Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская повстанческая армия

В ракурсах исторической контроверсийности и политической перспективы
14 октября, 18:16
Вояки Української Повстанчої Армії / Фото з сайта proupa.com

14 октября знаменательная дата для всех украинцев: день Святой Покровы Пречистой Богородицы — заступницы Запорожской Сечи и украинского казачества, день создания Украинской повстанческой армии, День защитника Отечества. Это особый день поклонения Героям Украины, общенародное их чествование.

Среди этой когорты бессмертных защитников нашей Родины особое место занимают герои ОУН-УПА. Но не всем это нравится. Многие, по разным причинам, этого категорически не воспринимают. В последнее время обратили на себя внимание две манифестации подобного рода: деформирующая историческую правду резолюция Польского Сейма о Волынской трагедии и выступление президента Израиля в Верховной Раде Украины.

Несмотря на щекотливость озвученных формирований, мы должны проявить холодную выдержку, восприняв озвученные постулаты не как политический вызов, требующий незамедлительного политического ответа, а как призыв к научной дискуссии, как стимул к объективному убедительному научному ответу. Такой подход в стратегическом измерении будет выгоден всем участникам этой публичной дискуссии, в том числе и нам самим.

СОВЕТСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ (СТЕРЕОТИПЫ) АНТИУКРАИНСКОГО СИЛЛОГИЗМА

Перед тем как изложить собственное видение явления, замечу, что научный ответ предполагает прежде всего объективность как фактологическую, так и теоретическую, и возможность проверки логических выводов в других контекстах исследования. Если точнее, то она позволяет примененный президентом Израиля Реувеном Ривлиным метод оценки событий проверить на истинность/ложность и касательно поведения евреев по отношению к украинцам в то же историческое время, и на той же территории.

Итак, сначала кратко напомним, что сказал президент Израиля: «... В Бабьем Яру не только погибли от рук нацистов десятки тысяч людей, евреи, украинцы, цыгане и представители других народов. Они были уничтожены немцами и их украинскими сторонниками. Около 1,5 млн евреев были убиты на территории современной Украины во время Второй мировой войны в Бабьем Яру и во многих других местах. Их расстреливали в лесах у оврагов и рвов, сталкивали в братские могилы. Многие пособники преступления были украинцами. И среди них особенно выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам. Верно и то, что было более 2,5 тысяч праведников народов мира, те считанные искры, которые ярко горели в период темных сумерек человечества. Однако большинство молчало ... ».

Первая предпосылка утверждает о наличии украинских сторонников нацистов, а вторая о том, что большинство украинцев молчали, когда совершалось это варварское преступление массового человекоубийства. Вывод не полностью проявленный, но очевидный: украинцам присуще чувство массового антисемитизма, поэтому они должны с ним бороться, прежде всего, не прославляя ОУН-УПА как антисемитскую структуру.

Поэтому давайте сначала проясним для себя, что же такое пособник? Наверное, что как минимум не равноправный союзник нацистского государства, которое и было политическим субъектом, то есть инициатором и основным исполнителем преступления, а пособник, соответственно, является ее индивидуально наемным сотрудником (например, полицейским или военнослужащим).

Во-вторых, прозвучало выражение «молчаливое большинство». Из тональности речи Реувена Ривлина это можно интерпретировать как молчаливую поддержку большинством украинцев этих преступлений. Так как, в противном случае — по этой логике — они явно должны были восстать против нацистов и спасти невинных жертв?

Такие гипотетические допущения, как видим, скорее рождены эмоциональным стремлением хотя бы умозрительно найти выход из этой трагедии, чем рационально ее прояснить. Корни таких допущений находятся, с одной стороны, в абсолютной исторической оторванности автора от той реальности, а с другой, в застарелых антиукраинских стереотипах.

Однако перед тем как прояснить эту проблему, давайте сначала ответим на один логичный вопрос, который естественно из нее вытекает: а сколько людей, принесенных в жертву, восстали против собственных убийц? Для объективности, этот вопрос можно расширить: не только относительно жертв Бабьего Яра, не только в отношении евреев, но и, скажем, украинцев во времена Голодомора?

Конечно, были случаи таких отчаянных попыток спастись и среди евреев, и среди украинцев. Но их было такое мизерное количество, что они теряются на фоне молчаливого повиновения обреченных на смерть. Перед нашим воображением возникают гигантские апокалиптические колонны, которые молчаливо движутся к адской яме. Их молчаливая безысходность еще страшнее, чем их смерть. Ибо смерть — это конец мучениям, а ожидание конца — это и есть сами муки. Но найдется ли кто-нибудь, способный осудить их, упрекнуть их в том, что они не бросились на своих мучителей? Страх, соединенный с основным биологическим инстинктом «выжить любой ценой», парализовал любые их действия. Человек, предоставленный самому себе перед страшным и всесильным врагом, всегда до конца надеется: а вот меня ...

А теперь давайте вдумаемся, а могло ли в принципе мирное население вмешаться в действия оккупантов? Тогда их ждала бы моментальная смена статуса с оккупированного мирного населения в жертву — с условного молчаливого наблюдателя во вполне конкретную безусловную жертву. Кто вступился бы за них тогда? Хотя на самом деле, большинство мирного населения тогда ничего не знали об этих страшных преступлениях.

Только абсолютно оторванный от реальности человек может осуждать как одних, так и других. Либо же человек, который выстраивает свои соображения не на реальных фактах, а на их заменителях: на фобиях, предубеждениях. На устарелых антиукраинских советских пропагандистских стереотипах.

Далее, чтобы до конца прояснить этот вопрос, давайте возьмем этот условный логический конструкт «сторонник» и «молчаливое большинство» и применим его к другой подобной катастрофе: к украинскому Голодомору 1932-33-х годов. Думаю, что такими параллелями не стоит увлекаться, однако обвинения Президента Израиля в отношении украинского народа просто заставляют это сделать. Конечно, как исключение, как зеркальное историческое отражение, как жесткий ответ истории на псевдоисторические упреки. С научной точки зрения это допустимо, так как события происходили в одинаковых исторических условиях, на одной и той же территории. Преступления против человечности совершались аналогичными политическими субъектами — тоталитарными режимами ХХ века, истреблявшими неугодные им народы.

Итак, спросим: сколько было еврейских сторонников (пособников) коммунистического режима в массовом уничтожении украинцев? Спросим политически корректно, как это сделал президент Израиля, именно о сторонниках, — признав, что главным субъектом уничтожения украинцев была Российское коммунистическое государство, Кремль, лично Сталин!

Ответ всем жителям Украины давно известен, но для объективности, назовем хотя бы два научных труда, которые прямо дают ответ на этот вопрос: во-первых, это работа известного украинского историка Сергея Билоконя «Двадцять років «єврейської державності» в Україні», 1918-38 гг. — Сучасність.  — 2004. — Февраль. — Ч. 2 (514). — С. 63-70 и исследования бывшего сотрудника советских правоохранительных органов Владимира Пристайко «ЧК-ГПУ-НКВД в Україні: Особи, факти, документи». — К.: Изд-во «Абрис», 1997. — 605 с.
Вывод разительно несоизмеримый: если украинские сторонники нацистов были в основном мелкими исполнителями, то еврейские сторонники большевизма занимали большую часть руководящих должностей в УССР, в том числе и в карательном аппарате. То есть они не только выполняли, но планировали и выполняли акции массового уничтожения людей — конечно, и это тоже исторически достоверно, по прямым директивам Кремля.

Конечно, мы не мажем всех евреев одной краской: среди жертв большевизма было много евреев, но факт налицо, хотя и горький на привкус.

Несмотря на эмоциональную неприятность заниматься подобным анализом, но ради истины, задам и второй вопрос Р. Ривлину: сколько было евреев, которые спасли украинцев во времена Голодомора? Сколько было еврейских праведников: «тех считанных угольков, которые ярко горели в период темных сумерек человечества?». Наберется ли их 2,5 тысячи?

Думаю, что этого достаточно, аналогия более чем очевидна. Вывод прост: не стоит анализировать историю, особенно трагические ее страницы, таким образом, потому что в политическом измерении подобные сентенции только разжигают ненависть между народами. Как справедливо заметил Иосиф Зисельс, нужно отказаться от советских антиукраинских стереотипов, которые подпитываются сегодня — добавлю от себя, — к сожалению, еще живучей украинофобией части еврейства.

Теперь перейдем к конкретным фактам, к вопросу об участии/неучастии ОУН в антиеврейских акциях во времена нацистской оккупации Украины. Процитирую один, но красноречивый исторический документ, который находится в архивах СБУ — ранее украинское управления КГБ СССР, специализировавшееся на борьбе с националистическим движением. Это инструкция Провода ОУН к низовым подразделениям о запрете участия в погромах еврейского населения. Его недавно обнародовали работники СБУ, введя в сборник под названием «До книги фактів».

Читаем: «4-7,7.1941. Представники прибувших до Львова у великому числі відділів гештапа звернулися різними дорогами до українських кругів, щоб українці урядили триденний погром жидів...». «Замість уряджувати маніфестаційні похорони політв’язнів, помордованих більшовиками», — говорили вони, — «краще зробити велику відплатну акцію на жидах. Німецькі ані поліційні, ані військові не будуть в цьому перешкоджати... ».

«Керівні чинники ОУН, довідавшись про те, подали до відома членам, що це є німецька провокація, щоби скомпрометувати українців погромами, щоби дати претекст німецькій поліції до втручання й «роблення порядку». І найважніше — щоб відтягнути увагу й енергію українського загалу від політичних проблем боротьби за державну самостійність — на слизьку дорогу анархії, злочинів і грабіжництва.

Уже 2-й Великий збір ОУН висказався рішуче проти будь-яких жидівських погромів. Такі тенденції засуджувались як намагання окупантів відвертати увагу народних мас від корінних проблем визвольної боротьби.

В перші ж дні німецької окупації ці постанови було реалізовано на практиці, забороняючи участь у погромах жидів і протидіючи німецьким провокаціям.

Тільки завдяки рішучій позиції кадрів ОУН  не дійшло одразу по відходу більшовиків до масового вирізання жидів у Львові та в інших українських містах, незважаючи на величезну хвилю обурення, яке викликало замордування більшовиками 80 тисяч українських політичних в’язнів, і, незважаючи на численні провокації німецького гештапа, щоб кинути українців до вирізання жидів». (Цитирую по тексту Александра Ткачука «Степан Бандера як дзеркало української влади та опозиції»).

Также стоит ознакомиться с материалами Общественных исторических слушаний «Обвинения против «Нахтигаля» — историческая правда или политические технологии», которые состоялись в СБУ.

Думаю, что даже для сознания, насквозь зараженного бациллой украинофобии, этот документ должен действовать как радикальные лекарства, которые заставляют, по крайней мере остановиться и задуматься: а может быть я ошибаюсь и реальность была не такой примитивно односторонней, как мне до сих пор казалось? Конечно, это при условии, что у человека есть совесть и стремление к объективному отражению действительности.

В одном президент Израиля прав: и украинцы и евреи должны действовать совместно в планировании и реализации своего будущего, минимизируя все исторические, психологические, политические препятствия на этом пути. И положительных примеров сегодня для надежды в успешности реализации таких планов более чем достаточно. Надеюсь, что и этот текст ляжет кирпичом в фундамент этого взаимовыгодного дела.

«РЕФЛЕКСИИ ПОЛЬСКОГО ПОСТИМПЕРСКОГО РЕВАНШИЗМА КАК ОСЛЕПЛЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИКУДА»

Современное Польское государство и его политикум в нынешнем украинском сознании еще воспринимается как партнер и друг. По крайней мере, до последнего времени. Резолюции нижней палаты Сейма о признании Волынской трагедии геноцидом, совершенным украинскими националистами в отношении граждан Второй Речи Посполитой в 1943-45 годах.

И дело вовсе не в том, что поляки могут иметь с нами разное видение одного и того же исторического события. Это допустимо, это даже нормально для цивилизованного мира. Настораживает то, что поляки, точнее нынешняя польская правящая сила, способна в одностороннем порядке принимать политическое решение, которое напрямую затрагивает и Украину. Названное постановление парламента императивно и безальтернативно формирует одностороннее видение исторического прошлого и, соответственно, косвенно задает детерминанты желаемого для Польши развития украинской политической системы в будущем.

И это будущее вдруг стало для всех нас, как украинцев, так и поляков, на порядок и более сложным, и более противоречивым. Но я убежден, что это не Рубикон, перейдя который нельзя вернуться назад. Можно и нужно. Но перед этим теперь уже нам придется в одностороннем порядке объяснить наше видение событий, указать на лакуны, в том числе и на «затемненные места» польских преступлений относительно украинцев. А уже после этого искать общие знаменатели — возможно в форме государственных актов, которые позволят нашим народам совместно двигаться вперед. И это, последнее, является самым важным, — собственно ради этого мы включились в дискуссию.

Начнем, по порядку. 1-й тезис резолюции Сейма Республики Польша утверждает, что «древние восточные воеводства Польши» особенно пострадали из-за столкновения здесь интересов тоталитарного немецкого Третьего рейха и коммунистического Советского Союза.

Первая, деформирующая историческую реальность, подмена понятий возникает из-за использования обезличенного административного термина «древние восточные воеводства». Документ, касающийся польско-украинского конфликта и претендующий на объективность, должен подчеркнуть, что «древние восточные воеводства» являются, по сути, исконными украинскими этническими землями Волынь и Галичина.

Понятно, что это делается со скрытой целью проигнорировать фундаментальные причины длительного, и можно со всей ответственностью утверждать, спровоцированного польским государством украинско-польского конфликта; преподнести Волынскую трагедию изолированно, как односторонний акт украинцев, а не как апогей, трагическое завершение давнего противостояния. И таким образом возложить ответственность за жертвы на одну только сторону конфликта: украинскую.

Следующая подмена понятий: это истолкование Второй Речи Посполитой как однозначной жертвы двух других хищников — нацистской Германии и коммунистической России, которые посредством Пакта Риббентропа-Молотова разгромили и расчленили независимое польское государство. Здесь правда только наполовину, — она ​​касается только заключительной части международного разбоя, нападения Германии и СССР на Польшу. А первая часть заключается в том, что Вторая Речь Посполитая была таким же агрессором, только значительно меньшим, она была милитаризированным авторитарным хищником и оккупантом.

Парадоксально, но историческим фактом является то, что Вторая Речь Посполитая была одним из первых союзников нацистской Германии в ее оккупации Европы. В результате Мюнхенского сговора, когда Германия аннексировала Судеты, Польша аннексировала у Чехии Заолжье, Северный Спиш и северную Ораву. Отталкиваясь от этого факта, можно утверждать, что Вторая Речь Посполитая собственноручно готовила свой бесславный конец. Своей безумной захватнической политикой правящие круги Польши подталкивали Германию ко 2-й мировой войне. И сам разгром Польши стал трагической калькой с разгрома и расчленения Чехословакии. Большие хищники посмаковали меньшим, а затем одним из своих напарников. И это тоже недопустимо игнорировать.

Второй тезис резолюции гласит, что консультации представителей польского государства с украинскими организациями не принесли понимания в этом вопросе. Это, фактически, введение в заблуждение мировой общественности, поскольку никто, по-настоящему, ни с кем не советовался и не пытался подготовить совместную декларацию. Ведь совместная декларация предусматривала признание геноцидом действия польской стороны относительно мирного украинского населения. Поэтому данная фраза Резолюции является лишь псевдодемократической риторикой, предназначенной оправдать политическую ослепленность авторов, подчеркнуть якобы объективность польской декларации.

Третья часть резолюции посвящена одностороннему обвинению украинцев в Волынской трагедии. И одновременно, прославлению убийц украинцев: Армии Крайовой и польской Самообороны. Хорошо, что в азарте антиукраинских рефлексий не приобщили к ним Польскую полицию 3-го Рейха, которая тоже консолидировано присоединилась к вырезанию мирного украинского населения польскими парамилитаризированными силами.

Эта часть Резолюции абсолютно игнорирует преступное решение польских государственных факторов приостановить мирный выход польских переселенцев с Волыни и Галичины — пытаясь любым путем сохранить демографическую базу для Армии Крайовой и послевоенных претензий на украинские земли. Эти действия являются откровенно имперскими, преступными прежде всего против собственного народа, против мирного населения, которое польское эмигрантское правительство сознательно сделало заложником длительного исторического противостояния.

Сегодня перед украинской исторической наукой встала неотложная задача быстро, объективно и доказательно описать резню, совершенную названными польскими структурами относительно мирного украинского населения. Поставить перед польским государством требование прекратить героизацию убийц мирного украинского населения.

Также необходимо осуществить комплексную программу исследования тотальной депортации и геноцида Лемков — украинской этнической группы. Подготовить и поставить перед Польским государством требование возвращения потомкам их имущества и земель. Несмотря на то, что полякам это будет сделать очень сложно, — в том числе и потому, что возникнет прецедент и откроется законная возможность повторения его требований другими этническими группами, которые были незаконно депортированы со своих этнических земель. А «новые воеводства» составляют сегодня почти 1/3 территории Польши. Сделать это необходимо, как ради памяти замученных поляками украинцев, так и для прояснения перед польскими элитами возможных направлений развития раздуваемых ими проблем. Поджигая чужой дом, помни, что огонь может перекинуться и на твой.

Четвертая часть Резолюции посвящена призывам к примирению и сотрудничеству между украинским и поляками. Это хорошо, и, на мой взгляд, безальтернативно. Нам Польша нужна как союзник в борьбе с евразийским нашествием, как лоббист в евроатлантических структурах. Мы Польше нужны как надежный геополитический союзник и партнер. Ведь, еще раз скажу, хорошо известно, что не одни только украинские этнические земли — Лемковщина и Холмщина — вошли в состав современной Польши, захватнические действия были направлены и против других народов, сопровождавшиеся массовыми депортациями и геноцидом коренного населения.

Собственно, и это важно помнить полякам, геополитический союз Польши и Украины является не только залогом нашего, но и их суверенитета. Поэтому не стоит бросать камни в того, кто тебе нужен. Лучше вернуться к политике взаимного извинения и прощения, как к этому призывает наша христианская совесть. И как это делали предыдущие президенты Польши и Украины.

Полякам необходимо вспомнить историческую закономерность: насилие над украинцами всегда и очень скоро, как по историческим меркам, бумерангом возвращалось к самим полякам. А наше взаимное преодоление давало шанс нашим общим геополитическим недругам поработить оба народа.

АЛТАРЬ ГЕРОЕВ КАК АБСОЛЮТНАЯ ЦЕННОСТЬ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ

Можно по-разному относиться к разным идеологиям — на них всегда лежит отпечаток времени, пыл мировой конкуренции народов, философских или их авторов. В них всегда отражены как вечные проблемы народов, так и их конкретные политические намерения. Это в полной мере касается и политических программ украинских националистических организаций эпохи торжества тоталитаризма, как красного, так и коричневого. Многие постулаты, актуальные тогда, со временем утратили свою актуальность сегодня.

Относительность ценностей может касаться многого, но только не жертвенной борьбы за свободу украинского народа. Когда украинцы объясняют свое отношение к героям ОУН-УПА, то они отталкиваются от одной простой аксиомы: подавляющее большинство из них сознательно отдали жизнь за Украину. В истории Украины никогда не было такого массового жертвенного движения, как в 40-50-е годы ХХ века. Советский Союз, сумевший разгромить Германию и Японию, замахнувшийся тогда на мировое господство, больше десяти лет не мог справиться с плохо вооруженной ОУН-УПА. Не знаю, реально ли говорил де Голль, или это народный миф, но мысль, что если бы Франция имела такую ​​армию, как УПА, то немцы никогда не вошли бы в Париж, думаю, имеет под собой реальную основу.

Как известно, в любой философии ценностей индивидуальная и национальная «свобода» является абсолютной категорией. Жертвенная борьба членов ОУН-УПА является абсолютной ценностью для каждого сознательного украинца — независимо от того, где он родился, и кем был его отец или дед. Самопожертвование является высшей ценностью, которая не предусматривает дискуссий или сомнений. История борьбы за политическую свободу и государственную независимость должна стать краеугольным камнем в программе воспитания подрастающего поколения, в том числе и для того, чтобы рассматриваемые выше трагедии никогда не повторились.

В комплексной программе мероприятий по освещению героической борьбы наших предков против иностранных захватчиков, — то ли периода Княжеской Украины, то ли периода Казачьей государства, то ли Украинской Народной Республики, то ли периода Второй Мировой войны, то ли сегодня — мы всегда должны акцентировать внимание на ее освободительном характере.

Важным наглядным элементом патриотического воспитания могло бы стать строительство Мемориального Комплекса «Аллея Героев Украины». Лучшим местом, по моему мнению, может быть Аскольдова Могила — где уже похоронены Герои Крут. Сюда необходимо перевезти и с соблюдением всех государственных почестей перезахоронить Симона Петлюру, Степана Бандеру и Андрея Мельника. Здесь можно похоронить ребят, погибших, защищая Саур-Могилу. На этом символическом месте могли бы принимать клятву на верность Украине курсанты военных училищ, сюда необходимо привозить школьные и студенческие экскурсии. Этот мемориал символизировал бы историческую и территориальную целостность Украины, ее непобедимость.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать