«Бронебійна публіцистика»: письмо небезразличного читателя

Добрый день, уважаемая пани Лариса!
Отправляя свое письмо как небезразличного читателя газеты «День» (выписываю пятничный номер), хочу поблагодарить Вас, весь коллектив издания за действительно подвижнический труд, труд по-франковски «каменярский» в утверждении украинства, воспитании нового украинского человека — правдивого и достойного.
В местной газете «Гомін волі» (г. Подволочиск) веду рубрику «Книги — морская глубина». Отправляю для ознакомления две вырезки с беседами о книжках «Дня». Просто чтобы видели, какой резонанс имеет «День».
С глубоким уважением и пожеланием новых свершений, ваш благодарный читатель Богдан БЕРЕЗА, член Национального Союза журналистов Украины
Высокая школа Ивана Франко
Представляя Ивана Франко как публициста программными его статьями «Поза межами можливого» (1900), «Що таке поступ?» (1903) и «Одвертим листом до гал[ицької] української молодежі» (1905) в книге «Бронебійна публіцистика», доцент Львовского университета Богдан Тихолоз еще раз повторил, что наш гений «дав високу «школу політичного думання».
Какие главные уроки этой школы? Над этим и поразмышляем сегодня (я, ты, он), перечитывая Ивана Франко.
Самый главный методологический урок, который дает нам Иван Франко, по моему мнению, в том, что в политике он видит в первую очередь не абстрактную доктрину, а живого человека. «Доктрина,— пишет Иван Франко, — се формула, супроти якої уступають на задній план живі люди й живі інтереси. Доктрина — се уніформ, стрихулець, ворог усяких партикуляризмів. Доктрина — се зроду централіст, що задля абстрактних понять не пощадить конкретних людей і їх конкретного добробуту. Ми, українці, бачили досі мільйони прикладів, як знущався над живими людьми й націями абсолютизм (российский. — Б.Б.), озброєний трьома доктринами: православіє, самодержавіє й обрусеніє». И эти доктрины запустил так «глибоко в тіло й кров» московской общественности, что нечего «надіятися наглої й основної зміни».
Иван Франко с таким выводом не ошибся: «основна зміна» не произошла ни в Российской советской империи, ни в России современной, которая продолжает использовать огосударствленное «православіє» и «обрусеніє» для поглощения Украины «русским миром».
Идем дальше. Рассуждая «про поступ», Иван Франко также измеряет его человеком, вписывает его в родовые для него, теплые концентрические круги семьи, рода, общины, нации. Именно здесь где-то, по его мнению, прячется его счастье.
Давайте еще раз перечитаем Ивана Франко: «Люди починають переконуватися, що саме багатство, сама наука, сама штука не може дати чоловікові повного щастя. Наскільки чоловік може бути щасливим у житті, він може се тільки в співжитті з іншими людьми, в родині, громаді, нації. Скріплення, утончення того почуття любові до інших людей, до родини, до громади, до свого народу — оте є основна підвалина всякого поступу; без неї все інше буде лише мертве тіло без живої душі в ньому».
А теперь подумаем: культивируются ли в настоящее время у нас всеми возможными способами (школа, СМИ и т. д.) эти базовые духовные ценности? Кто еще, кроме церкви, говорит о любви к членам семьи, родственникам? А относительно народа, так он давно назван циничными доктринерами электоратом, с которым так называемые политики заигрывают только во время очередных выборов. Печально.
Продолжим. Народ, нация. В настоящее время вокруг этих понятий много шумихи. Вот прошла «Свобода» в парламент — партия фактически украиноцентричная. А с каким безумным лаем набросились на нее все украиноненависники: «Караул! Фашисты рвутся к власти!» Остановитесь, потому что разобьете головы о неопровержимые факты. Если украинцы унижены на своей земле, если их продолжает «розукраїнювати» фактически оккупационная власть, то кто-то же должен их защищать! Какая-то сила действительно должна не дать угаснуть украинской национальной идее, тому национальному идеалу, о котором спокойно, взвешенно, как всегда, говорит Иван Франко. Еще и еще раз перечитаем, чтобы запомнить вот эти строки Ивана Франко: «...Синтезом усіх ідеальних змагань, будовою, до якої повинні йти всі цеглини, буде ідеал повного, нічим не в’язаного і не обмежуваного (крім добровільних концесій, яких вимагає дружнє життя з сусідами) життя і розвою нації. Все, що йде поза рами нації, се або фарисейство людей, що інтернаціональними ідеалами раді би прикрити свої змагання до панування одної нації над другою, або хоробливий сентименталізм фантастів, що раді би широкими «вселюдськими» фразами покрити своє духовне відчуження від рідної нації».
Это чистая правда, уважаемый читатель: вот таких «героев-фарисеев» мы в настоящее время сразу узнаем на телеэкранах во время разных шоу по заученным ехидным улыбкам, которыми они встречают любого, когда идет речь о чем-то украинском... Пренебрежительным прилепленным улыбкам-маскам, под которыми по большей части, — моральное болото или же раздвоение маргиналов, которые от украинской культуры отошли и настоящей высокой русской не приобрели. Они духовно чужие и здесь, и там...
Но вернемся, читатель, к национальному идеалу. Стремиться к нему, приносить, как говорит Иван Франко, для его возведения кирпич по кирпичу — это значит идти в ногу с «поступом». «А хто би смів на хвилю зґавитися, або й зовсім відцуратися роботи, — застерігає мислитель, — може бути певний, що незабаром його не стане на світі, що той «поступ» буде для нього не добродієм, а пожежею і спалить його та змете з землі безслідно. [...] Кождий народ, кожда громада мусить познайомитися з ним, а хто не хоче чи не може присвоїти собі добрих його боків, той швидко зазнає на собі злих: голоду, хвороб, горілки, деморалізації й пропаде від них».
Да, Иван Франко как сын своего народа на пути «поступу» хотел видеть Украину. И своим неусыпным трудом на протяжении всей своей жизни клал камень за камнем в фундамент ее здания как нации модерной, европейской. Тогда этот идеал «на око», как он высказался, лежал «поза межами можливого». Но порывом в невозможное — именно этим, по мнению Ивана Франко, — «відрізняються культурні ідеали й пориви європейської цивілізації». В настоящее время невозможное, благодаря настойчивой системной работе с целью постичь осознанное как необходимый идеал, завтра станет возможным. Именно «до такої каменярської праці» призывал Иван Франко украинцев, особенно молодежь. Обращаясь к молодым, писал: «»Здобувайте знання, теоретичне й практичне, гартуйте свою волю, виробляйте себе на серйозних, свідомих і статочних мужів, повних любові до свого народу і здібних виявляти ту любов не потоками шумних фраз, а невтомною, тихою працею».
Как видим (я, ты, он), «школа політичного думання» Ивана Франко потому и высока, что в ней все мысли вращающиеся вокруг Людыны, которая «сама для себе цілий світ». Если бы еще и мысли и дела наших политиков так же были направлены на то, чтобы всеми возможными способами содействовать утверждению новоукраинского человека — правдивого и достойного, который является главным деятелем создания украинства, тогда все другие кризисы были бы преодолены значительно быстрее. Но, к сожалению, наши властипредержащие в школе Франко не учатся...
Выпуск газеты №:
№209, (2012)Section
Медиа