Антимонопольное расследование как стимул для «Газпрома»
Эксперты «Дня» — о том, как Украине использовать исследование Еврокомиссии для достижения энергетического компромисса с Россией![](/sites/default/files/main/articles/23092015/6gazprom.jpg)
На конец сентября запланирована очередная трехсторонняя газовая встреча ЕС — РФ — Украина. Об этом сообщил вице-президент Европейской комиссии по энергосоюзу Мapoш Шeфчoвич. «Возможно, встреча будет в Брюсселе...», — объяснил он и добавил, что текста договора еще нет. Теперь стороны готовят свои финальные предложения.
Как известно, Россия настаивает на том, чтобы цена газа в четвертом квартале в соответствии с подписанным газовым договором от 2009 года, была около 252 долларов за тысячу кубометров.
С этим не согласны в украинском правительстве. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин называет «нерыночной» такую цену. Он отметил, что стоимость транспортировки этого газа по территории Украины составляет 32 доллара за тысячу кубометров, и на газовых переговорах Киев исходит из того, что, как минимум, на эту сумму цена газа должна быть снижена. Поэтому, по оценкам Демчишина, она должна составлять «не выше $230». Поэтому, очевидно, стороны будут торговаться.
Между тем на газовые переговоры может повлиять еще один фактор — результаты антимонопольного расследования ЕК против «Газпрома». Еще 22 апреля 2015 года российский монополист получил официальное сообщение от Еврокомиссии о таких претензиях. Но с ответом медлил вплоть до сегодняшнего дня. «Газпром» в ближайшее время обсудит с еврокомиссаром по вопросам конкуренции Маргарет Вестагер возможность в досудебном порядке урегулировать антимонопольные претензии, выдвинутые Еврокомиссией, сообщил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев. «Мы направили наши предложения по урегулированию претензий, которые формально были выдвинуты против «Газпрома». ...28 сентября наш формальный ответ все равно отправим, потому что до 28 числа вряд ли можно будет достичь формального урегулирования. Эти процессы (урегулирование претензий и переговоры с Вестагер — Авт.) будут проходить параллельно», — добавил он.
Может ли воспользоваться украинская группа переговорщиков «антимонопольным» фактором? Мнения опрошенных энергетических экспертов разошлись, но они утверждают, что в любом случае нужно попробовать.
С одной стороны, это действительно неплохой шанс, говорит «Дню» председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван НАДЕИН. Но с другой, продолжает он, есть негативный опыт строительства ЕС и РФ «Северного потока». «Это свидетельствует о том, что Евросоюз думает, в первую очередь, о своей безопасности, а уже потом — о нашей. Можно, конечно, надеяться до последнего, но, на мой взгляд, особых надежд возлагать не стоит», — отмечает он. По мнению Ивана Надеина, в газовых переговорах для Украины главным должен быть другой аргумент: хочет ли «Газпром» и дальше видеть украинский рынок одним из основных? Де-факто, объясняет эксперт, от непродажи газа Украине российская компания теряет миллиарды, поэтому логично, что вообще избавиться от такого покупателя ей невыгодно. Следовательно, продолжает он, Украина, опираясь на мощности своих газовых хранилищ и транзитные возможности, должна вести разговор с россиянами с позиции сильной стороны. А ЕС в данном случае, по его мнению, должен исполнять роль гаранта достигнутых договоренностей.
Бывший уполномоченный Президента по международным вопросам энергетической безопасности Украины Богдан СОКОЛОВСКИЙ считает, что теперь сложно воспользоваться «антимонопольным» аргументом в переговорах, потому что Украина не является членом ЕС и полноценным участником Энергосоюза. «Раньше было много шансов исправить эту ситуацию. Но не воспользовались. Что теперь? Активнее приобщаться к единому энергопространству с ЕС, и тогда будем иметь полное право требовать применения по аналогии в суде против «Газпрома» результатов этого антимонопольного расследования», — считает он.
«Однозначно нужно поменять схему взаимодействия на базе контракта с «Газпромом». Украине нужно стать восточноевропейским газовым хабом и покупать газ для ЕС на границе с Россией. Только так наша страна сможет полностью имплементироваться в Европейское энергетическое сообщество и претендовать на все инструменты защиты в его рамках (в том числе апеллировать тогда к антимонопольному расследованию). «Газпром» этого не хочет, поэтому упирается», — почти вторит Надеин.
Выпуск газеты №:
№172, (2015)Section
Экономика