Перейти к основному содержанию

Оперный коктейль против хандры

24 апреля, 00:00

Спектакль получился интересным не только для меломанов, но и для самой широкой публики. С первой и до последней минуты опера захватывает не только взрослых, но и детей, внимательно следящих за перипетиями сюжета героев Карточного королевства. Например, в прологе митинговая эйфория доводится до абсурда, когда хористы с плакатами и ветками скандируют: «Победа!», отстаивая свое мнение, абсолютно не желая слышать оппонентов. Одни хотят играть трагедию, другие — комедию, третьи — фарс. Не правда ли, подобные манифестации — очень знакомые картинки с натуры нынешней ситуации в Украине? Хотя постановщик ничего не осовременивал. Это придумал Сергей Сергеевич Прокофьев. Опера написана в 1919 году. Композитор искал новые формы воплощения музыкального материала, ломая театральные догмы. Его комедийный тон часто переходит в гротеск. Ведь для заскорузлых штампов есть очень действенное оружие — смех, ирония, сарказм. Его произведение — своеобразная пародия на оперу. А мы в очередной раз убеждаемся, что классическое произведение обладает удивительной способностью быть неподвластным времени.

Простоватый король озабочен хворями своего наследника, у которого целый букет болезней, но никакие доктора не могут его вылечить и вывести из меланхолического состояния. Тогда пробуется радикальное средство — во дворец приглашается шут. Если он рассмешит принца, то чары рассеются. Но это лишь завязка истории. Зрители окажутся вовлеченными в интриги двора, противоборств сил добра и зла, поиском волшебных апельсинов на фоне коварства, любви и чудесных превращений.

Дирижер Владимир Кожухарь признался, что когда двенадцать лет назад он вернулся из Москвы в Киев и стал работать в Национальной опере, то мечтал поставить «Любовь к трем апельсинам». Ведь у него был опыт работы над этой оперой в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, постановку которой он осуществил в 1979 году вместе с выдающимся режиссером Львом Михайловым, а Николай Кузнецов (ныне режиссер Большого театра) был их сопостановщиком. Но, к сожалению, Кожухарю от планов пришлось отказаться.

— Я понял, что в тот период по сценическому и эстетическому уровню ни труппа, ни зрители не были готовы к восприятию этого произведения, — сказал Владимир Маркович. — Зато сейчас я дождался, когда подросло молодое поколение артистов, которые понимают, как подступиться к ней, и теперь можно браться за это сложное прокофьевское произведение. «Любовь к трем апельсинам» — вершина жанра, игровая опера, пародия, капустник. И хотя в ней бушуют сильные чувства, но нет крови — все герои остаются живыми-здоровыми. Либретто мы не переделывали, шли по схеме, заданной автором. Гениальный российский композитор по-доброму высмеял старую, рутинную оперу. Здесь есть фрагмент из «Бориса Годунова» и «Чую правду» из «Ивана Сусанина», и ария Россини на одно слово — «Фарфарелла», то есть не просто цитаты, а ассоциации из мирового оперного наследия. Я счастлив, что наш театр дорос до прекрасного произведения и на нем будут расти в профессиональном плане певцы-актеры. Репетировали очень быстро — две недели. Такого подвига в нашем театре еще не было.

А режиссер Николай Кузнецов улыбаясь заметил, что столь сжатые сроки — не рекорд, а обычная практика для западных театров. Чтобы премьера состоялась в намеченный день, пришлось в авральном порядке поработать всему коллективу. Фактически подготовка шла три месяца: разучивались партии артистами и музыкантами, готовились декорации, шились костюмы. К приезду режиссера черновая работа была готова, а он уже оттачивал детали. Николай Иванович впервые осуществил постановку в Национальной опере Украины, отметив что остался доволен профессионализмом труппы и ее творческим азартом. «В этой опере мы попытались говорить о серьезных вещах с улыбкой, — подчеркнул Кузнецов, — это спектакль-коктейль».

В опере заняты асы среднего поколения Людмила Юрченко (принцесса Клариче) и Николай Коваль (первый министр Леандр), но основная нагрузка легла на плечи молодежи — Андрея Романенко (Принц), Павла Приймака (Труффальдино), Петра Примака (Панталон), Тараса Штонды (маг Челий), Ольги Нагорной (принцесса Нинетта), подключены также стажеры: Марьян Талаба, Геннадий Ващенко, Роман Смоляр. Мы увидим настоящий современный театр, где певцы не просто исполняют свои вокальные партии, а играют как драматические актеры. 26 апреля театр вновь приглашает на встречу с оперой «Любовь к трем апельсинам» — лучшее лекарство от скуки, меланхолии, хандры и весеннего авитаминоза.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать