Школа общения на равных
Волынь-1943: сближения позиций пока что нет
Безусловно, подобные встречи и обоюдный обмен мнениями необходимы, но нужно констатировать факт: снова каждая из сторон заявила о своей, взаимоисключающей, по сути, точке зрения на эту проблему. Гости отстаивали следующие тезисы: оценка событий на Волыни — это геноцид поляков, осуществленный украинцами (с элементами этнической чистки) на землях легитимного Польского государства — II Речи Посполитой; между Организацией украинских националистов (ОУН) и Украинской Повстанческой армией (УПА) нужно ставить знак равенства. Хотя известно, что именно на Волыни члены ОУН составляли абсолютное меньшинство в составе отрядов УПА.
Украинские историки акцентировали внимание на поддержке действий отрядов УПА и самообороны местным населением, пытались обстоятельно рассказать о польско-украинском конфликте... Но скорее за рамками дискуссии остались некоторые важные, если хотите, концептуальные, вопросы. Так, только кандидат исторических наук Николай Кучерепа из Волынского госуниверситета заметил: «Истоки конфликта нужно искать в государственной политике II Речи Посполитой; в январе 1939 года в Варшаве была подготовлена и принята программа сплошной полонизации и окатоличивания украинцев Волыни» (аналогичная программа начала проводиться в жизнь и на Восточной Галичине. — С.М. ). А то, что истоки конфликта уходят не только в межвоенный период, страшных времен «пацификаций» (усмирения) украинского населения Волыни и Галичины, но и в седую старину, об этом знают не только специалисты.
До 1 сентября 1939 г., то есть начала войны между Германией и Польшей, конфликт был в значительной степени законсервирован (ситуация еще больше обострилась после начатого 17 сентября «Освободительного похода» советских войск). Война — всегда экстремальная ситуация. В условиях действия в 1941—1944 гг. на территории Западной Украины нескольких антагонистических сил — немецкой оккупационной администрации, частей польской Армии Краевой, опиравшихся на эмиграционное правительство в Лондоне, польских отрядов самообороны, склонявшихся к сотрудничеству с советскими партизанами, отрядов УПА, «Полесской Сечи» Бульбы- Боровца, — очень сложно дать исчерпывающую информацию на горькие вопросы: почему так произошло и кто виноват?
Но ведь и нам, украинцам, как отметил доктор исторических наук Юрий Шаповал, «нужно наконец определиться с такой проблемой: пока государство не сделает окончательный вывод относительно ОУН и УПА и мы не пройдем болезненный тур внутреннего диалога, сложно общаться с поляками на равных».
И если уж вести диалог, то необходимо без сантиментов отвергать проявления антипольской истерии. Эту тенденцию особенно ярко продемонстрировала ситуация во время конференции: по инициативе «суперпатриотов» каждый ее участник получил ксерокопии и материалы газеты «Волынь», книгу Владимира Сергийчука в ярко выраженных провокационных обложке и, в не меньшей степени, содержании. В любом случае мы имеем абсолютное отражение позиции, представленной своей книгой польскими историками Владиславом и Евой Семашко «Геноцид украинских националистов в отношении польского населения Волыни 1939—1945» (вышла в свет в 2000 году при широкой поддержке администрации президента Республики Польша и многих министерств). Обидно, но такой подход к вопросу коллективной памяти с польской стороны превалирует. Взвешенная польская позиция возможна, по-видимому, лишь при четкой украинской; к сожалению, в данное время об этом говорить еще трудно.
Народный депутат Украины Иван Драч отметил: «На начальном этапе построения независимого государства я выдвигал такой лозунг — «дорога в Европу лежит через Польшу». Для нас польско- украинские отношения были и остаются ценными. Я думаю, когда есть какие-то проблемы между мужчиной и женщиной, но они знают, что хотят сохранить семью, то стараются как можно меньше разбираться, кто в чем виноват, потому что это «распутывание» ситуации приводит к невозможности дальнейшей жизни. И украинцы, и поляки использовались и Берлином, и Москвой. На современном этапе поляки как нация более организованы, используют любую ситуацию активнее, чем украинцы. Мы обречены жить рядом. И можем выжить только при условии, если будем уважать и прислушиваться друг к другу».
А заместитель председателя Верховной Рады Украины Александр Зинченко во время встречи с депутатом польского Сейма Яном Бирой, который был участником конференции, отметил: важно «не смешивать историю с текущей политикой», поскольку это негативно отразится не только на современном состоянии двухсторонних отношений, но и на будущем сотрудничестве между двумя странами. Именно эта мысль является основополагающей темой двух полос «Дня» «История и «Я» за 15 марта этого года, посвященных Волынской трагедии.
Выпуск газеты №:
№53, (2003)Section
День Украины