую себя, когда передо мной чистый лист бумаги»

Сегодня Михаилу СОРОКЕ, которого общественность знает, прежде всего, как главного редактора ежедневного издания органов государственной исполнительной власти «Урядовий кур’єр», исполняется 60 лет. Сорок из них он посвятил своей творческой реализации. И хотя деятельность Михаила Михайловича сосредоточивается преимущественно в журналистской сфере, но на многих делах одновременно. Михаил Сорока — председатель Киевского союза журналистов, член коллегии Госкомтелерадио... По случаю юбилея Михаила Михайловича «День» спросил, кем он считает себя прежде всего: журналистом, писателем, главным редактором? Какую деятельность в жизни воспринимает как приоритетную?
— Конечно, журналистскую. Журналистика — это профессия на всю жизнь. Я ее избрал сознательно. Начиная еще со школьных лет начал писать заметки в районную, областную газету на Волыни. И с тех пор, как говорят, душой и сердцем принадлежу журналистике. Я в этой отрасли уже свыше 40 лет (начиная с 1966-го). Лучше всего чувствую себя, когда сажусь за стол (а в последнее время — за экран компьютера) и передо мной чистый лист бумаги. А особенно, когда пишу что-то, что мне по душе.
— Вы даже издали ряд книжек...
—Да, это продолжение моей журналистской практики, моих журналистских поисков, длительных командировок. Одна из книг — «Кроки в незвідане» — посвящена диалогам с выдающимися людьми — личностями нашего времени. В течение этих четырех десятилетий работы в журналистике я имел честь со многими познакомиться и пообщаться. В частности, в этой книге есть интервью с Николаем Амосовым, Валентином Глушко, Борисом Патоном, Валерием Лобановским, Петром Яцыком и другими.
Кроме того, я много путешествовал. Я посетил более 70 стран. Для меня журналистика и дорога — это родственные вещи. В первые годы независимости Украины я часто путешествовал. Эти путешествия легли в основу книги «Світ відкриває Україну». Вспоминаю, как, например, в Объединенных Арабских Эмиратах меня спросили откуда я. Я сказал: «Ukraine». А меня переспросили: «Бахрейн?» Я был поражен, что люди знают такую небольшую страну в Персидском заливе как Бахрейн, но не знают Украину. Конечно, времена изменились. Сейчас Украина звучит в мире, заявляет о себе во многих направлениях: и экономических, и спортивных, и культурных. Но, конечно, не так как бы нам хотелось...
— Учитывая такой колоссальный сорокалетний опыт, расскажите, какие моменты в журналистике вы сегодня считаете принципиальными, основательными?
— Журналистика — это прежде всего человековедение. Журналисты пишут прежде всего для людей и о людях. Я считаю, что человечность, порядочность журналиста должны быть ключевыми в его творческом арсенале. Меня очень тревожит прагматизм, установившийся в нынешней журналистике в погоне за дешевой временной сенсацией. К счастью, свобода творчества в государстве сейчас присутствует как никогда. Но, к сожалению, все- таки большинство журналистов и средств массовой информации зависимы от тех, кто является их владельцем. Приходится с сожалением констатировать, что журналистика в Украине не настолько самодостаточна, чтобы быть независимой прежде всего экономически и социально. В отличие от западных стран. Там, конечно, тоже есть свои недостатки, но западная журналистика по сравнению с отечественной более независима и самодостаточна. А наша еще только становится на ноги. Бедность подавляющего большинства наших читателей и зрителей порождает бедность самой журналистики. Именно поэтому мы видим на экране сплошной поток алкогольной и другой рекламы, которой бы не хотелось видеть. Независимость журналистики есть тогда, когда на ней можно честно зарабатывать. Мы, пока что, только идем к этому, но эволюционируем мы в правильном направлении и я в этом плане оптимист.
— Как первый заместитель председателя, а сейчас председатель Киевского союза журналистов, вы уже в течение длительного времени имеете возможность наблюдать за тем как эволюционирует (или деградирует) украинское журналистское общество. Какие основные вехи в ее развитии за последнее время вы бы отметили?
— В украинской журналистике есть разные тенденции. Среди них много оптимистических. Все- таки она становится более глубокой, более аналитической, настойчивее пробивается к людям. Ну, иначе она бы просто не выдержала конкуренции — если бы не находила отзыва в сердцах читателей, не отвечала запросам времени.
Есть и тревожная тенденция, это тенденция разъединенности, кулуарности журналистики. Такое положение меня очень тревожит. Союз пытается обеспечить журналистскую корпоративную солидарность, соединить журналистов. В частности, журналистов различных СМИ: и телевидения, и радио, и газет, и журналов, и интернет-изданий. Союз необходим для журналистов, и он должен быть собственно журналистской организацией. Мне приятно, что ряды Национального союза журналистов пополняются. Буквально в январе я узнал, что Киевское отделение выросло на 300 членов буквально за несколько предыдущих месяцев. Но, повторюсь, сохраняется и тревожная тенденция разобщенности. Мы должны уметь объединяться и корпоративно защищать себя и свои права.
Выпуск газеты №:
№21, (2008)Section
День Украины