Маленькая проблема национального масштаба
Рабочий день подходил к концу. Заботливые мамы и бабушки — современницы Хрюши и Степашки — привычно консолидировали дома младшую часть семейств. Включенный телевизор разнообразием не баловал: беспощадно колотили друг друга Том и Джерри, странно извивался причудливый мутант Кот-Пес. Короткую серию мультиков сменил сериал с непременным набором вздохов, поцелуев и истерик. С категоричностью гильотины прозвучал приказ: «Иди делать уроки!». И подрастающее поколение, предусмотрительно выторговав вожделенные 40 минут для компьютерных игр, обреченно поплелось исполнять свой долг...
Первой жертвой глобализации стало детское ТВ. Тезис, конечно, не бесспорный, но разве только в части порядкового номера — второй или третьей. До детишек ли, когда такие перемены! Конституционная, экономическая и прочие реформы. Имплементация. Выборы, наконец! Какие дети?! Детское телевидение, а образовательное особенно — дело дорогостоящее. Это понятно. Неясно другое: кому нужно образовательное ТВ? Прикинем варианты. Министерство образования и науки. Поскольку статьи расходов на образовательное ТВ в его бюджете, скорее всего, нет, то ответ очевиден: Министерство образования и науки заботиться об образовательном ТВ не будет.
«Но как же так!» — возможно слегка забеспокоится Читатель: «Ведь именно это министерство отвечает за все, что так или иначе связано с образованием в стране». Все так, но только чуточку не так. В Украине образовательное телевидение является частной инициативой отдельных чудаков. А вовсе не предметом последовательной государственной политики в области образования. «Но ведь оно работает на такую огромную аудиторию!» — воскликнет Читатель. А какая разница? Несущественно также и то, что образовательные телепрограммы способны скромно, но влиять на многие аспекты многотрудного дела образования — обучения: восполнять дефицит учебной литературы, оказывать методическую помощь учителям, привлекать внимание к тому или иному предмету, помогать усваивать и запоминать материал…
Ответственные за образование тети и дяди в нашей стране могут по ночам спать спокойно. Им не грозит строгий начальственный окрик: «Почему из эфира исчезла образовательная телепрограмма Х? Кто не досмотрел?». Есть строка в бюджете — есть проблема. Нет строки — ничем не могу помочь!
«Знаю!» — воскликнет догадливый Читатель. — Образовательные телепрограммы нужны телеканалам!». Действительно, в лицензиях на вещание предусмотрена квота времени на трансляцию детских программ. Поэтому хочешь не хочешь, а в сетке вещания они должны быть. Но не спешите радоваться. Где их взять, эти программы? Как где? Купить! Но практики покупки образовательных телепрограмм «от отечественного производителя» в Украине не существует. То есть взять в прокат — возьмут. Иногда — с радостью. Но чаще — в виде одолжения. А вот купить… быть! Ведь в современных образовательных технологиях с нами мало кто может состязаться! Где же вы — генераторы идей, авторы? Вас ждут. Ау! Тишина...
Но ведь во всем мире программы именно покупают! И стоят они недешево. Это же важный источник средств на их производство! Ну и что? А мы разве только в этом непохожи на остальных?
Все понятно! Образовательные телепрограммы нужны Национальному совету Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Ведь именно этот уважаемый институт отвечает за то, что смотрят наши дети. И там-то наверняка разберутся и поймут, что полезно, а что вредно. Это верно. Чем, как не заботой о нас с вами можно объяснить недавнее появление в углу экрана красно-желто-зеленого сигнала! Какая помощь родителю! Посмотрел на значок — и сразу все ясно: можно разрешать или сразу запрещать.
Увы, но механизм поддержки отечественного производителя детской телепродукции не работает. Есть подозрение, что его просто не существует. Поэтому образовательное ТВ и Национальный совет по телевидению и радиовещанию пока существуют строго параллельно, нигде не пересекаясь.
Проницательный читатель уже понял, что пришел черед разобраться с политиками, государственными деятелями, спонсорами и меценатами. О двух последних договоримся не вспоминать: эта категория граждан в Украине отсутствует. Что касается политиков и государственных деятелей, в том числе и местного масштаба, то их отношение к образовательному телевидению определяется строго просчитанной величиной дивидендов, которые они могут от такой поддержки получить. Напрасно думаете, что речь идет о политических дивидендах. Эти материи в расчет не принимаются. А поскольку детский формат — это не недвижимость, не земля, не ценные бумаги, не доля в преуспевающем предприятии… Все понятно?
Но поговорить на тему о том, что смотрят наши дети, легонько пиная при этом Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, политики любят. Правда, только с трибуны. В кабинетах это не обсуждается. А зачем? Разве проявленные таким образом проницательность и внимание предполагают какие- то действия? Обращали внимание, как только говорить не о чем, — сразу переключаются на телевизионные кошмары. Кричащие проблемы при этом обнажаются. Кажется, это называется смешным словом «популизм».
Расслабьтесь, господа политики и государственные мужи. Народные волнения, манифестации с портретами Кота Матроскина и Чебурашки, пикеты перед Верховной Радой с лозунгами типа: «Детям — равные права на образование!» в прогнозируемом будущем вам не грозят. А что касается равенства прав, то это вообще предмет заботы отдельных международных организаций.
Резонно предположить, что кому-то образовательное телевидение все-таки интересно и даже необходимо. Например, есть страны, где работают целые образовательные телеканалы. И в определенное время суток транслируется множество образовательных телепрограмм. А у северного соседа, страшно подумать, прямо через спутник… И все им мало! Слышала, сокрушались, что не хватает программ по естествознанию, истории, культуре… Точно, кому-то такое ТВ нужно! Догадались? Ну конечно! Детям. Тем, кому от 5 до 15. Плюс их заботливым родителям. Такая мама не оставит своего ребенка один на один даже с образовательной телепрограммой. Она понимает, что это полезно и ей тоже. А пригодится это полезное тогда, когда она должна будет помочь своему ребенку что- то узнать, понять или запомнить.
Обрадованный Читатель уже облегченно вздохнул: ну, наконец-то! Нашли. Раз есть, для кого делать, и их, как ни крути, много, надо, не откладывая, засучить рукава и… Стоп. А кто будет делать, и что будут делать? Элементарно! Талантливые и опытные авторы, режиссеры, продюсеры у нас есть. Правда, они не спешат окунуться в потенциально востребованную стихию образовательного ТВ. Вы не знаете, почему?
У наших соседей в России образовательные программы, причем нередко, — дело рук суперспециалистов. Таких, как Леонид Парфенов, Никита Михалков, Артем Вальгафтик и другие. Созданные ими циклы программ по истории России, истории живописи, истории музыки — это «высший пилотаж» в телеискусстве, чудный сплав интеллекта и красоты. Глубочайшее понимание смысла и предназначения творимого.
Почему же в украинское образовательное ТВ не спешат маститые телевизионщики? Вряд ли потому, что сознают, что велики здесь риск или цена ошибки. Скорее всего, их просто никто не приглашает. Не может
От бывшего Союза мы унаследовали уникальные образовательные методики, традиции и опыт, которые, простите за бытовизм, были предметом зависти не в одной стране мира. Ура! Так вот они — источники будущих образовательных телепроектов! Сейчас быстренько всех построим и начнем. Поставим на поток циклы по истории Украины и украинской культуре, математике, физике, биологии и географии. Обязательно, и в первую очередь, иностранные языки — английский, немецкий, французский… Да это ж экспортируемый продукт! При наших- то возможностях!
Стоп! Давайте подумаем, с чего начать. Дело в том, что когда речь идет об образовательных технологиях и методиках, мы оперируем абстрактными категориями и забываем порой, что носителями всего этого замечательного вороха идей являются люди. Совершенно конкретные учителя, методисты, профессора, пенсионеры, граждане других стран, жители других континентов… Да-да, именно так. Ведь в пылу постперестроечных баталий, всеобщего развала и неразберихи мы как- то незаметно, но проморгали в числе прочего и это достояние своей республики. Неужели и тут — безвозвратно?
Увы, но материал для образовательных телепрограмм — это большая редкость. Его носители или обладатели не бегают табунчиками по городу. Крайне редко стучатся они в двери студий и редакций. Такой материал не найдешь, не скомпилируешь в библиотеке, забежав туда по случаю. Да и выглядит он зачастую отнюдь не очень респектабельно. Не ждите, что зерна бесценных для образования идей будут отпечатаны лазерными принтерами на добротной бумаге и упакованы в красивые папки. Знайте, что материал для будущего цикла телепрограмм, например, по естествознанию, можно найти на полях потрепанной школьной тетрадки. Именно эти, выстраданные, отшлифованные годами педагогического опыта идеи и концепции могут стать основой циклов образовательных телепрограмм. Рискну предположить, что в отдельных случаях потенциальные авторы даже не догадываются о том, что их идеи почти готовы для телевизионного воплощения. Отсутствие в телеэфире образовательных программ не позволяет им осознать степень готовности собственных материалов. «Разве такое возможно? Этого не может быть…»
А лучше бы так: «Ну надо же! А ведь у меня это сделано лучше. Так почему не я?».
Теперь вас не удивляет, что страна, образовательные технологии и методики которой не раз удивляли мир, не имеет собственного образовательного телевидения?
Удастся ли Украине, не претендуя в очередной раз на свою исключительность, обеспечить собственное подрастающее поколение важной составляющей современной системы образования и образа жизни — образовательным телевидением? Посмотрим.
P.S . Публикуя — в развитие темы о социальной ответственности ТВ — материал эксперта из Харькова, мы предлагаем высказаться по этому поводу специалистам (каждый из которых, между прочим, — мама или папа) и всем желающим. Ваши мнения вы можете направлять по адресу: 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2 л, или по электронной почте — media@day.kiev.ua
Выпуск газеты №:
№10, (2004)Section
Медиа