Григорий МАЙСТРЫШИН: «Кроме выборов, в стране есть еще экономика...»

Вопреки требованиям парламентской оппозиции, Верховная Рада отказалась отклонить проект государственного бюджета на 2005 год и приняла его к рассмотрению. Оба проекта постановления, предлагающие отклонить проект госбюджета, не были поддержаны: один из них набрал 206 голосов, второй — 209 при необходимых 226-ти. Как уже сообщалось, первое чтение госбюджета-2005 запланировано на 20 октября, второе на 19 ноября, третье — на 1 декабря. Члены парламентской коалиции уверены: бюджет-2005 будет утвержден. Правда, уточняют: со значительными изменениями и после напряженных дебатов. «В спокойной обстановке его, к сожалению, не удалось принять ни разу, однако здоровый компромисс находили всегда», — говорит, в частности, Григорий Майстрышин, член бюджетного комитета, успевший изучить два толстенных тома проекта госбюджета почти досконально.
— Эксперты полагают, что одобрению бюджета-2005 может предшествовать внесение изменений в бюджет-2004, необходимых для повышения пенсий. Это так?
— Изменять действующий бюджет надобности нет. В поправках к профильному закону, одобренных в конце прошлой сессии, прописано, что доходы от приватизации идут на повышение социальных выплат, прежде всего, пенсий. Напомню, что основа нынешнего роста пенсий — приватизационный ресурс, а поскольку это предусмотрено законом, то нужно только согласование статей затрат с бюджетным комитетом. Правительство не занимается самодеятельностью, а играет по правилам, предварительно согласованным с депутатским корпусом.
— Многие считают повышение выплат накануне выборов заигрыванием с избирателем…
— Если есть возможность поднять зарплаты, пенсии и стипендии, то почему не сделать этого сейчас? Какая разница, кто как воспримет, неужели лучше придерживать средства? Поверьте, люди это оценят. Кроме того, повышения не спонтанные, а запланированные еще по результатам роста в первом квартале.
— Есть опасения, что после октября все вернется на круги своя…
— Беспочвенные опасения. Новый уровень выплат не так уж и высок, планка реальная, и ее несложно удержать.
— В зале парламента обстановка довольно напряженная, может ли это, на ваш взгляд, стать причиной непринятия бюджета-2005?
— Люди, которые блокируют его утверждение, не могут не понимать, что от основного финансового документа напрямую зависит наполнение местных бюджетов, на чем и держится вся экономика. Каждый хочет, чтобы интересы его и его избирателей были учтены максимально полно. Бюджет — это глобальный компромисс, вспомните, его всегда утверждали в 240—260 голосов. Пока что нам удавалось этот компромисс находить, другой вопрос — какой ценой.
— Какой будет цена на этот раз?
— Главное — вопреки всем «стараниям» оппозиции принять его вовремя, до декабря. Кроме выборов, в этой стране есть еще экономика, не терпящая дестабилизации. Не хотелось бы, чтобы подъем превратился в спад только потому, что мы здесь таблички на дверях президента меняем. Хватит того, что парламентская трибуна постоянно используется в качестве предвыборной площадки.
— Компромисс требует взаимных уступок, насколько значительных?
— Несложно предвидеть, что окончательный вариант документа будет сильно отличаться от поданного проекта. Главным предметом «торга» станет доходная часть. Петр Порошенко уже сегодня заявляет, что она нереальная. Это достаточно серьезные обвинения, ко второму чтению документа Минэкономики должно предоставить все расчеты и обоснования, чтобы не возникало никаких сомнений. Итак, первое — макроцифры, второе — сельское хозяйство. Нельзя нарушать ранее взятые темпы финансирования, новый бюджет обязательно должен предусматривать селянам уменьшение ставки целевых долгосрочных кредитов. Также серьезные вопросы, в том числе по причине проведения реформы, возникнут с финансированием Минобороны. Четвертая позиция — увеличение госдолга. Сегодня говорится о 160-ти миллионах долларов, необходимых для покрытия бюджетного дефицита, в том числе и вопросов обеспечения пенсионных выплат.
— Ваш прогноз: какими будут окончательные цифры бюджета?
— Не меньше ста миллиардов точно, этот психологический рубеж мы не сдадим. Думаю, плюс- минус пять миллиардов от изначальной суммы.
— Как, по вашим прогнозам, будут голосовать вчерашние члены парламентского большинства?
— Необходимо учитывать, что нынешний бюджет специфичен не столько потому, что принимается накануне выборов президента, сколько потому, что предшествует выборам парламентским. Прибавьте сюда недавно утвержденную пропорциональную избирательную систему. Очевидно, что представители каждой политсилы станут лоббировать свои интересы, чтоб было с чем идти к избирателю накануне гонки.
— Есть мнение: те, кто «неожиданно» поддержат бюджет, позже скажут «да» политреформе.
— Не знаю, я бы не стал напрямую увязывать, слишком большая разница: там необходимый минимум — 300, здесь — 226 голосов. Бюджет принять проще, хоть у некоторых колеблющихся мотивация действительно будет схожая.
— Предусматривает ли проект бюджета внесение в него изменений?
— Это абсолютно правильная норма, тем более необходимая при значительных темпах экономического роста. Надеюсь, нам будет что увеличивать.
Выпуск газеты №:
№173, (2004)Section
Экономика