Чудо незабвения
17 февраля Раиса Недашковская будет отмечать юбилейТакое впечатление, эта необычная женщина, эта актриса — везде. Вроде бы на помеле носится по Киеву, по Украине, иногда залетая и в другие края. Вездесущая. Ни на кого не похожа. На ней одежда то ли давно ушедших эпох, то ли завтрашних. Интонация, манера разговора тоже нездешние, занесенные из других времен и стилистик. Рожденная в Полесском крае, среди духов лесных. И полевых. Не странно ли, что уже в 18 сыграла Мавку в экранизации «Лесной песни» Леси Украинки. Виктор Ивченко каким-то образом увидел в юной красавице тот чар неземной. И поселил ее на экране...
ШАМАНКА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТКА, ПОЭТКА ЭКРАНА
Недавно снимали Раису Степановну в телевизионной программе «Территория кино». Спрашиваю: «А как Иван Миколайчук поручил вам роль Рузи в «Вавилоне ХХ» — магической женщины, которая непременно появляется, как только кто пересекает границу жизни и смерти»? Недашковская, несколько удивленно: «Так я же играла Причинную в фильме «Сон» Владимира Денисенко, где Иван в роли молодого Тараса Шевченко. Причинную! Кроме того, Миколайчук был моим однокурсником».
Ну да, Причинная, как я мог забыть? Девушка, или молодая женщина, которая зачарована, чья душа становится лунатиком, блуждая вдоль той самой пограничной черты, которая разделяет жизненное пространство пополам. Ведь смерть так же является составляющей этого пространства. В фильмах «Украинского поэтического кино» (точнее сказать — «Мифопоэтического», поскольку обычно материалом здесь является мифология) персонажи часто блуждают на той грани, их экзистенция, то есть личностное существование, постоянно вытекает из жизненного русла и делается невидимым и следовательно — недоступным для рациональных методов познания. Уловить можно только вот таким способом — наведя фокус на территорию пограничья, где живут персонажи, чья экзистентность вовсе не является очевидной (достаточно вспомнить Ивана Палийчука в исполнении Миколайчука в «Тенях забытых предков»). В этом смысле наше «Мифопоэтическое кино» является украинским вариантом философии экзистенциализма, который имел общеевропейский статус и имел набор инструментов для распознавания форм человеческого существования, которые утратили свою очевидность в послевоенной (1945 — начало 1970-х) реальности.
Раиса Недашковская оказалась идеальной актрисой именно такого кино, где речь о личностной драме людей ХХ века. А собственно украинцев того страшного века, который так часто превращал людей в призраков, в лунатиков, так как оставаться на поверхностной части жизненного айсберга было просто опасно для психики. Вот она и съезжала с круга постоянно.
Несколько особенной в этом смысле является роль Марии Магазаник в легендарной ленте «Комиссар» (1967) Александра Аскольдова. Недашковская играет жену главы многодетной еврейской семьи (в этой роли Роллан Быков), куда во время зловещих событий войны, продолжающейся на территории Украины после революции 1917-го, попадает беременная женщина (Нонна Мордюкова), по стечению обстоятельств правоверная большевичка, комиссар. Ее радикализованный внутренний мир не принимает законы нормальной естественной жизни, законов, которых и придерживается семья Магазаников. Недашковская и является воплощением самой органики человеческого бытия, где правит бал Любовь и нежное родство со всем, что составляет жизнь, очерченную семейным кругом. Выходить за пределы которого просто опасно, разрушаешься как личность. Противопоставление комиссара и людей, сохраняющих свою самость, а следовательно — и свою самостоятельность, независимость, выглядит в фильме настолько убедительным, что, как известно, картину запретили, завели в глухую тень, из которой ее освободили только события горбачевской перестройки.
ПОД ЗВЕЗДНЫМ НЕБОМ
Итак, Раиса Недашковская явила нам действительно уникальный тип актрисы, чья психофизика выглядит органично в любых обстоятельствах и в любые эпохи. А еще убедительнее выглядит она на стыке самих эпох. Этим, по-моему, объясняется успех актрисы в фильме «Буйная» (1990) Виктора Василенко. В роли легендарной художницы Екатерины Билокур ей приходится тенью проходить сквозь несколько исторических времен, да еще и визуализировать фантазийный сегмент, ведь ее героиня живет не столько реальной, столько ирреальной жизнью. И везде актриса выглядит на удивление естественной. При этом ей удается выявлять сложность реакций художника на окружающую действительность, ту же, что постоянно провоцирует ее самоликвидироваться, обрести форму, цвет и вкус окружающих опредмечиваний приземлено-прагматичных искушений. Тех самых, которые стремились уничтожить ее Мавку...
Недашковска училась на том легендарном курсе кинофакультета Института имени И.Карпенко-Карого, который набрал Виктор Ивченко и где учились Иван Миколайчук, Борислав Брондуков, Зоя Недбай, Валерий Бесараб. Дети, чьи души были обожжены войной, ранены ужасными картинами военных и послевоенных катастроф. Достаточно посмотреть в их глаза, зафиксированные экраном, — часто наполненные болью, выжженные, способные смотреть сквозь пропасть истории, упавшей на них бетонными глыбами. И их искусство это еще и средство защищать человечество от надругательства, от катастроф, которые ждут нас на каждом историческом повороте. Сегодня это понятнее, чем до недавнего времени.
За последние два десятка лет актриса довольно часто появлялась в фильмах, ориентированных на заостренно-болезненную рефлексию на исторические катаклизмы, — скажем, в «Молитве за гетмана Мазепу» (2001) Юрия Ильенко или «Богдане-Зиновии Хмельницком» (2007) Николая Мащенко. Роли небольшие, но, как всегда, выразительные. Кстати, Недашковская всегда максимально внимательна к своей одежде — как в собственное художественном пространстве, так и бытово-рутинном, где, казалось бы, можно расслабиться и чувствовать себя свободнее. Актриса от подобных представлений далека, ее поведение, ее стиль ежедневной жизни так же продуман до пустяков. Что же касается одежды, ей часто помогает известная художница Людмила Семикина.
Эта помощь никак не привязана к заработкам, деньги вообще ни для художницы, ни для актрисы совершенно не первостепенная вещь. В малобюджетном фильме «Тайна Чингисхана» (2002) Владимира Савельева Недашковская играет жену всемогущего правителя. Где взять средства на дорогие костюмы? Нигде, кроме ресурсов души. Семикина сделала костюм «Чингисханши» и попала в точку. А что, художница делала костюмы еще к «Захару Беркуту» Леонида Осыки, талант, опыт, колоссальный вкус и понимание того, каким образом костюм может помочь раскрыться актеру на экране.
А еще в жизни Недашковской был художник Виктор Зарецкий, чья выставка — словно подарок актрисе ко дню рождения — открылась сейчас в Музее истории Киева (см. «День» № 22). Столько ее портретов он написал, в стремлении уловить ту мистическую составляющую актерской личности.
Были ли «свои» режиссеры? Конечно, Виктор Ивченко, педагог, увидевший в ней силуэт Мавки. Виктор Василенко. И Наталья Мотузко, в чьих фильмах («Чудо в краю забвения» и «Голос травы») Недашковская сыграла близкие ей роли женщин, которые несут в себе тревожные отблески головокружительных трансформаций человеческих...
А театр! Полтора десятилетия в Киевском молодежном (ныне Молодой театр), с легендарной Роксаной в «Сирано где Бержерак. Несколько блестящих моноспектаклей — актриса умеет сама управлять как сценическим пространством, так и зрительским залом. А еще же было в ее биографии немного экзотический театр «Под звездным небом», который работал в Киевском планетарии. Впрочем, почему экзотический? Под звездным небом Недашковской, пожалуй, комфортнее всего. Это ее масштаб, ее способ мышления. Говоришь с ней — и вдруг ее мысль взлетает ввысь, куда трудно дотянуться и куда так стремится ее душа. Какое театральное помещение может вместить ее полеты, во сне и наяву, какое кинематографическое пространство?
Впрочем, может, еще найдется и режиссер, и кино с театром, которые предложат Недашковской новое чудо — незабвение.
Выпуск газеты №:
№28-29, (2018)Section
Культура