«Баня, водка, гармонь...»
и украинский ХарьковУкраинскую гуманитарную политику на 20-м году независимости метко отображают слова из песни любимой группы Владимира Путина. «Баня, водка, гармонь...» В песнях группы «Любэ» есть еще много характерных слов, которые бы так же подходили к антуражу центральной площади современного Харькова, — он когда-то был (и еще, надеемся, будет) городом Леся Курбаса и Мыколы Хвылевого. Восьмиметровая надувная матрешка, трехсотлитровый самовар — это не просто набор символов, это — меченая территория. На место уничтоженных в прошлом веке весомых ценностей пришли другие — угрожающие. И не только декоративные матрешки-самовары, но и декоративное православие, которое процветает и в России, и в Украине.
Недавно глава Отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин выразил убеждение, что манера россиян одеваться нуждается во вмешательстве, он предлагает ввести специальный «дресс-код» для всех россиян, сообщает российский «Интерфакс». «Неплохо, что в настоящий момент компании, вузы, школы вводят у себя дресс-код. Хорошо было бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так и быть, можно его не распространять)», — отмечает священник. Это заявление не вызывало возмущения среди широкой православной российской общественности, вместо этого отреагировали на нее всего-навсего несколько оппозиционных публицистов. «Я так понимаю, что существование стрип-клубов и даже запрещенных законом публичных домов его не тревожит, — въедливо комментирует заявление духовника публицист Антон Орех в своем блоге на сайте «Эхо Москвы». — То есть пока по улицам будут ходить мужчины в «зипунах» и бело-сине-красных сорочках и кафтанах с «разговорами», и женщины в «волосниках», «шушпанах» и трех платьях одновременно, в публичных домах будут кипеть оргии, а в стрип-барах на россиянках из одежды будут только черные очки? Какой захватывающий дресс-код!»
Еще одно сообщение, достойное пера сатирика: оказывается, в главном российском храме Христа Спасителя есть офисные помещения, которые сдают в аренду коммерческим компаниям, а сразу за алтарем — лифты. «Встретились мне несколько дам, то ли они шли в офис, то ли это были сотрудницы храма, — они были с непокрытой головой, одна из них опустилась на колени перед алтарем, быстро перекрестилась и пошла дальше, — пишет блогер skromni в своем Живом Журнале. — Я здесь вспоминаю, как редактора французского Vogue не хотели пускать с непокрытой головой в храм Христа Спасителя в прошлом году. Ничего себе двойные стандарты».
И двойные стандарты, и православие на экспорт.
Пока в российских церквях создают офисы (кстати, еще неизвестно, не процветает ли этот бизнес в храмах украинских), а украинцев убеждают, что «водка и гармонь» — это органические составляющие нашей идентичности (нужно понимать, что именно по принципу этой «ментальной» общности нам и нужно интегрироваться на восток), у другой нашей соседки — Польши — гуманитарная политика выстраивается по иному принципу. Показатель — информационное пространство. На днях польская общественная телекорпорация Telewizja Polska заявила о намерении запустить пять новых нишевых телеканалов, сообщает «Телекритика» со ссылкой на media2.pl. В частности, появятся документальный канал TVP Dokument, киноканал, детский, женский и ретро-канал, который будет транслировать архивные материалы. В семье каналов TVP уже есть TVP Sport, TVP Seriale, а что особенно показательно для нас — TVP Kultura и TVP Historia.
Культура, история, архивные материалы — вот чем должно было бы быть насыщено и наше информационное пространство. Впрочем, сложно отрицать, что история на украинском телевидении присутствует. Есть же историческая программа Олеся Бузины на «К1»! Есть же геи-националисты в программе «Файна Юкрайна» на «Новом канале»! А на этой неделе к набору исторических программ прибавится еще и новое исторически юмористическое шоу «Рюрики» (ICTV), которое, как сообщает канал, «откроет некоторые комедийные подробности жизни многих исторических личностей»... То что надо для страны, не знающей своей истории! Именно так ответственно относятся к своему делу те, кто причастен к формированию украинского информационного пространства. Стоит ли после этого удивляться таким эфирам, как понедельничная «Свобода слова» на ICTV, где Степана Бандеру в прямом эфире обсуждали Олесь Бузина, Вадим Колесниченко и Владимир Корнилов, а по другую сторону «баррикады» — Алексей Гарань, Олег Тягнибок и Виталий Портников? Поговорили об украинской соборности...
Не нужно пить море, чтобы знать, что оно соленое. Неумно размахивать факелом под соломенной крышей и швыряться камнями в стеклянном доме. Не стоит приглашать в студию толпу украинофобов, зная, какой спектакль неистовства они способны устроить...
Апеллируя к теме соборности, телевидение разжигает ненависть в общественном организме и запускает программу самоуничтожения. Одни и те же политики, одни и те же темы, та же деструктивная риторика программирует эффект вакуума в стране. А что это за страна с вакуумом, чем оправдывается ее существование, если она поддерживает и воспроизводит смыслы «русского мира», где и баня, и водка, и гармонь?
А кому-то такой телепродукт кажется общественно-ответственным...
Мы позвонили участникам программы, чтобы поинтересоваться их мнением относительно подобных дискуссий.
Вахтанг КИПИАНИ, журналист, историк, главный редактор сайта «Историческая правда»:
— По большому счету, смысла в таких дискуссиях с невеждами и провокаторами нет. Я сожалею, что пошел на этот эфир, потому что ничего по сути нельзя было сказать, а выдержать такое количество ненависти в эфире и в перерывах от этих дикарей было очень сложно. Вопрос в том, стоит ли вообще дискутировать с теми, кто не настроен на дискуссию. Ведь речь идет вовсе не о Бандере. Это лишь повод. Это как 8 Марта — повод напиться. Если бы не было Бандеры, был бы другой повод развести людей по разные стороны и сказать, что вы — враги. А на самом деле это наша история, в которой нужно разбираться, в которой нет святых, но нет и преступников. Сам народ, а не политические партии, определит, кому ставить памятник, а кому — нет, сам народ примет или не примет то или иное самоназвание, сам народ определит, кого прославлять в песнях, а кого — презирать. Журналисты и историки должны были бы просто объяснять мотив властей, почему они так действуют. А объяснить что-то в условиях, когда напротив сидят штатные провокаторы и не дают слова сказать, невозможно. Мне кажется, что больше всего они вредят не тем людям, к которым бы я апеллировал, а своему Президенту, однопартийцу Януковичу. Еще несколько таких эфиров, несколько таких высказываний министра внутренних дел Могилева — и можно сказать, что у власти Януковича нет никаких перспектив. К ним начинают относиться как к врагам, а не политическим оппонентам. А так быть не может.
Сознательные СМИ и журналисты в таких условиях должны делать все то, что они делали раньше, все то, что делает «День»: публиковать исторические статьи, то, что делает Лариса Ившина, общаясь со студенческими аудиториями, выпускать книги, выходить на эфиры, когда есть возможность что-то объяснить. То есть не опускать руки. Все равно страна остается, люди остаются и остается очень низкий уровень знания исторических реалий. Когда невежда кричит, что в присяге УПА были слова Адольфа Гитлера — это же полный маразм, и людям нужно объяснять, что такого не было. И нельзя начинать разговор с Бандеры, с 1943 года или с Волынской резни, а начать нужно хотя бы с 1939 года, объяснить, что не было никакой отечественной, а была Вторая мировая война, в которой Советский Союз выступал агрессором, а в определенный момент все обернулось против него. Для трети украинцев война до сих пор началась 1 сентября 1939-го, а не 22 июня 1941-го. Все это нужно продолжать объяснять, хотя, кажется, это такие элементарные вещи. Я уже не раз писал обзоры исторических книг о начале войны. Одно из последних российских изданий — кандидатская монография исследовательницы Юлии Кантор о советско-германском сотрудничестве 20—30-х годов. После этой книги нельзя говорить, что сталинский режим был жертвой.
Алексей ГАРАНЬ, историк-международник, профессор, директор школы политической аналитики НаУКМА:
— По сравнению с другими общественно-политическими ток-шоу программа «Свобода слова» всегда является более содержательной, дает возможность для более глубокого обсуждения проблем. А в данном случае разговор о политической оппозиции перешел в неожиданное русло. Конечно, УПА — тема отдельного разговора. Говорить на эту тему в таком формате — очень сложно. Очевидно, это должен быть разговор профессиональных историков (пусть даже они придерживаются разных позиций), а не людей, которые навешивают ярлыки.
Виталий ПОРТНИКОВ, журналист, шеф-редактор канала «ТВі»:
— Должны были бы обсуждаться совсем другие, актуальные темы, являющиеся сегодня важными для стран: это темы экономических реформ и их социальных последствий, цивилизационного выбора, изменений в политическом строе, их легитимности, преследования оппозиции и попыток изменить ситуацию в медиапространстве. А если мы будем идти путем обсуждения тем, которые фактически предлагаются властью, мы постоянно будем попадать в пропасть ненависти. Напомню, что указ о присвоении звания Героя Степану Бандере не был подписан Виктором Януковичем и не был им отменен, но власть делает все возможное для того, чтобы спекулировать на таких темах даже тогда, когда они непосредственно не касаются ее решений относительно тех или иных исторических фигур или событий. Для обсуждения таких личностей, как Степан Бандера, нужны научно-практические конференции, дискуссии историков украинских, польских, немецких, российских, американских с рассказами как о позитивных, так и о негативных страницах в деятельности той или иной личности. Нужны кипы документов, специальные музеи, которые будут не черно-белыми, а объективно покажут все, что происходило в Украине и соседних странах на протяжении последнего столетия. Я бы еще сказал, что нужно раскаяние. Украинскому народу нужно пройти через то, через что прошел каждый народ Европы — через раскаяние, и тогда мы по-иному будем смотреть на нашу историю.
Нужно отменить присуждение звания Героя Украины, чтобы в нашей жизни не было заслуженных артистов и заслуженных журналистов, заслуженных деятелей культуры и заслуженных мелиораторов. Нужно, чтобы Украина перестала быть совком, а то, что мы сейчас видим, — это как раз и есть советщина, которая засела в нашем сознании и на нашем телевидении. И не удивительно, что под эту советщину мы вдруг видим советских политиков, советских экспертов. Эти люди давно отошли, они политические и социальные мертвецы, и мы этих мертвецов вынуждены слушать и смотреть по телевидению. И не телевидение должно меняться, должно меняться общество. Когда украинское общество перестанет быть обществом мертвецов, в нем не будет советских политиков, советских экспертов, советских тем и советского желания все видеть в черно-белом цвете, когда у него будет нормальное европейское отношение к истории как к неоднозначности, тогда изменится и телевидение. Поэтому я призываю к изменению в отношении к себе не телевизионных менеджеров, не ведущих телепрограмм и даже не экспертов и политиков. Я призываю к изменениям в обществе, потому что только общество своим выбором президента, парламента, модели экономической жизни, своими взаимоотношениями с властью может изменить то, что оно видит на экране.
Выпуск газеты №:
№9, (2011)Section
Медиа