Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Интересный фотомомент стоит времени и терпения»

Евгений Марчук — о впечатлениях от XV Международной фотовыставки «Дня»
07 ноября, 16:30
ЕСТЬ РАКУРС! ЕВГЕНИЙ МАРЧУК И ЮЛИАННА БУРКОВСКАЯ (НА ФОТО СПРАВА) / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Накануне закрытия выставки Евгений МАРЧУК еще раз посетил галерею «Лавра», дабы внимательно рассмотреть выставленные работы и проголосовать за своего фаворита. О фотографии как искусстве, предлагающем особый угол зрения на страну, роли Фотовыставки «Дня» и умении сделать особенный кадр — в разговоре с опытным фотолюбителем.

— Важно для посетителей знать обстоятельство организации выставок «Дня». Все, что экспонируется, это не то, что редакция «Дня» заказала, дала задание фотографам. Это — результат международного фотоконкурса. Считаю самой большой ценностью экспозиции то, что она представляет собой отображение состояния украинского общества на данный момент, — отметил Евгений Кириллович. — То есть общества с его интересами. Я помню, как в 2005 году на выставке было много политики. Это не потому, что редакция отобрала. Просто фотографы прислали много политики. Этим жила страна. А человек с фотоаппаратом в руках отображает то, что ему кажется наиболее актуальным. А вот на юбилейной — XV — Фотовыставке политики гораздо меньше. Она есть, но — сдержанная, как правило, с легким юмором, иронией, определенным смысловым акцентом. Во вспышках, в сотых долях секунды чувствуются настроения и жизни, прежде всего, простых людей. Выставка каждый год и, как по мне, особенно тонко в этом — отражает тот общественный эмоциональный срез, который царит на данный момент.

В работах есть грустные вещи, но они не доминирующие. Разумеется, в жизни случаются разные ситуации, и об этом фотографы тоже должны говорить. Например, если уже зрелый фотограф Андрей Нестеренко осмеливается сделать снимок «В киевском ХОСПИСЕ», то он это делает аккуратно и сдержанно. Он подает человеческую печаль, человеческую болезнь, человеческий возраст, но с глубоким пониманием того, что именно снимает. Такова жизнь. Эти темы нельзя обходить. Но делать это нужно так, как Нестеренко.

И рядом на выставке — совершенно оптимистичная работа Татьяны Барыбиной «Веселый обед». Ребенок кормит голубя. Прекрасная работа.

Что для вас, прежде всего, важно в фото?

— Если не оценивать с точки зрения техничности исполнения, то это подтекст. Например, фотография Руслана Канюки «Ночь выборов. Интересно-интересно», где изображена пани Анна Герман, которая что-то говорит на ушко российскому послу. Это иронично и показательно. Фотограф поймал именно такой момент. А зритель додумывает — почему пани Анна говорит именно на ухо и что говорит. Повторюсь, политических фотографий на выставке немного, но они с особым акцентом.

Или фото Бориса Корпусенко «Как братья». С точки зрения философии, заложенной в работе, это снимок века. Люди уже немолодые, практически антагонисты в предыдущей истории. И вот такой непротокольный взгляд друг на друга. В фото — светлый сигнал на будущее к объединению православных церквей.

Или взять, к примеру, целую человеческую жизнь в одной фотографии Романа Коломойца «Марковна». Чувствуются человеческий характер, глубокий взгляд, доброе лицо. И непростая жизнь, которую прожила изображенная женщина.

Чем вас поразили фотографии, победившие на выставке?

— Правдивостью. Например, «Портрет на фоне гор» Евгения Малолетки, который получил гран-при, практически дышит естественностью. Эти «молодята» этнически подчеркнуты в одежде и взгляде. Они органично выглядят. В другом месте было бы не то. А так понятно, что для них это естественно, не постановочно. А эта колоритная одежда на молодых не воспринимается как декоративная. И с технической точки зрения снимок хороший.

Также прекрасен политико-философский репортаж Наталии Кравчук. Каждую работу можно долго рассматривать: немало додумывать своего, замечать параллели и символы. Луценко, который на фото жмет руку Кучме, потом может долго объяснять, почему это сделал. Но эта фотография — уже история. Здесь, как по Фрейду. Почему? Смотрим на фото: Кличко сидит, Яценюк сидит, а Луценко первым буквально подскочил и выбросил руку для приветствия...

Я спрашивал у Наталии, были ли там другие фотокорреспонденты? Были. Но такой кадр не поймали. В этом и есть мастерство — замечать больше других. Именно поэтому она и получила «Золотой День». Из фото видно, что Наталья разбирается в том, что она снимает.

Еще бы отметил роботу Николая Тимченко «Любовь побеждает все». На фото — целая человеческая история. Видно, что кто-то из пары — с ограниченными возможностями. Но они любят друг друга... В фото много гуманизма и человеческой философии.

Но наряду с такими глубокими по содержанию работами — веселый снимок Максима Осауляка «Жюри». Это нужно долго охотиться, чтобы сделать такой кадр, ведь коты и голуби — не родственники.

Знаю, что вы давний фотолюбитель. Сколько времени можете потратить с камерой в руках, чтобы поймать хороший кадр?

— Нужно чувствовать ситуацию. Если ты чувствуешь, что сейчас должен быть интересный момент — можно долго ждать. Качественный кадр стоит времени и терпения. Но иногда бывает так, как говорит в интервью «Дню» Наталья Кравчук, что видишь момент, а камеры под рукой нет. Тогда действительно хочется кусать локти.

Посетители называют работы, представленные на выставке, настоящим искусством. Но кое-кто из опытных фотографов вздыхает — мол, фотографию можно было называть искусством в эру пленок...

— В какой-то степени в этом есть смысл. Я сам фотографирую с 1956 года. Впервые взял фотоаппарат в руки, когда ходил в девятый класс. Это была так называемая «кассетка». Пленки еще не было. Затворник, маленький окуляр — и в бой. С ними было много мороки (улыбается). И в вопросе фотографирования, и в вопросе печати фотографий, ведь тогда была контактная печать без увеличителя.

Потом у меня были первые фотоаппараты с пленками — «Любитель», «Смена-2», «Смена-6». А впоследствии «ФЭДы», которые выпускал наш харьковский завод. После них «зеркалки», появились «Зениты». Затем «Москва-2», «Москва-5», киевские «Салюты» с широкой фотопленкой. Помню, что «Салют» был очень дорогой, потому мы, несколько фотолюбителей, в складчину купили.

Искусство заключалось не только в том, чтобы сфотографировать, но и сделать снимок. Проявитель, метол, гидрохинон, фиксаж, гипосульфит натрия, специальный свет, фотоувеличитель... А потом появилась цветная пленка и цветная фотобумага... О! Это была новая эра в фотографии.

С одной стороны, с помощью современной техники все намного проще, а с другой — новая аппаратура выставляет свои требования перед профессионалами. Компьютерные программы позволяют делать монтаж, менять цвета и оттенки. Но на выставке «Дня» всегда представлено фотоискусство. На фотографиях — все, как в жизни, как было, есть и будет в действительности. Почему? Потому что главный редактор газеты — председатель жюри фотоконкурса Лариса Ившина — уже с первого конкурса категорически запретила фотомонтаж. В этом ценность выставки.

А фотографам, скучающим по эпохе пленок, никто не запрещает на них снимать. И печатать на бумагу. Кстати, самые лучшие фотографии я тоже до сих пор печатаю на бумаге. На матовой — особенно выразительные получаются портреты. Ну а глянец — это для летних снимков, когда много природы и света в кадре.


 

«Я один раз попал в кадр...»

 

Евгений МАРЧУК:

«Это было 52 года тому назад — 22 мая 1961 года на Чернечьей горе в Каневе, когда отмечалось 100-летие перезахоронения тела Тараса Шевченко. Литературное объединение нашего Кировоградского государственного педагогического института им. А.С. Пушкина (в настоящее время — Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко), в которое я также входил, было приглашено на это событие. Привез нас туда заведующий кафедрой иностранной литературы кандидат филологических наук Игорь Долганов. Хотя он был спец по иностранной литературе, но очень хорошо знал и украинскую. Я тогда был на третьем курсе филфака. Взял с собой «Смену» и пять фотопленок. В этих мероприятиях принимали участие Мыкола Бажан, Максим Рыльский, Павел Тычина и многие другие известные личности. Мы встречались со многими, но дольше всего с нами был Павел Григорьевич Тычина. Я использовал все пять фотопленок (180 кадров) и только один раз дал свою «Смену» товарищу, чтобы хоть раз самому попасть в кадр. Вы его видите... Павел Григорьевич дарит нам один из многочисленных автографов. На фото видно, что прошел небольшой дождик. Но Павел Григорьевич был с нами. А фоторепортаж для института я сделал тогда большущий».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать