Кто разрядит инфляционную бомбу
Плач о реформах как ритуальное предвыборное действоПрезидент охотно живописует отчаянное положение экономики до его воцарения. Но вспомним, что в 1993 г. он был премьер-министром, причем с исключительными правами: декреты правительства имели силу закона. Напомню, что его главным экономистом, ответственным за реформы, был Виктор Пинзеник, который еще долго оставался в команде и после того, как Л.Кучма стал президентом. Поэтому очевидно, что та страшная гиперинфляция, а к ней и рекордный дефицит бюджета, и хаотические действия в сфере управления со всеми их разрушительными последствиями и для экономики, и для людей, на которые жалуется Президент, — в значительной мере результат деятельности как его собственной, так и его приближенных.
Можно вспомнить о трастах, об увольнении председателя Национального банка Вадима Гетьмана и другие действия, не принесшие пользы экономике государства. После Л. Кучмы обязанности премьера были возложены на Ефима Звягильского, которому за короткий промежуток времени удалось сбить инфляцию, даже понизить цены на горючее... Разумеется, и он не без греха. Но вот избрали Президентом Л. Кучму, вновь получил свободу действий В. Пинзеник — и опять взлет гиперинфляции, вызвавший к жизни пресловутую жесткую монетарную политику, которая и до сегодняшнего дня не позволяет производству стать на ноги. Так что и «до», и «после» режиссеры одни и те же. А результаты известны.
Второй аргумент Л. Кучмы — жалобы на противостояние — дескать, мешают работать. Но эти мотивы звучали и в бытность Президента премьером. Дали беспрецедентные полномочия — ничего не вышло. Стал президентом — опять власти не хватает. По-видимому, Леонид Данилович никак не поймет, что в стране с разваливающейся промышленностью, нищим населением, катастрофически растущей безработицей и богатством немногих, политических противостояний не может не быть. Как не может только одна группа людей, угодная Президенту, претендовать на монополию истины. Сам лозунг о том, что курс Президента безальтернативен — это свидетельство недостатка культуры и явного неумения идти на компромиссы ради продвижения вперед. Это повторение худших черт политики КПСС, закончившейся крахом. Причем ошибки кроются не в каких-то отдельных элементах, а в самом экономическом курсе.
И, наконец, легковесные, ничем не обоснованные обещания. Стыдно читать, как Президент обещает удвоение реального ВВП в предстоящие 10 лет. Да откуда они возьмутся, эти приросты, уже с будущего года в 5, а затем и 8 проц.?! С оборудования, изношенного на 60 и больше процентов? С неплатежей и задолженностей, которые к концу года достигнут двух годовых национальных продуктов? С ничтожной емкости внутреннего рынка, парализованного неплатежеспособностью предприятий и населения и забитого импортными товарами? С сокращающихся внешних рынков, на которых Украина не может занять своих конкурентных ниш? Это же чистой воды блеф, навязанный Президенту придворными блюдолизами.
Взять одобренные Президентом кабминовские предложения по налогам. Все сводится к уменьшению ставок, да еще к мораторию на изменения. Первая часть, безусловно, полезна. Но как снизить ставки, не уничтожая образования и здравоохранения? Не учитывается: система налогообложения порочна в принципе. И никаких кардинальных предложений по ее изменению! Закрепление же этой системы в налоговом кодексе, да еще и запрет на изменения, а это прозвучало как стратегическое предложение, обречет экономику на окончательное издыхание.
У Президента и правительства до сих пор нет ясности, как определять приоритеты. Правительство увязло в финансовых проблемах (а по Закону Паркинсона они вечны!) и не может найти ресурсы для поддержки хотя бы нескольких приоритетов.
Президент постоянно жалуется на слабость банковской системы. Но она не может быть сильной при стагнирующем производстве. В России накачали банковскую систему кредитами и спекуляциями, поэтому она, не имея фундамента, рухнула при первом же толчке. Наша устояла именно из-за слабости реальной экономики. Наша экономическая политика фактически направлена на второстепенные цели: устойчивость валюты, миражи иностранных инвестиций, но не на поддержку и стимулирование производства. На такой основе в экономике не может сложиться ничего хорошего. Тем более, что уже давно пора задуматься над тем, как разрядить инфляционную бомбу. А она ведь вновь когда-то рванет.
Убежден, начинать нужно с ликвидации неплатежей, принятия мер по повышению емкости рынка, изменению налоговой системы, кредитно-денежной и финансовой политики, стимулировать протекционистскими способами подъем некоторых производств. То есть, нужно дать промышленности подышать, добиться оживления, которое создаст кредитоспособный спрос на инвестиции, после чего может начаться подъем.
Президент не устает повторять, что экономика стоит, потому что застряли реформы, которым противодействуют недруги. Но он не учитывает или не способен понять, что между ходом реформ и стагнирующей промышленностью зачастую действует обратная зависимость. Предприятия, стоящие и нерентабельные, нельзя правильно оценить. А объективный оценщик — фондовый рынок — в упадке. Надежды на то, что приватизация вдохнет жизнь в предприятия, не оправдываются. Всеобщие неплатежи, отсутствие кредитов и платежеспособного рынка подавляют всех — без различия форм собственности. В этих условиях плач о реформах превращается в ритуальное ругательство. В большинстве случаев, говоря о недостаточности реформ, люди сами не знают, о чем идет речь. Например, разрешать продажу земли сейчас, когда крестьяне обнищали, крайне опасно. Их быстро ограбят, превратят в голодных безработных. Что касается фермерства, то и оно невозможно без кредитов, создания соответствующей инфраструктуры, на что потребуются десятки лет. Посмотрите, к чему привело форсирование аграрных реформ в России. Собственной сельскохозяйственной продукции там практически нет. Так что продвигаться вперед нужно осмотрительно, без спешки. Напомню примеры: когда начались реформы, были ликвидированы оптово-сбытовые структуры. Их место заняли частные посредники. Но они превратили товарный рынок в криминальную сферу, начали, по сути, беззастенчивый грабеж производителей. А теперь все стонут, где деньги? Деньги у посредников, в теневом обороте. Создали хаос в финансах, но не сохранили государственного бюджетного банка. Сколько денег ухлопали на реформирование энергорынка (по иностранному проекту, который они сами себе оплатили за наш счет!), и ничего не вышло, потому что не решается вопрос платежей, больной для всей нашей экономики.
Если принять во внимание не только гривну, но и доллары, то монетизация нашей экономики больше 70 проц. Однако подавляющая масса этих денег не обслуживает производство. В этом истинная причина инфляции. А у производителей денег нет (только 1,5 процента оборотных средств). Поэтому наращивать нужно не монетаризацию вообще, а кредиты производителям. И при этом, по возможности, перекрывать пути утечки денег к посредникам, в тень, за рубеж. Ограничивать импорт, не допускать перетока кредитов и бюджетных средств на валютный рынок. То есть, наряду с добавкой гривневой массы нужно повлиять на ее размещение. Это сложно. И этим не хотят заниматься.
Окружение Президента запугало его инфляцией. Это устрашающее пугало уже давно парализовало его волю к переменам. Но пугало, если о нем часто говорить, превращается в настоящую бомбу замедленного действия (вспомним о наших неподъемных внешних долгах).
Однако человеку, столько раз ошибавшемуся и упорствующему в своих ошибках, не подходит роль минера. Им станет новый Президент, и я думаю, что у нас хватит мудрости сделать правильный выбор.