Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Продуцируют ли этнофестивали осмысленный патриотизм?

20 июля, 11:55
НАДОЛГО ЛИ ИМ ХВАТИТ ФЕСТИВАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ? / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Можно ли назвать одно- или несколькодневную дань традициям страны патриотизмом? Состоит ли настоящий патриотизм из кирпичиков ежедневного труда, ответственности за свою страну и желания не причинить вреда? Сегодня в стране действуют десятки этнофестивалей и существуют еще больше взглядов на такие мероприятия. Что это: просто отдых или тяжелая работа над своим национальным «я», примитивность или высокая культура?

«Надевай традиционное, слушай аутентичное, будь особенным!» — такова идея подавляющего большинства фестивальных мероприятий. Каждое действо предлагает участникам что-то особенное и одновременно традиционное. В частности, атмосферу единства, ощущения собственной причастности к творению современной украинской культуры через возобновление исторических достижений. Например, собранные средства с фестиваля «Підкамінь» используют для восстановления достопримечательностей архитектуры, а деньги из фонда ярмарки «Захарецький Гарчик» идут в поддержку музеев народных ремесел, сельских семейных школ искусств и содействия развитию сельского зеленого туризма.

Недавно «День» приглашал своих читателей и авторов к дискуссии о том, можно ли считать поведение украинских фанов проявлением патриотизма и шагом к национальной самоидентификации. А Летняя школа журналистики «Дня» решила узнать, как влияют на становление молодежи многочисленные этнофестивали, которые проходят в разных уголках Украины, может ли эмоциональный подъем, который молодежь чувствует, принимая участие в таких мероприятиях, быть конвертированным в осмысленный патриотизм и конкретные поступки?

«ЭТНОФЕСТИВАЛИ БОРЮТСЯ С ПСЕВДОКУЛЬТУРОЙ»

Владимир ЛИС, член Национального союза писателей Украины:

— Я однозначно за этнофестивали. Когда молодежь собирается вместе для того, чтобы вспомнить свои корни, — это уже показатель. Хорошо, когда на фестивалях используются народные песни, я даже считаю, что это необходимо. Вот, например, мне нравится фестиваль «Країна Мрій». Было бы хорошо, чтобы такие фестивали, как этот, проводились в регионах, чтобы и там люди открывали для себя новые пласты музыкальной культуры. Потому что, скажем, этномузыка и вообще этнография пошли двумя путями: первый — это поиск действительно каких-то скрытых шедевров, старых забытых текстов, обычаев, обрядов; а второе направление, по которому, к сожалению, идет все больше наших художников, заключается в создании так называемой псевдоэтнокультуры, когда эти обряды и другие элементы просто придумываются. На Полесье есть множество неповторимых музыкальных сокровищ и текстов. Вот берешь текст — а там и народный юмор, и одновременно глубокое содержание, неповторимые образы, но жаль, что с каждым поколением такие тексты отходят и отходят. Есть, конечно, исследователи, которые пытаются их популяризировать, однако было бы лучше, если бы этим занималась молодежь.

Нынешнее поколение теряет целый пласт культуры, на смену которой приходит попытка насадить псевдокультуру. Здесь и находим ценность этнофестивалей, потому что, кроме повышения патриотизма, они также борются с псевдокультурой, возрождают и развивают наш этнос, помогают отличить настоящее от дешевой подделки. Однако необходимо, чтобы их организацией занимались не потому, что это модно, а потому, что это в душе организаторов.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ КУЛЬТУРАМИ

Олесь ЖУРАВЧАК, директор, генеральный продюсер «Трипільського Кола»:

— В процессе глобализации и взаимопроникновения культур очень важно сохранить свою национальную сущность. Этому помогают культурные и творческие эксперименты. На фестивале «Трипільське Коло» представлена традиционная музыка, ремесла, народные забавы и игры — и это то, что впоследствии конвертируется в осмысление через индивидуальное национальное общего, глобально-человеческого. На этом фестивале объединяется много культур: у нас представлены Украина, Беларусь Франция, Индия. Украина по своей сути является поликультурным государством. И я убежден, что, собственно, патриотизм проявляется тогда, когда молодые люди могут проявить свою индивидуальность или национальность через общий проект взаимодействия с другими культурами. Если человек, который попадает в определенную среду, имеющую свое мировоззрение, гармонизует с ней и входит в эти так называемые волны-вибрации и настроения, то обычно в последующем это дает толчок к внутренним и внешним поискам. «Трипільське Коло» собирает молодежь с разным мировоззрением, поэтому кому-то патриотического духа хватит на месяц, кому-то — до следующего фестиваля.

Марьян ЛАЗАРУК, один из организаторов фестиваля «Обнова-фест», Черновцы:

— Особенность нашего фестиваля заключается в том, что это этнодуховный фестиваль. То есть здесь присутствует как народная составляющая, так и морально-воспитательная. Что же касается вопроса о подъеме патриотизма посредством фестивалей, приведу простой пример. Мы пытаемся соединить и молитву, и мастер-классы, и выступления народных коллективов. Конечно, большое значение занимает современная часть. У нас выступают группы со всей Украины, разные интересные и известные личности, организации, проводятся конкурсы. Мы пытаемся объединить самые разнообразные изюминки из фестивалей, которые проводятся на Буковине. За 5 лет мы ни разу не вспоминали о каком-то особом дресс-коде, но люди сами изъявляют желание прийти в вышиванках или какой-то другой национальной одежде. Это и есть настоящий патриотизм, проявление незаурядной любви к своему, родному. Мы стремимся, чтобы патриотический дух фестиваля вдохновлял людей на протяжении всего года помнить свои традиции и обычаи. Поскольку для изменения мировоззрения любого человека необходим чрезвычайно действенный двигатель, то есть что-то более глобальное, чем просто украинские песни, национальная кухня, то мы решили акцентировать внимание на моральном воспитании. Вот хотя бы, например, фестиваль начинался экуменической (многоконфессиональной) молитвой за украинскую молодежь. Также большое значение отводим мастер-классам (по дрымбарству, декупажу, изготовлению дождевиц и т. д.) с надеждой, что молодежь заинтересуется этими ремеслами, найдет свое хобби и в будущем будет передавать эти знания, лелея бренд «украинское». Приятно, что теперь у нас в Украине большая часть молодежи живет так называемой «фестивальной жизнью». Где-то 10—15 лет назад мы могли только мечтать об этом. А сегодня у молодого поколения «весьма насыщенный график фестивалей» по всей Украине, что способствует формированию крепкого фундамента патриотизма, а следовательно, и перемен к лучшему в будущем.

Ирина СЕМЕРАК, студентка ІІІ курса факультета журналистики Львовского национального университета им. И. Франко:

— Я принимаю участие в фестивалях с 14 лет, поэтому из собственного опыта могу сказать, что такие мероприятия (особенно этнофестивали) действительно взращивают украинский дух и вызывают гордость за свою Родину. Во-первых, фестивали «Тарас Бульба», «Fort.Missia», «Підкамінь» исключительно украиноязычные. Там не только люди говорят или пытаются говорить по-украински, но и не слышно ни одной русской песни. Во-вторых, каждый из этих фестивалей проходит в историческом месте. Например, «Підкамінь» проходит среди невероятно живописных пейзажей, поблизости есть древний монастырь и легендарный Чертов камень. В Дубно, куда все съезжаются на «Тараса Бульбу», — известный Дубенский замок, а поблизости — Таракановский форт. К тому же, сам фестиваль получил свое название от исторической личности, связанной с этим городом. Это уже существенное историческое содержание, которым наполнены эти этномероприятия. «Fort.Missia» — это руины фортов Второй мировой. В этом месте невозможно не задуматься над историей своего народа и его настоящим. «Підкамінь» и «Fort.Missia» — это международные фестивали, поэтому очень часто там можно встретить, к примеру, голландцев, которые пытаются разговаривать на украинском, которые в восторге от нашей культуры. После этого возвращаешься домой — и словно что-то перевернулось. Не скажу, что после каждого этнофестиваля я становлюсь все большей патриоткой. Однако каждый раз нахожу для себя новые занятные штучки украинской культуры, которыми могу гордиться и которые становятся еще одним аргументом, почему я люблю свою нацию и страну. Кстати, сейчас собираюсь на «Шипіт» в Карпаты. Еду, потому что уверена, что найду там единомышленников, в который раз буду поражена красками наших обычаев и в который раз вдохновлюсь силой украинского этноса и его философии.

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, выпускница Донецкого национального университета, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2010:

— В Донецке нет этнофестивалей. Здесь нет больших празднований с фольклорными коллективами, которые, например, происходят в Ржищеве, Киеве или Ивано-Франковске. Просто в этом регионе не существовало постоянной традиции конвертирования народной культуры. Сначала здесь было дикое поле, а затем — индустрия. Хотя в Донецкой области есть много интересных мест, где можно было бы проводить подобные мероприятия, город все-таки имеет более индустриальный характер. Впрочем, сочетание нескольких «стихий» в одном фестивале было бы замечательным. Собственно, я знаю людей, которые когда-то планировали провести «Террикон-фест» в Донецке, но эта идея каждый раз угасала. Причины были разные. Могу только сказать, что город пока просто не готов к таким мероприятиям. Но и этно, и индустрия, и энергетика дикого поля, объединившись, могли бы работать на укрепление национального сознания молодежи. Сейчас все эти идеи висят в воздухе. Поэтому те представители Донецка, которые интересуются такими культурными мероприятиями, ездят на «Трипільське коло», «Країну мрій», «Підкамінь» и т.д. Когда-то мои друзья ездили на «Махнофест» в Гуляйполе, однако я не знаю, проводится ли еще этот фестиваль. Конечно, такие мероприятия развивают нашу национальную идею. Поэтому для донецкой молодежи такие инициативы нужны.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ ОГРАНИЧЕНА КРУГОМ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Екатерина КРИВОРУЧЕНКО, организатор крымского фестиваля «Купала-2012»:

— Существует мнение, что современная молодежь инертна и не заинтересована в развитии страны. Мой опыт организатора молодежных фестивалей подтверждает ошибочность такого убеждения. Например, праздник Купала — это традиционная акция при поддержке Крымской гильдии кузнецов во главе с мастером Олегом Криворученко. Уже не первый год подряд в ночь на Купала мы собираемся в одном из заливов Симферопольского водохранилища, чтобы приобщиться к духовному наследию наших предков. Фестиваль объединяет студентов разных факультетов, молодых инициативных людей. Мы воспроизводим старинные обряды и ремесла — гончарство, ткачество, кузнечное дело. Большинство обрядов изучала наша инициативная группа историков. Наш праздник — безалкогольный и антитабачный, в том числе ради безопасности: много действ связаны с огнем. Наша цель — вывести молодежь, так сказать, из онлайна к офлайну. Потому что, как известно, не трудно собрать встречу в Интернете, а заставить людей выйти на улицу и поддержать идею — это уже достижение.

«МОДА УНИЧТОЖАЕТ ИДЕЮ»

Анна КОРШУНОВА, детский писатель, журналист, преподаватель:

— Этнофестиваль — это своеобразная художественная ярмарка, цель которой — и себя показать, и на других посмотреть. К сожалению, мода на такие мероприятия часто уничтожает заложенную в них первичную идею своеобразного «зеркала времени» этноса. Просветительство и информирование — да, общение — непременно, возможность зачерпнуть воды из священных источников древнейшей духовности — бывает, но не обязательно. Трудно иногда выбрать настоящие этнозерна среди унифицированных, поверхностных, осовремененных обрядов или псевдоэтнического ширпотреба, которым торгуют фестивальные завсегдатаи-коробейники. Конечно, раскрученные и хорошо организованные фестивали презентуют страну или определенный регион с лучшей стороны. Но я не совсем понимаю, какое это имеет отношение к патриотизму. Для меня это торжественное понятие на самом деле состоит из будничных кирпичиков ежедневного труда и ответственности за свою страну. И трепетной попытки не навредить родной земле.

Любой этнос экологический по своей сути, не потому ли большинство фестивалей проходят «на природе». После такой тусовки обычно остаются вытоптанные луга с пятнами костров, кучи засохших купальских венков, остатки инсталляций. В Могрицу под Сумами после такого фестиваля сейчас стыдно везти людей на экскурсию. Этнос неотделим от природы, и он зарождается в ней, как в лоне матери, впитывая ее черты и приспосабливаясь к жизни именно в этой точке планеты. Как это происходило — нужно исследовать, показывать, общаться и поддерживать энтузиазм аматоров, но не таким паразитическим образом, как это обычно делается у нас.

Татьяна АВДАШКОВА, Юлиана ЛАВРИШ, Анна РОМАНДАШ, Елена СКИРТА, Иванна СКУБА, Надежда ШВАДЧАК, Ольга ШКРИБЛЯК, Нина ПОЛИЩУК, Таня НОВАК, Анна ЖУРБА, Летняя школа журналистики «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать