Перейти к основному содержанию

Много знаний — мало творчества

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения известного украинского педагога Григория Ващенко
23 апреля, 00:00

Случилось так, что уроженец села Богдановка, что на Полтавщине, проучившись в Московской духовной семинарии, священником так и не стал. Он вернулся в Украину и стал работать учителем, много времени уделяя изучению специальных трудов по педагогике и психологии. С созданием Украинской Народной Республики (1917—1920 гг.) организовывал сеть украинских школ и учительских курсов, основной целью которых было утверждение украинской государственности. В 1918 году Григорий Ващенко назначен доцентом Украинского Полтавского университета, а его работа «Общие методы обучения» становится основным учебником для высших педагогических учебных заведений страны. В 30-е годы ученый был обвинен в «буржуазном национализме» и во Время Великой Отечественной войны выехал за границу и продолжил заниматься своей научной деятельностью уже в Мюнхене, в Украинском свободном университете.

Сегодня его взгляды и идеи далеко не бесспорны. Однако с его наработками относительно методов обучения детей трудно не согласиться. Более того, они звучат очень актуально в контексте реформы нашего образования сегодня. Ученый говорил о том, что нельзя злоупотреблять памятью учащегося, так как усвоение большого объема информации в «старой школе» не только не приносило пользы, а притупляло мышление и убивало творческие способности учащихся. Он считал, что человек должен не только воспринимать информацию, но направлять свои усилия на внешнее окружение. Он предлагал проблемный метод обучения, так как проблема — это исходная точка мышления. Для него были ценны не знания сами по себе, а выработка на основе знаний определенного научного мировоззрения с помощью творческого овладения имеющейся информацией. Заданием школы считал развитие у учеников инициативы и самостоятельной мысли, выступал против пассивных методов обучения (передачи знаний в готовом виде), против использования техники авторитарного обучения, а ратовал за активную позицию ученика в процессе обучения, за стимулирование у детей духа поиска новых знаний. В основе воспитания ученый видел идею свободы, когда ребенок, субъективно будучи самостоятельным, объективно находится под продуманным и мудрым руководством педагога. Он очень переживал за то, чтобы молодое поколение вырастало настоящими патриотами Украины и чтобы это понятие молодые люди не воспринимало искаженно, чтобы «личные амбиции или узкие партийные интересы» не раздували вражду между различными регионами Украины. Григорий Ващенко прожил 90 лет и был похоронен в Мюнхене. Его творчество еще ждет своих исследователей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать