Текстиль, наполненный светом
В Центре Украинской культуры и искусства открылась персональная выставка Леси МайданецСвой вернисаж мастер назвала «Слов’янська легенда (малярство на тканині, гобелен, живопис)». Леся Майданец — член НСХУ, Европейской текстильной ассоциации, доцент Киевского института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука, кандидат искусствоведения. Это первая ретроспективная персональная выставка, которая знаменует 25-летний творческий путь киевской художницы-текстильщицы, произведения которой неоднократно экспонировались в галереях Парижа, Афин, Эрфурта и Магдебурга, Торонто и Эдмонтона, Чикаго и Филадельфии, Сиднея, Канберры и других городов мира.
Источником вдохновения Леси Майданец на протяжении четверти века является древнее украинское искусство, особенно Триполья и эпоха Киевской Руси. Ее волнуют знаки, символы, орнаменты как образы, которые рождались именно на украинской — славянской земле. Ей интересны древние писанковые мотивы, которые она по-своему осмысливает, трансформирует и дает им новую жизнь вместе со своим видением. Художнице близки такие семантические образы, как «древо жизни», «солнце», «птица», знаки Вселенной, христианские сюжеты, которые часто встречаются в ее произведениях.
Представленная в экспозиции коллекция гобеленов и батиков выдержана в узнаваемом авторском стиле, но в то же время имеет и остро выразительный национальный характер. Это чувствуется благодаря ее глубинному проникновению в закодированный мир древней символики и знаковых систем («Слов’янські мотиви», «Знак Сонця», «Слов’янська легенда»), оригинальным интерпретациям украинского орнамента («Трипілля», «Україно моя», «Весна іде, красу несе»), лиричности мира творческой фантазии автора («Благовіст», «Живуть тополі у мені», «Сурми вічності»).
Привлекает и мастерское владение Лесей художественными материалами: завораживает магия деликатной шерстяной пряжи («Осениця», «Зачарований птах»), пульсация цвета в живописи на нежном шелке («Мадонна», «У Гетсиманському саду»). В основе художественных решений Л. Майданец — динамические, экспрессивные и одновременно наполненные внутренним покоем и гармонией, изысканные по форме композиционные приемы, иллюстрирующие такие поэтические гобелены, как «Присвята Олександру Саєнку», «Прийдешнє», «Вирій»; орнаментально-песенные батики «Самоцвіти», «Маковій», «Київська Русь (триптих)», «І на тім рушникові», которые предназначены для архитектурной среды.
МАЙДАНЕЦ Л.КИЕВСКАЯ РУСЬ (ТРИПТИХ).ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА.ШЕЛК, АНИЛИН; БАТИК
Леся Майданец — автор текстильных панно и гобеленов в интерьерах общественных сооружений: культурных центров (концертный зал «Золотые ворота», Киев), школ, детских садов Черниговщины, частных домов.
На открытии своей персоналии Л. Майданец сказала: «Я верю в вечное, неповторимое, полное ярких красок искусство. Эта вера не изменяет мне, она дает мне новые импульсы к познанию, осмыслению бытия, духовного творчества». Такое отношение к искусству абсолютно естественно для художницы, которая родилась и росла в творческой среде.
Леся происходит из известного художественного рода Саенко. Еще в детстве, благодаря деду — народному художнику Украины Александру Саенко (1899-1985 гг.) и матери — заслуженному деятелю искусств Украины Нине Саенко, Леся начала постигать систему художественных ценностей. Окончила факультет художественного текстиля Львовского института прикладного и декоративного искусства (в настоящее время Львовская национальная академия искусств) и ассистентуру-стажировку при Украинской Академии искусства (сейчас Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры).
На характере Леси Майданец безусловно лежит отпечаток творчества А. Саенко: деда и внучку объединяют чувствительность и лиризм. Выдающийся украинский художник Александр Саенко в своих монументальных росписях и панно, станковой живописи, акварелях, рисунках, коврах, мозаиках из соломки — с их фиксированными на уровне древнейших архетипов мировосприятия особенностями национального характера, с ориентацией на народные истоки, с неповторимыми образами природы, любовным отношением к родной земле — неизменно воспринимался носителем национальной самобытности.
Работы Александра и Леси имеют общее в орнаментально выстроенных ритмах произведений, в декоративности плоскостей, в сверхвременности образов-символов, исключает все несущественное, случайное, лишнее. Такие черты, как обобщенно-трактуемая форма, мажорность колорита, удачное сочетание статики и динамики в построении композиции — это «саенковские» черты.
Национальная идея стала девизом и в творчестве матери Леси Майданец — известной киевской художницы декоративного искусства, искусствоведа Нины Саенко. На выставке была представлена ее новая книга-альбом «Знаки долі», посвященная подвижникам-патриотам украинской культуры и искусства и увидевшая свет благодаря харьковскому издательству «НТМТ».
В книге освещены жизнь и многогранная творческая деятельность Нины Александровны Саенко — художника, педагога, знатока музейного дела, деятеля в сфере сохранения памятников истории и культуры, популяризации национального художественного наследия. По ее инициативе и при ее активном участии был создан Художественно-мемориальный музей «Усадьба народного художника Украины Александра Саенко» в Борзне Черниговской области, в который она передала в дар более тысячи экспонатов: оригинальные произведения Александра Саенко, книги, архивные документы, собранную ее отцом коллекцию народного искусства Черниговщины и древностей: это ковры, керамика, гутное стекло, ичнянский кафель, кролевецкие рушники, одежда и мебель. Вместе с работниками музея она ежегодно проводит праздники профессиональной и народной культуры, научно-практические конференции «Саенковские чтения», издала путеводитель по музею.
В память о глухонемом отце, с целью эстетического воспитания детей с недостатками слуха, Нина создала в Киеве Художественную студию имени Александра Саенко, в которой под ее опекой и педагогическим руководством дети и молодежь на благотворительной основе овладевают основами изобразительной грамоты и техническими приемами декоративной росписи, ткачества, мозаики из соломки, живописи на ткани и стекле, с перспективой дальнейшего трудоустройства, адаптации к полноценной жизни.
Произведения Нины Саенко (ковры, гобелены, мозаики из соломки) известны во многих странах мира. Ее искусствоведческие исследования посвящены отдельным аспектам культурной жизни Украины, начиная с 1920-х. Масштабные арт-проекты куратора и режиссера художественных акций Н. Саенко стали достойным представлением за рубежом достижений украинской культуры на рубеже ХХ-ХХI вв. «Я українка і пишаюсь своїм козацьким походженням», — эти слова Нины Саенко из слова к книге «Знаки долі» стали своеобразным символом-знаком его устремлений и действий, многообразной национально-направленной деятельности и наполненной добрыми делами активной жизни.
Весь объем дел, которым посвятила жизнь Нина Саенко, как определенный срез эпохи от послевоенного времени и по сей день, представлен в нарядной многоцветной книге «Знаки долі», которая имеет семь основных глав: «Сонячний світ у спадок», «Художньо-меморіальний музей «Садиба народного художника України Олександра Саєнка», «Мистецька студія імені Олександра Саєнка», «Грані творчості», «Ритми часу», «Мистецькі акції» и «Золото роду».
С новым изданием Н. Саенко «Знаки долі» можно также ознакомиться в экспозиции выставки Леси Майданец «Слов’янська легенда» в Центре Украинской культуры и искусства, которая действует до 27 февраля.
Section
Культура