Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Колеса» в своей «телеге»

Издана книга об истории Национального театра им. И.Франко
20 апреля, 17:12

Название монографии Михаила Захаревича, недавно выпущенной издательством «Зерно», имеет длинное и некоммерческое название: «Национальный академический театр имени Ивана Франко. Динамика социокультурных преобразований 1920-2001 годов». И это, собственно, отвечает стилю научного исследования (солидный список использованной литературы, полный репертуар франковцев за первые 80 лет их существования свидетельствуют о серьезности авторского подхода). Между тем, имеем дело с тем счастливым случаем, когда научная работа, которой повезло быть обрамленной в книжный переплет, представляет ценность не только для узкого круга специалистов. Книга эта предназначена для тех, кто интересуется судьбой не только конкретного театра, но и отечественной культуры вообще. Более того, в щедро иллюстрированной фотографиями монографии отражается трагическая история Украины, что сложилась после большевистского Октябрьского переворота.

Каждый, конечно, найдет в этом исследовании свой, по тем или другим причинам дорогой его сердцу период истории страны и вписанный в нее период истории франковской труппы. В настоящее время как никогда злободневно повествование о первых годах основанного во времена гражданской войны театрального коллектива. Потому что как бы внешне не отличались реалии нашего сегодняшнего от реалий 1919—1922 гг. (время формирования будущего Национального театра им. И.Франко), имеем дело с похожими — если не с аналогичными!— внутренними историческими процессами.

Динамика политических и социокультурных преобразований в Украине, сделав очередной диалектический виток, опять привела наш народ в ту точку, где он не прошел экзамен на национальную зрелость.

Автор воздерживается от крайностей критицизма нового, «националистического» толка,  к которому так часто прибегают новоиспеченные «патриоты» из вчерашних идеологов марксизма-ленинизма.

Во времена постоянной смены власти было достаточно проблем в молодом творческом коллективе. Чего стоит только случай встречи Гната Юры с Симоном Петлюрой, который, благодаря руководящему положению в правительстве УНР мог помочь вновь созданному театру выжить в бурные военные годы. Впоследствии, чтобы не попасть под колеса советской репрессивной машины, Гнату Петровичу пришлось публично критиковать Главу Директории. Рассказывая об этом, выдающийся деятель украинской сцены Йосип Гирняк с иронией констатирует, что наступили времена, когда отечественным деятелям культуры отныне придется «оглядываться на задние колеса в своей же телеге».

Без осознания прошлого, на что и направлена книга об истории франковской сцены, невозможно мечтать о цивилизованном будущем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать