Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Умер автор легендарной «Варшавской мелодии»

Смерть известного писателя и драматурга Леонида Зорина наступила на 96-м году жизни...
31 марта, 15:54

О печальной новости сообщила вдова драматурга Татьяна Зорина, сообщает РБК. Известный писатель умер от остановки сердца в ночь на вторник, 31 марта. "Муж давно и тяжело болел", - добавила вдова.

Напомним, Л. Зорин является автором многих пьес, которые ставились на различных сценах бывшего СССР, в частности, таких аншлаговых, как "Варшавская мелодия", "Покровские ворота", "Царская охота", "Медная бабушка", "Союз одиноких сердец " и т.д. Также Леонид Генрихович был сценаристом фильмов "Леон Гаррос ищет друга", "Скверный анекдот", "Добряки".

Стоит отметить, что на основе его пьес были сняты знаменитые фильмы "Покровские ворота" и "Царская охота". В них Леонид Зорин выступил как сценарист. Писатель является лауреатом премии Аполлона Григорьева (2003), премии И.П. Белкина за лучшую повесть года (2009), премии "Большая книга" (III премия) за сборник "Скверный глобус" (2009).

«Да, понятно, что 95. Да, вроде как пора. А все равно невыносимо грустно и больно, потому что несуетная порядочность уходит отсюда все быстрее, решительно и навсегда, - с грустью написала Екатерина БАРАБАШ, кинокритик, на своей странице в facebook. - Я часто вспоминаю мое первое интервью с Леонидом Генриховичем - бог знает когда, в самом начале моей журналистской деятельности. Я работала в отделе политики, и как меня занесло к Зорину - не помню. Я пришла дико стесняясь и с набором банальных вопросов. И Зорин совершенно ошарашил меня тем, что несколько раз в конце ответа на мой очередной вопрос вдруг спрашивал: «А вы как думаете?» Он разговаривал на равных, не позволив себе ни разу ткнуть мне в лицо моей профнепригодностью. Он понимал, что мне трудно, и пытался мне помочь.


Ада Роговцева в роли Гели («Варшавская мелодия») / Фото из архива

Именно в тот день я, пройдя к тому моменту через преисподнюю бесед с самовлюбленными политическими пешками, раз и навсегда решила покончить с политической журналистикой - я больше не хотела и не могла видеть этих надутых от собственной важности временщиков. Так что в определенном смысле Зорин решил мою судьбу - по крайней мере журналистскую. Спасибо вам, Леонид Генрихович. Царствие небесное»!

Напомним, пьесу «Варшавская мелодия» в далеком 1968 году в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки поставил известный режиссер Эдуард Митницкий. Именно после того спектакля ярко засияла театральная звезда Ады Роговцевой. Ее первым партнером в постановке был замечательный актер Альфред Шестопалов. Затем роль Виктора играли Анатолий Решетников и Герман Царев... «Варшавская мелодия» Митницкого побила рекорды зрительских симпатий (спектакль сыграли 670 раз!), и она украшала афишу долгие годы. Кстати, Леонид Зорин считал, что киевская сценическая версия была лучшей.

Новую жизнь театральному хиту дал в 2003 году Игорь Афанасьев. Режиссер адаптировал пьесу, а главную роль, Гелену, играли две актрисы: в молодости - Екатерина Степанкова, а героиню через 40 лет - Ада Николаевна Роговцева. Начиналась эта история о любви студентов - польской девушки и советского парня - с 1946-го, но из-за закона о том, что в СССР нельзя вступать в брак с иностранцами, герои расстаются, и судьба дает шанс им увидеться через много лет... а дальше действие уже происходило во времена «перестройки»... Партнерами Роговцевой и Степанковой выступали Ахтем Сеитаблаев и Владимир Заднепровский. Эту постановку с аншлагами показывали в разных городах, даже для раненых бойцов, которые лечились в столичном Военном госпитале, а фрагменты из постановки «Варшавская мелодия-2» играли на востоке Украины. Ныне спектакль уже стал легендой. Последний раз его играли в июле 2018-го, и, пожалуй, символично, что в свой день рождения Ада Николаевна выходила на сцену в знаковой роли Гели...

Сцена из спектакля «Варшавская мелодия-2» / Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

 

Хотя сценическая жизнь зоринской пьесы все же не закончилась - на «Сцене под крышей» Национального театра им. Леси Украинки идет камерный спектакль «Варшавская мелодия» (режиссер Ольга Гаврилюк), а главные роли исполняют Алиса Тункевич и Вячеслав Николенко (сейчас из-за пандемии показы перенесены)...

«Цензура – это невероятная удавка на шее, - говорил в одном из интервью teatral-online Леонид Зорин. - Лучшие, самые продуктивные мои годы пришлись на цензурный мрак. После «Гостей» мне вообще ни одной пьесы не удалось написать, чтобы она спокойно вышла...

«Покровские ворота» - это сугубо автобиографическая история. У всех персонажей пьесы есть свои прототипы. В основе - история моей молодости в Москве, куда я перебрался из Баку. Единственный вымышленный персонаж – это моя тетя, которой у меня в столице не было. Ею я заменил старушку, у которой снимал комнату на Петровском бульваре. А чтобы хоть немного закамуфлировать эту историю (в то время, когда я писал ее, многие прототипы были еще живы), я перенес действие в коммуналку возле Покровских ворот. Таким образом, писать эту пьесу мне было очень приятно, но немного грустно, ведь мне исполнилось 50 лет и я чувствовал ностальгию по юности.

С режиссером картины, Михаилом Казаковым, мы были друзьями. Он один из тех редких режиссеров, которые чрезвычайно тонко чувствовали текст и каждое слово. Эта пьеса стала его режиссерским дебютом в Театре на Малой Бронной. А потом он уже снял по ней фильм. Хотя фильм пробивался к зрителю тоже непросто. Но, конечно, у этой пьесы счастливая судьба. Но фильм тоже вышел не сразу. К нему было масса претензий...

Пьеса - жанр лаконичный. Я своим студентам всегда говорил, что надо писать четко, овладеть искусством реплики... Надо много в них вложить, только не за счет «растекания по древу». А под конец жизни меня тянет поразмышлять и внести в ткань повествования всевозможные отступления. Ведь в повести можно остановиться, сделать передышку. Кроме того, в прозе может быть выражено личностное от автора... Я работаю каждый день. Без выходных. Пишу только от руки, на обычных листах бумаги. Когда начинаю писать новую вещь, она уже не отпускает. Могу встать ночью, чтобы записать какую-то мысль. Я берегу время. Его запас уменьшается стремительно»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать