Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Зачем Сергей ТАРУТА собирал олигархов?

«Они должны понимать: никакой бизнес не имеет смысла, если развалится или обанкротится страна»
01 декабря, 10:13
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Третья встреча украинских олигархов в гостинице «Хаятт» в минувшую пятницу сорвалась. На ней планировалось обсудить и в случае достижения согласия всех участников принять меморандум о новых принципах и обязанностях ведения бизнеса в Украине. О причинах срыва встречи  и позиции  большого бизнеса относительно изменения  правил игры «Дню» рассказал народный депутат, бывший председатель Донецкой облгосадминистрации Сергей ТАРУТА:

— Почему вы инициировали встречи олигархов?

— Мне уже нечего терять, я вижу свою задачу их всех объединить. Сейчас бизнес пытается выживать как может, потому не консолидируется в той мере, как было бы нужно. Как результат — много распыленных бизнес-структур: УСПП, Федерация работодателей — все они сами по себе пытаются выработать какие-то рекомендации для власти. Но это только отражение части интересов предприятий. Бизнесмены хотят спастись в одиночку... Если же не будем думать о стране вместе, то всех ожидает банкротство: сначала экономическое, социальное и в итоге — политическое.

— Расскажите о меморандуме, который должны были подписать в рамках этого «клуба»?

— С одной стороны, это принципы поведения бизнеса, с другой — обязанности, которые должны убедить общество и внешний мир в реальности перемен в Украине. Это еще и шаг, который не позволит, прежде всего, руководству страны в дальнейшем оправдывать свое неэффективное управление деятельностью олигархов. Уже никакого массового влияния олигархов нет, остались только их осколки, и не более.

— О каких обязанностях идет речь?

— В чем сегодня обвиняют большой бизнес?

♦ Первое — в формировании собственных политических проектов. Средний и малый бизнес должны отказаться от них, потому что эти проекты не дают никакого позитивного эффекта. Вместе нужно помогать гражданскому обществу структурироваться в демократические партии и помогать либо в роли рядового члена, либо мецената. Этого у нас пока, к сожалению, нет.

♦ Второе — в выведении денег из страны и в работе в «тени». Но большой бизнес уже этого не делает, потому что кто работает с западными банками, тот имеет намного более жестких контролеров от кредиторов, нежели украинские проверяющие. Поэтому вторая задача — 100% реинвестирования прибыли в Украину до момента экономической стабилизации

По моему мнению, следует сформировать Фонд экономического развития или экономической стабилизации, куда привлечь известных экспертов и подготовить программу экономических реформ, согласовать ее с гражданским обществом и тогда настаивать на имплементации этого пакета реформ правительством.

К сожалению, пока экономическая конструкция Украины продемонстрировала свою полную недееспособность. Итак, нужно готовить новую модель на базе рациональных мнений, а не теоретических концепций грантоедов, которые просто отрабатывают заграничные деньги, а затем их программы выбрасывают в мусор. Зато Запад считает, что активно помогает Украине. Впрочем, эффективность этого не более 5%.

— Кто должен формировать эту новую «политическую платформу»?

— Часть молодых депутатов в действующем парламенте и представители гражданского общества. Возможно, кто-то из предпринимателей захочет бросить бизнес и перейти в политику. Это тоже будет приветствоваться. Должны появиться новые лица. В Харькове, например, новая партия получила большинство на выборах по мажоритарке в облсовете и районных советах. Это значит, что населению надоело старое. Процесс перемен должен быть эволюционным, и каждый, кто чувствует потребность, должен помогать, но не с позиции приоритетного права, а на уровне мажоритарного голоса.

— Какова роль в «обновлении» страны большого бизнеса?

— Средний и большой бизнес должны взять на себя ответственность за будущее страны, как было в США. На данный момент Украину уже покинули почти миллион лучших специалистов в разных сферах в поиске лучшей судьбы. Кто остается? Пенсионеры. А кто будет кормить страну? К сожалению, власть над этим не задумывается. Поэтому и имеем фундаментальную проблему: в ближайшие четыре года Украине нужно более 100 миллиардов одолжить. Кто даст? Никто. Поможет только создание новых рабочих мест внутри страны.

— Как на вашу инициативу реагируют олигархи?

— В принципе, нормально. Хотелось бы, чтобы активнее.

— Кто поддерживает?

— В личных беседах — практически все. С Коломойским и Порошенко не беседую.

— Почему? Идейные расхождения?

— Я их приглашал на встречу. У Порошенко и так все хорошо, «теплая ванна». Зачем ему что-то менять? Он единственный, у кого рост стоимости активов, тогда как у остальных — падение. Хотя я приглашал его в прошлый раз в «Хаятт». И еще раз, конечно, приглашу, когда будем собираться.

Зачем надо, чтобы олигархи согласились? Чтобы показать обществу, Западу и другим представителям бизнеса, что они также готовы играть по равным правилам без монополий (экономической, политической и телевизионной). В настоящее время перед каждым представителем крупного бизнеса непростой выбор: гражданская позиция или бизнес-интересы. Принимая для себя решение, олигархи должны понимать: никакой бизнес не имеет смысла, если развалится или обанкротится страна.

— Без патриотизма денег не будет?

— Сейчас всем олигархам нужно думать о повышении капитализации Украины. Я им говорю «Действуйте, исходя из экономического прагматизма, который показывает, что совместно должны сделать другую модель экономического развития страны, только тогда вы спасете свой бизнес, и он чего-то будет стоить. А нет, то — пойдете на дно». В настоящее время «Титаник» под названием «Украина» идет ко дну, а новый корабль еще не построили.

— Почему не ведете переговоры с Игорем Коломойским?

— Инициатива должна быть и с его стороны. Но дело в том, что он еще долго пытался использовать свои превенции, в то время как другие отказались. Например, борьба за «Укрнафту» показывает, что пока он не очень хочет изменений. С его стороны сигналов не было, и я с ним активно не общался. Поэтому не пригласил. Если будет желание, то конечно, только — за. Ведь должны думать не о прошлых обидах и претензиях друг к другу, а о будущем нашей страны. Если все не объединимся ради будущего, то Украины не будет.

— Может, вам стоит сделать первый шаг и пригласить?

— Я ему, конечно, пошлю приглашение.

— Вы сказали, что Коломойский не хочет изменения правил игры.

— Я имел в виду, что он пока не готов. Он тот, кто пытался получить и, возможно, получал дивиденды не от своего бизнес-влияния, а от административного.

— Но на заседании спецкомиссии по приватизации именно Коломойский первым из олигархов предложил пересмотреть приватизацию 2000-х и, если будут найдены нарушения — доплатить.  Разве это не предложение изменения правил?

— Нет. Абсолютно неконструктивное предложение. Посыл был только в одну сторону — Рината Ахметова. Если хотят изменения правил, то не должно быть борьбы с кем-то персонально. Нужно думать о новых принципах работы... Если тогда были нарушения, то этим должна заниматься прокуратура. Бизнес не должен вмешиваться, потому что у каждого есть свои скелеты в шкафу. Тогда всем их нужно доставать. Очень много претензий можно предъявить и к Коломойскому. Без скандалов мало что приватизировалось в этой стране. Поэтому я бы сейчас точно не касался этой темы. Для инвесторов страшнее всего, если они увидят сигнал о реприватизации или национализации. Они не будут углубляться в процессы, просто махнут рукой и забудут о нас, и тогда все превратится в большое кладбище.

— Но речь шла не о реприватизации, а об английском опыте — доплатить, если объект продали по заниженной цене. И только в крайнем случае возвращать государству.

— А как считать стоимость проданного объекта? Сегодня эти активы ничего не стоят. Если брать капитализацию 2008 года, тогда — да, нужно доплачивать бюджету. Если база — сегодняшние данные, то еще государство должно доплатить владельцам.

— Как вы предлагаете перевернуть эту страницу истории нашего бизнеса?

— Нужно создать правильные базовые правила игры, чтобы появились эффективные владельцы, которые будут думать о будущем, сохранении рабочих мест и экономическом росте Украины. Сегодня государство должно создать им мотивационные условия. Ведь теперь Украина напоминает ВАЗ 1972-го или 1975 года выпуска: «ест» много бензина, некрасивая, опасная и требует много расходов на ремонт. 70% производственных фондов изношены!

...При желании можно провести абсолютно прозрачные и понятные конкурсы. Юля Тимошенко продала «Криворожсталь» прозрачно и публично. Четкие правила, понятные инвестиционные условия и вперед — на приватизацию. Когда я покупал предприятия в Польше и Венгрии, то стоимость объектов в общей цене составляла 28%, остальное — инвестиционные и социальные обязательства.

— Ахметов поддерживает эти встречи?

— Поддерживает.

— Почему же тогда его не было на последней? Он придет на следующую?

— Надеюсь, придет.

— Почему сорвалась встреча в прошлую пятницу?

— По техническим вопросам: не все участники физически смогли прибыть в Украину.


Что мешает супербогатым объединиться хотя бы ради собственного спасения?

Тайный «слет»-3 олигархов сорвался. Инициированная бизнесменом, народным депутатом Сергеем Тарутой встреча супербогатых украинских бизнесменов для обсуждения инструментов влияния на власть не состоялась из-за того, что кто-то из «гостей» (ключевых) не смог присутствовать. Так объяснил в интервью «Дню» сам Тарута, но очевидно, что причина в несколько другом. Источники «Дня» из близкого окружения к Таруте интерпретировали это как то, что несмотря на понимание угрожающей ситуации, в которой оказалась страна, олигархи — ключевые игроки — не готовы к общему решению.

Что мешает им объединиться хотя бы ради собственного спасения? Где тот центр, который должен был бы склонить всех наших супербогатых к новым правилам игры?

По идее им должен был бы быть действующий Президент Украины Петр Порошенко. Почему он таковым не стал? Дело не в Липецкой фабрике... Важно, что он, идя на пост Президента, пообещал не заниматься бизнесом.

Но теперь все выглядит так, что тот, кто посоветовал Порошенко пойти на этот «фокус», понимал, что есть «особая точка сборки» в том, что называется кланово-олигархической системой Кучмы, и — что ее «элементы», даже в условиях опасных для их жизни (!) не будут способны на объединение против враждебного им элемента...  Именно поэтому вместо ожидаемого послабления «Порошенко-бизнесмена» произошло наоборот усиление... А реальные реформы заменила имитация распиареной в СМИ «деолигархизации» (это — отдельная тема для дискуссии, какая «деолиграхизация» Украине нужна?).

И вот прошло менее года Порошенко-Президента и пошли новости с бизнес-фронта. Косюк «ушел из АП по собственному желанию», и исчез... Коломойского «прогнали из Днепропетровска», и он побарахтавшись пошел на мировую. Фирташ «замурован в Вене», теряет бизнес и делает, пока что, безуспешные попытки вернуться. Григоришину «прижали трансформаторы»... Явно не «к Ельцину» ездил Пинчук с семьей в Екатеринбург.

Сможет ли Тарута как переговорщик, в конечном итоге, склонить к единой позиции супербогатых? Шансы есть. Хотя и малые. Потому что как сказал в личном разговоре с автором один бывший донецкий: «Тарута не тот человек, который сможет объединить разновекторных  тяжеловесов».

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать