Перейти к основному содержанию

Учителя завалили тесты ВНО

По результатам проверки Украинского центра оценивания качества образования, все задания смогли выполнить только 5% педагогов...
01 октября, 11:21
ГОВОРЯ ОБ УРОВНЕ ЗНАНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ, НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ И О ТЕХ, КТО ЭТИ ЗНАНИЯ ИМ ДАЕТ. САМИ ЖЕ ПЕДАГОГИ ГОВОРЯТ, ЧТО ЧАСТО, КОГДА БЕРУТ НА РАБОТУ УЧИТЕЛЯ, НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ УРОВЕНЬ ЕГО ЗНАНИЙ. ПОЧЕМУ ТОГДА УДИВЛЯЮТСЯ, ЧТО НЕ ТАК МНОГО ВЫПУСКНИКОВ НАБИРАЮТ НАИВЫСШИЕ БАЛЛЫ В ВНО?.. / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На что способны наши учителя и какой уровень знаний имеют, недавно проверил Украинский центр оценивания качества образования. В одной из областей Украины для учителей общеобразовательных школ провели семинары-тренинги. И предложили сдать тесты ВНО, которые были использованы во время проведения внешнего независимого оценивания в 2008-2012 годах. Цель семинаров, как объясняют в УЦОКО, — дать методическую помощь учителям в подготовке к ВНО. В них приняли участие почти 70% педагогов, которые преподают эти предметы в школах региона. Тесты предложили по украинскому языку и литературе, математике, физике, химии, биологии и английскому языку. В принципе, это те предметы, которые чаще всего выбирают выпускники. Результаты этого эксперимента обнародовал директор УЦОКО Игорь Ликарчук, назвав их шокирующими.

«Основные результаты таковы: правильно выполнили все задания в тестах не больше 5% учителей. В частности, по химии таких — 4,7%, по физике — 3,9%, по украинскому языку и литературе — 3,8%, по математике — 2,9%, по биологии — 1,6%, по английскому языку — 0,8%. Ни один учитель английского языка из 29 регионов этой области не смог правильно выполнить все задания теста, из 28 регионов — по биологии, из 25 регионов — по математике. 76 педагогов из общего количества участников семинаров-практикумов не смогли выполнить больше 25% заданий», — отмечает Ликарчук.

И это проблема не только одной области, в которой проводились эти тренинги, а всех регионов. Такую ситуацию Ликарчук называет большой бедой, которой непременно должно заняться Министерство образования и науки. Раньше УЦОКО обнаружил еще один, не менее важный пробел среднего образования: здесь сравнивали результаты ВНО с аттестатами выпускников, в частности тех, кто получил медали за отличную учебу. Соответственно, должны были бы выполнить задания внешнего независимого оценивания на «ура». Но проверка обнаружила, что полученные медали не соответствовали их реальным знаниям (только 9% медалистов из 20 тысяч подтвердили свои знания и набрали наивысшие баллы во время ВНО). Ни для кого не секрет, что многие родители готовы заплатить деньги за хорошие оценки, только бы у ребенка была медаль и дополнительные преимущества при поступлении в высшие учебные заведения. Вот сейчас и последствия.

Наверное, такие цифры станут еще одним аргументом, что МОН стоит начать разработку реформы для средней школы. Потому что чем дальше, тем больше недостатков существующей системы выходит на-гора. Сами же учителя на ситуацию с проверкой их знаний отреагировали резко и критически. Кое-кто даже осмелился назвать область, где проводился этот эксперимент, потому что в УЦОКО эту информацию решили не обнародовать, чтобы не заострять ситуацию. Поэтому если верить пользователю социальной сети Сергею Лимонову, местом для эксперимента стала Харьковщина. Также Лимонов описывает условия, при которых проводились эти тренинги: «...Вызвали на методическое объединение, а затем загнали в кабинеты и, время от времени угрожая последствиями, за 40 минут в холодном темном помещении вынуждали людей выполнять задания ВНО, которые были некачественно распечатаны, иногда невозможно прочитать или увидеть клеточки для ответа. А теперь шокированы результатом».

Но есть среди педагогов и другое мнение: когда принимают на работу учителя, никого не интересует уровень его знаний, особенно если идет речь о небольших провинциальных городках, где существуют проблемы с кадрами. Никто не проводит профессиональных собеседований, тестов и не дает тех же заданий по ВНО. Конечно, учителя  все разные, но если уверенны в своих знаниях, то почему бояться таких проверок? А сейчас разгорелась дискуссия уже между педагогами, многие из них обвиняют МОН и УЦОКО в том, что сами никаких аттестаций не проходят, а учителей вынуждают. Чтобы не загонять ситуацию в тупик, кое-кто считает, что следует объединять государственную итоговую аттестацию и внешнее независимое оценивание в один процесс. Потому что ГИА постепенно превращается в формальность, когда полученные на экзаменах оценки часто не отвечают реальным знаниям учеников.

— Мы должны изменить систему параллельности школьного обучения в старших классах, когда подготовка к ВНО — это один процесс, а окончание школы и обучение — совсем другой, параллельный процесс, — считает председатель Общественного совета МОН Галина Усатенко. — Слова Игоря Ликарчука о результатах проверки учителей я могу подтвердить на собственном опыте,  потому что мой ребенок учится сейчас в 11-м классе. У них одна учительница читает украинский язык и литературу по понедельникам и средам, а другая учительница, которая более компетентна, по пятницам проводит так называемые факультативы по подготовке к ВНО. Хотя большинство родителей и учеников предпочитали бы поменять педагогов местами. Соответственно, многие говорят о необходимости совмещения ГИА и ВНО, это поможет хотя бы как-то решить проблему параллельности, а тех учителей, которые не способны готовить к ВНО, заставит что-то подучить. И здесь большая нагрузка возлагается на институты повышения квалификации и ответственность самого учителя. Такие факты усиливают потребность в системном изменении ситуации.

Заместитель министра образования и науки Павел Полянский раньше отмечал, что МОН думает над тем, каким образом реформировать среднее образование, и что делать с ВНО и ГИА. Обещал, что министерство будет проводить ради этого общественно-экспертные обсуждения, потому что оценивать не должен ни тот, кто учил, ни тот, кто будет учить. Весной этого года от экспериментов в среднем образовании отказались из-за военных действий на востоке страны. Увидим, что изменят чиновники уже в текущем учебном году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать