Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бизнес Донбасса против федерализации

Геннадий ЧИЖИКОВ: «Предпринимателям не нужны границы внутри страны»
29 апреля, 12:01
ГЕННАДИЙ ЧИЖИКОВ

Промышленность и внешняя торговля в Украине в последнее время не демонстрируют позитивной динамики. Спад был зафиксирован во все первые месяцы текущего года: в январе — на 5%, в феврале — на 3,7%. В среднем за первый квартал он составил 5%. Такая ситуация волнует сегодня не только власть, но и бизнес. Одним из инструментов, призванных создавать условия для развития предпринимательства, поддержки как крупного, так и среднего, и малого бизнеса, налаживания торговых связей между украинскими предприятиями и зарубежными партнерами, является крупнейшая бизнес-ассоциация страны — Торгово-промышленная палата Украины, в которую входят около 10 тысяч предприятий. «День» встретился с президентом ТПП Геннадием ЧИЖИКОВЫМ, чтобы узнать о перспективах дальнейшего участия украинского бизнеса в мировой торговле.

Какой настрой сейчас у бизнеса восточных регионов? О чем сообщают вам в эти дни  палаты Донецка и Луганска?

— Эти регионы играли и, я уверен, будут и дальше играть важную роль в экономике Украины. Там «бьется» наше индустриальное сердце, сосредоточены промышленные традиции и возможности страны, которые сегодня, к сожалению, используются далеко не полностью. К примеру, Донецкая область в 2014 году лидирует по темпам падения промышленного производства. В марте оно достигло 20,1%, тогда как в целом по Украине — 6,8%. А за первый квартал составило 13% против общеукраинского показателя в 5%. Несколько иная картина в Луганской области. В марте производство там выросло на 3,9%, и это уменьшило темпы его снижения по итогам первого квартала до 1,6%.

Эти показатели, как и нынешние события на востоке страны, требуют осмысления. Тем не менее, мы все надеемся, что исход будет только мирным, и решения будут найдены на основе диалога и консенсуса, которые всегда были присущи украинскому народу. Это придаст положительный импульс и производству, и торговле. Бизнесу, как известно, для эффективной и продуктивной работы нужны стабильность и предсказуемость, он хочет знать и принимать участие в выборе приоритетов, целей и задач, определяемых для страны, понимать, куда она движется. Нынешняя ситуация, особенно внешний ее фактор, который накладывается еще и на внутриполитические слагаемые, а также кризисные явления, не может не вызывать  беспокойства и заставляет думать в первую очередь о том, что делать дальше.

Нет сомнений, что бизнес Донецкого и Луганского регионов видит свое будущее только в составе Украины, он считает себя локомотивом развития экономики Восточной Украины. И это тем более реально в свете того, что на повестке дня в стране стоят вопросы децентрализации, расширения полномочий по принятию решений, связанных с экономическим развитием в каждом отдельном регионе. Что касается таких радикальных требований, как федерализация, то в бизнес-среде для них нет почвы, никакие границы внутри страны предпринимателям не нужны. Как средний и малый бизнес, так и крупный видят себя неотъемлемой частью общего украинского пространства. И не случайно и правительство, и бизнес, и местные власти говорят об одном и том же: нужно садиться за общий стол и искать формы взаимодействия.

Недавно вы принимали участие во встрече промышленников и предпринимателей с премьер-министром Украины Арсением Яценюком. Удалось ли найти консенсус правительства с бизнес-средой, что может об этом свидетельствовать?

— Это был очень важный, результативный разговор, инициированный Украинским союзом промышленников и предпринимателей. В нем принимали участие и другие бизнес-ассоциации. Мы надеемся на его продолжение. Нам нужно объединить усилия власти и бизнеса в преодолении такого опасного явления, как коррупция, добиться успеха в дерегуляции экономики, которая напоминает цепи на ногах у бегуна, от чего бизнес становится неповоротливым, менее эффективным и теряет конкурентоспособность. В ходе обсуждения этой проблемы мы пришли к выводу, что необходимо углублять торгово-экономические связи не только со странами Евросоюза, СНГ, но и всего мира.

Примеры успешных экономик Польши и Турции показывают, что начинать нужно с создания благоприятных условий для развития бизнеса внутри страны, с жесткого противодействия коррупции. Правительство обещает уделить этому первостепенное внимание.

В Украине стремительно падал курс национальной валюты, и только недавно эту тенденцию удалось остановить. Есть мнение, что девальвация способствует росту экспорта и, следовательно, улучшению торгового баланса страны. А как на самом деле?

— Валютный курс вызывает беспокойство и у бизнеса, и у простых граждан. Он влияет на жизнь каждой семьи, на работу любого предприятия. Что касается положительного воздействия девальвации на рост экспорта, то это не совсем так. Ведь одновременно становится дороже импорт, от которого наша экономика сильно зависит. И поскольку Украина является частью глобальной мировой экономики, то девальвация национальной валюты, сильные скачки ее курса по отношению к доллару никак не способствуют динамичному развитию экономики и, наоборот, запускают кризисные механизмы. Причем всегда находится кто-то, кто пытается такой ситуацией воспользоваться в корыстных целях. По этому вопросу мы уже обращались в Национальный банк с соответствующими пожеланиями. Все мы — и обычные граждане страны, и бизнес — заинтересованы в том, чтобы система управления финансами была прозрачной и предсказуемой, а все ее действия носили публичный характер.

23 апреля Евросоюз в одностороннем порядке предоставил Украине таможенные преференции на экспорт. Готовы ли мы, по вашему мнению, принять такой подарок?  За счет каких товаров наша страна может нарастить свой экспорт в ЕС?  Есть ли там на них спрос? Можете ли назвать лидеров этого спроса? Это, например, железная руда, зерно, химическая продукция?..

— Действительно, автономные преференции, предоставленные Евросоюзом украинским товарам, начинают действовать с 23 апреля, 22 апреля в официальном  журнале Еврокомиссии опубликовано соответствующее постановление. Это дает возможность нашим предприятиям поставлять товары в Европу на льготных условиях. Европейский рынок для нас был и останется чрезвычайно привлекательным. Туда уходит почти треть продукции отечественных предприятий. Наша задача — максимально использовать открывающиеся возможности, в том числе — подключить к европейскому направлению те предприятия, которые в результате последних событий потеряли свои рынки. Важно, чтобы правительство и бизнес-ассоциации решали эти задачи сообща, чтобы наша индустрия была подготовлена к работе на рынках Европы.

Торгово-промышленная палата проводит серьезную разъяснительную и консалтинговую работу, мы подготавливаем не только членов ТПП Украины, но и всех отечественных предпринимателей к новым правилам работы на рынке ЕС.

Что касается лидеров спроса, то, по нашему мнению, это — продукция агропромышленного комплекса, металлургической и горнодобывающей промышленности, определенная часть продукции химических предприятий. Важно также подключиться к этому и отечественным предприятиям машиностроительного комплекса. Сегодня для них открывается возможность пойти по пути субконтрактинга — перспективного подхода, который заключается в том, что наши предприятия имеют возможность стать подрядчиками крупных и средних европейских компаний в изготовлении определенных агрегатов и деталей. Особое место в украинском экспорте может и должно принадлежать также  IT-технологиям, где мы имеем определенные преимущества.

Я думаю, что сейчас самое главное снимать определенные психологические барьеры, знакомить бизнес с открывающимися возможностями, готовить его к работе в европейских условиях. И ТПП Украины, и региональные палаты регулярно проводят семинары, круглые столы, в ряде региональных палат открыты так называемые европейские офисы, где можно получить консультации и необходимую документацию. Наш портал export-ua позволяет предпринимателям в режиме on-line получать необходимую информацию о правилах и условиях работы на европейском и других зарубежных рынках.

Европейский рынок важен для нас и тем, что, получая доступ на него, мы получаем подтверждение конкурентоспособности нашей продукции и на рынках других стран мира.

Конкурентоспособна ли в Европе продукция украинского IT-сектора и идет ли она туда по официальным каналам?

— В последние пять лет мы продемонстрировали миру потенциал украинской IT-индустрии. Среди лидеров этой новой передовой отрасли — Львов, Киев, Харьков и ряд других городов. Мы видим, что наши разработки пользуются большим спросом как в Европе, так и в Соединенных Штатах, в других государствах. Достаточно сказать, что по своим показателям украинский IT-сектор уже входит в четверку ведущих стран мира в этой области. Ныне мы являемся свидетелями, как в некоторых крупных городах Украины развиваются полноценные «айтишные» кластеры, создаются бизнес-инкубаторы, где работают и учатся представлять свои проекты потенциальным инвесторам молодые специалисты и предприниматели. На базе ТПП Украины, кстати, также успешно функционирует iHUB, где одновременно реализуются более 40 проектов. Наши эксперты консультируют «стартаперов» (у них очень серьезный потенциал) в вопросах бизнес-планирования и поиска инвесторов. Я считаю, что это и есть реальный путь для нашей молодежи в глобальный мир.

Евросоюз, как сообщается на сайте ТПП, исключил крымский бизнес и даже тот, который имеет сертификаты происхождения, выданные вашей палатой, из преференциального режима. Не расценит ли это Россия как признание, хотя бы де-факто, аннексии Крыма? И тут же еще один «крымский» вопрос: чем ваши юристы могут помочь бизнесу в деле защиты собственности на полуострове?

— Действительно, на товары, произведенные в Крыму, Европейский Союз не будет предоставлять преференции. Это связано с тем, что Торгово-промышленная палата Украины сейчас по известным причинам не имеет возможности контролировать и координировать деятельность палат Крыма и Севастополя по оформлению и выдаче сертификатов происхождения. И мы, и наши европейские партнеры должны быть абсолютно уверены в том, что эти товары именно украинского происхождения. Мы уже проинформировали своих коллег из палат Крыма и Севастополя, что преференциальные сертификаты формы А от крымских и севастопольских предприятий в ЕС не будут приниматься. Да и сами эти ТПП не будут признаваться в ЕС в качестве органов, уполномоченных выдавать преференциальные сертификаты.

Юридические подразделения торгово-промышленных палат могут помочь бизнесу защитить их собственность и, соответственно, нарушенные права в судебных инстанциях, в том числе международных. Прежде всего, мы осуществляем правовую экспертизу сложившейся конкретной ситуации и соответствующих документов, оказываем юридические консультации, участвуем в переговорах с контрагентами, различными госучреждениями.

Но Украина рассматривает Крым как свою территорию, и если товар, скажем, продукция виноделия действительно произведена там, то почему ТПП Украины или же, например, Херсонской области не может выдать сертификат происхождения?

— Работа предприятий в Крыму пока до конца не отрегулирована. Предприниматели задают нам множество вопросов. И мы ежедневно консультируемся по ним и с правительством, и с Администрацией президента. На Крымском полуострове в ближайшее время начнет работать российская таможня. Если товар с той стороны будет поступать в Украину, значит, у его производителей или экспортеров будут возникать обязательства перед Россией по налогу на добавленную стоимость. Эти и аналогичные проблемы еще не урегулированы. Да и будут ли вообще урегулированы, пока будет сохраняться режим оккупации? Это серьезная боль и для государства, и для бизнеса... Будут ли найдены какие-то компромиссы в этой ситуации, пока не ясно.

Приближается дата, к которой члены ТПП и другие крупные экспортеры обязаны впервые сдать отчет по трансфертному ценообразованию. Не создал ли соответствующий закон, принятый предыдущей властью, непреодолимых препятствий для украинских участников внешнеэкономической деятельности?

— Сфера действия этого закона постоянно привлекает внимание как контролирующих органов, так и самого бизнеса, который столкнулся с рядом неудобств в связи с принятием этого документа. Очень многое требует прояснения. Недавно мы проводили совещание по этому поводу и обратились в соответствующие органы, высказав свое мнение, что закон требует доработки, более четких норм.

Торговля во все времена была двигателем прогресса и агентом мира. Есть ли у торгово-промышленных палат, действующих во всех регионах Украины, возможности для того, чтобы сблизить и консолидировать интересы региональных элит, занять более активную позицию в отстаивании единства нашей страны?

— Торгово-промышленная палата занималась и занимается этим на протяжении всей своей истории. Сближать бизнес, сотрудничать с властями на региональном уровне всегда было одной из наших приоритетных целей, ведь палаты представляют и защищают интересы бизнеса. Торгово-промышленные палаты — организации, если можно так сказать, «глубокого погружения», то есть они представлены во всех регионах страны и главную свою задачу видят в развитии не только внешнеэкономических связей, но и внутреннего рынка, регионального сотрудничества.

Последнее важно и для развития инвестирования в украинские предприятия со стороны отечественного бизнеса. Если есть ресурсы, почему не открыть филиал в соседнем регионе, где на твой продукт имеется спрос? Так создается внутренний рынок, а при этом дополнительные рабочие места. Палаты в регионах активно работают в этом направлении: проводят семинары, выставки готовой продукции, презентации перспективных проектов, помогают в поиске инвесторов. Мы видим, что в результате предприятия становятся сильнее не только на внутреннем рынке. У них появляются возможности выходить на внешние рынки, причем даже у представителей среднего и малого бизнеса (им намного сложнее это сделать, чем крупным предприятиям).

Хочу еще раз отметить, что соглашение с ЕС о зоне свободной торговли открывает Украине также дорогу на новые рынки, в том числе стран Азии, Африки и Латинской Америки. Пришла пора всем нам серьезно подумать об экономическом патриотизме. Не только государство, власть, но и бизнес должен защищать и продвигать свои интересы за рубежом, стремиться произвести такую продукцию, которая будет востребована во всех уголках мира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать