Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Растерянные?

04 апреля, 20:42
ВЛАДИМИР ЩЕРБАК. «БЕЗ НАЗВАНИЯ»

В Центре современного искусства открылась выставка с привлекательным ароматом. Такая вот странная фраза пришла в голову после посещения экспозиции «Растерянные». Но так и есть. Ведь молодость, действительно, — лучший из ароматов жизни. А у названной экспозиции именно возрастная категория является основным качеством.

Сама выставканебольшая — всего три художника — Никита Кадан, Жанна Кадырова, Владимир Щербак, — и три холста плюс четыре графические работы. Никаких манифестов и закрученных в постомодернистском духе названий. Напротив, большинство работ помечены скромным «без названия», только одна — Никиты Кадана — носит имя в полном соответствии с сюжетом — «Человек, который висит вверх ногами».

Однако лишние слова здесь особо и не нужны. Потому что уже возраст художников (самому старшему — вызывающие 23 года) является лучшим манифестом. Все трое в той или иной степени имеют отношение к рожденной на «оранжевой» волне группировке «РЭП» (революционное экспериментальное пространство). Группа уже успела отметиться парой довольно ярких выставок, а также скандальной акцией по поводу подготовки Украины к Венецианской биеннале — причем прямо в кабинете министра культуры. Мастерская группы находится в Центре, у входа — ни дать ни взять — подрывная ячейка. Но это, так сказать, внешние характеристики. А что же там, собственно, нарисовано?

Если попытаться применить краткие описательные характеристики, то поневоле попадешь в тупик противоречий. Вот примерно так: мрачновато (но не безысходно), ярко, иронично, романтично. У Кадыровой — сиренево-синий дворник с такой же метлой идет по светло-салатовой набережной, между золотых пальм, у перламутрового моря. На другой ее картине — внизу толкутся Санта-Клаусы (видны только острые красно- белые колпаки), и глядят они на перенапряженный от красно-желтого то ли заката, то ли рассвета, горизонт. У Кадана — человек действительно висит кверху ногами. Человек обнаженный, мужского пола, оранжевый, привязан за ноги, на пылающем фоне. Выражение лица довольно веселое. Внизу вместо подписи начертан тот же подвешенный, только в форме строго геометрической пиктограммы.

Щербак на своих графических листах выводит целую популяцию странных зайцеголовых граждан. Один из них сидит спиной к зрителю чуть ли не в позе Роденовского мыслителя, группа других «зайчиков» занимается гонками, привязав к ногам высоченные и страшно неудобные колодки, третьи пускают самолетики, четвертые во вполне деловых костюмах стоят на автобусной остановке или же все- таки ловят рыбу? — бог весть.

Впечатление от всего этого — как и было сказано — сплошные противоречия. Нарисовано более-менее грамотно, даже, можно сказать, грубовато и местами дико. Художники не передают зрителю какой-то там искусствоведческий «мессидж» (послание), а обращаются прямо и без обиняков — вот тебе человек вверх ногами, а вот тебе и краски яркие, а вот тебе и зайцы угрюмо играющие. Главное, однако, — та самая волшебная цифра — от 23 и младше. Три «рэппера» — юные, и эта юность ощущается в каждой картинке и каждом мазке. И за это можно простить многое.

Во всех остальных четырех залах Центра висит уже третью неделю выставка нашего сверхзаслуженного фотографа Виктора Марущенко «Донбас — країна мрій». Половина фоток — постановочные: шахтерки в красивых, бальных и вечерних платьях, половина — социальные — шахтеры на нелегальных шахтах-копанках вручную ковыряют уголь.

После «РЭПа», смотреть отнюдь не растерянного фотографа, скучно. Не от шахтеров. И не от отсутствия новизны — ибо тех же углекопов, намного более экстравагантно, несколько лет назад уже запечатлел Арсен Савадов. А скучно — от очередного корифея, очередной раз решившего стать актуальным художником. Да ведь сколько ни молодись...

Есть один довольно немилосердный критерий оценки качества живописи: повесил бы ты ту или иную картину у себя дома на стену или нет.

Картины «Растерянных» я бы у себя дома не повесил. Пока. Но на следующую выставку пойду обязательно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать