Нефтяные пары социализма
Отныне к каждой цистерне украинского бензина будет прикреплено по прокурору?Национальная комиссия регулирования электроэнергетики утвердила на второй квартал цену на нефть отечественной добычи, поставляемую на украинские нефтеперерабатывающие заводы, а также предельные уровни тарифов для нефтепродуктов, произведенных в Украине из этой нефти.
В соответствии с этим решением, основывающемся на постановлении правительства от 17 февраля, устанавливаются тарифы на переработку нефти для украинских НПЗ, а также цены на нефтепродукты для сельхозпроизводителей. С учетом всех налогов и сборов, включая НДС, они не должны превышать 1600 грн. за 1 тонну бензина А-76, А- 80 и 1300 грн. за 1 тонну дизельного топлива.
Независимый (— Авт. ) орган, созданный для регулирования энергорынка рыночными методами, подчинившись решению реформаторского правительства, занялся делом, которым прежде занимались Госплан и Госкомцен. Объясняя позицию НКРЭ, член этой комиссии Степан Белей, сказал «Дню»: «Жизнь заставляет. Российскую нефть покупаем по $170-175, поэтому на украинскую в соответствии с решением правительства установили цену $115. Соответственно будут снижены и цены на нефтепродукты, произведенные из этой нефти». Этим решением нефтеперерабатывающему комплексу Украины, по словам С. Белея, не дали возможности сильно получать прибыль — рентабельность производства нефтяного комплекса несколько прижата». С. Белей подчеркнул, что цена украинской нефти в первом квартале была еще ниже — $105 за тонну. «Беда в том, — продолжал С. Белей, — что нефтепродукты азербайджанского и греческого происхождения будут существенно дороже, тогда как украинские нефтепродукты — это лишь 10% от объема, необходимого для весенних полевых работ». По мнению С. Белея, сейчас основная задача Минагрополитики состоит в том, чтобы эти нефтепродукты попали именно туда, где они необходимы. Он сообщил, что Кабмин имеет поручение Президента «сопровождать буквально каждую цистерну прокуратуре и СБУ, чтобы не было злоупотреблений».
Тем не менее успех операции «Цистерна», похоже не обеспечен. С. Белей считает, что нефтепродукты необходимо было собирать еще в ноябре-декабре. И если, скажем, на Кременчугский НПЗ, мощность которого 18 млн. тонн, будет поступать только украинская нефть, то, по его словам, необходимого эффекта не будет. Но кто же повезет в Украину российскую нефть, если украинские нефтепродукты тут будут продаваться по заведомо низким ценам?
Очевидно, этот вопрос украинским правительством до конца не прорабатывался. «Нам основное — нужно посеять! — говорит С. Белей. — Любой ценой. Поэтому такая тревога — как обеспечить сельхозпроизводителя. Правительство хочет хоть как-то сгладить пиковое потребление нефти на селе. Идея сама неплохая, но собственные ресурсы отсутствуют, и поэтому так получается. Главное, чтобы дешевые нефтепродукты не попали туда, куда не нужно. Если этого не сделать, то и наши нефтепродукты будут продаваться по той же цене, как и российские и азербайджанские».
Похоже, именно так и случится. Если на помощь нашему рыночному правительству, все еще уповающему на административные рычаги, не придет мировая рыночная конъюнктура, в соответствии с которой в ценах на нефть наметилась тенденция к понижению.
Выпуск газеты №:
№55, (2000)Section
День Украины