Телепузики: новая угроза
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070601/487-9-2.jpg)
Сегодня традиционно отмечают Всемирный день защиты детей. Но, оберегая детей от бедности и голода, общество совсем забывает о другой глобальной угрозе — информационного характера. Звучит апокалиптично, а действует еще страшнее. Потому что принцип «мы состоим из того, что мы едим» можно применить и к информации. Получается, что наше сознание состоит из того, что мы воспринимаем, или из того, что нам навязывают. В особенности это затрагивает детей. Их еще не сформированная психика, лишенная любых «фильтров», — лучшая добыча для информационного хлама. И хуже всего то, что средства, чтобы добраться до подрастающего сознания, выбираются самые меткие — мультфильмы. Оказывается, не только Юнг понимал, откуда все мы родом.
Снова приходится обвинить во всем вездесущую глобализацию, американизацию и тому подобные зашоренные цивилизационные процессы. Все-таки пусть бы и «Черепашки ниндзя», но украинские, родные. Между прочим, когда речь заходит о «вредной» для детской психики анимации, все почему-то всегда в первую очередь вспоминают черепах- мунтантов с их, между прочим, совершенно неформатными как для США именами художников эпохи Возрождения. А тем временем угроза, как оказалось, наступает совсем с другой стороны... Наши партнеры по «Евро-2012», поляки, усматривают в детском фаворите последних лет — сериале «Телепузики» — пропаганду гомосексуализма. Серьезное беспокойство у польских власть имущих вызвал герой Тинки-Винки: все указывает на то, что фиолетовый детский кумир мужского рода, кроме его любимой сумочки слишком женского фасона. Если предположить, что причина для беспокойства все же есть, то человечеству время бить в колокола. Ведь программу смотрят дети в 120 странах, «Телепузиков» транслируют более 60 телекомпаний, среди них — гиганты ВВС (Великобритания), Canal+ (Франция), Kinderkanal (Германия), PBS (США), IBA (Израиль), KBS2 (Корея), ABC (Австралия). Для расследования таких недвусмысленных признаков гомосексуальности поролоновых телевизионных созданий в Польше подрядили специальную правительственную комиссию по защите прав детей. Опытные психологи комиссии должны определить, насколько поведение персонажей сериала характерно для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и, наконец, решить судьбу программы на польском телевидении. В случае отрицательного для телепузиков заключения их просто выбросят из эфира.
Странно наблюдать, как такая, казалась бы, наиболее непорочная часть массовой культуры становится объектом внедрения манипуляционных технологий. Хотя тот, кто «запускает» свою пропаганду через мультфильмы, поступает дальновидно. Наиболее эффективное внушение определенных ценностей, идей, убеждений происходит именно в детстве. Таким образом, детские мультфильмы часто становятся инструментом совсем недетского влияния. За российской анимацией такое подмечено уже давно. Можно обратиться хотя бы к содержанию «Князя Владимира», так называемого православного блокбастера, вышедшего на украинский киноэкран сравнительно недавно. Здесь в очень доступной для детского сознания форме вся история пересказана в специфическом формате от лица, так сказать, старшего брата. Еще бы, ведь это первый в российской истории анимационный фильм, благословленный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Политический подтекст — как на ладони. «Это твоя история!» — пафосно утверждает аннотация. Именно так украинские дети начинают знакомство с чужой своей историей.
Но больше всего жалоб на отрицательное влияние на сознание детей звучит относительно мультфильмов с элементами агрессии. К категории таких относят чаше всего уже упомянутых «Черепашек», сериал «Том и Джерри», «Трансформеры» и тому подобных мутантов, оборотней и космических существ. Там обязательно ненавидят друг друга, выстраивают хитроумные планы уничтожения, поджигают, подрывают и молотят изо всей силы. Конечно, поведение любимых героев просто не может не повлиять на незащищенное детское воображение. А поэтому все жестокие, хоть и рисованные расправы с применением здоровенных кувалд и динамитов и использованием приемов в духе инквизиторства сразу вводятся в реальную жизнь «маленькими зрителями». Все это могло бы показаться морализаторством, если бы не свидетельство ученых. «В некоторой визуальной голливудской продукции слишком много агрессии. Это связано с тем, что она направлена преимущественно на массового потребителя и на подпитку примитивных инстинктов людей, — комментирует Александр Губенко, главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа». — В мультфильмах типа «Том и Джерри» или «Черепашки ниндзя» момент агрессивности, жесткости, а иногда даже жестокости довольно весомо присутствует. Это влияет на сознание и на подсознание детей. Высокая агрессия, наблюдаемая у подрастающего поколения в Западной Европе, Америке, которая иногда даже проявляется в насильнических действиях, связана в том числе с влиянием подобной массовой продукции. Эта тенденция абсолютно неоспорима. Посредством детских мультфильмов транслируются и помещаются в подсознание агрессивные стереотипы, даже тогда, когда в мультике это делается в шутку. На самом же деле связанные с деструкцией действия абсолютно не шуточны. И если эти действия повторяются много раз, с течением времени они превращаются в подсознательные стереотипы, которые могут превращаться в действия реальные (в соответствии с механизмом идеомоторного акта, когда мысли превращаются в действия). Агрессивные стереотипы бомбардируют психику из подсознания. И если психика и саморегуляция слабая, а в 12—14 лет это именно так, то говорить о связи агрессивных стереотипов и агрессивного поведения уместно. Конечно, лучше воспитывать детей на добрых, мягких, гуманных мультфильмах. Это, кстати, более близко нам даже по ментальным особенностям».
Очевидно, украинский продукт, даже с точки зрения ментальной близости нашему сознанию, был бы более приемлемым для украинских малышей. Как раз в 90-х отечественные мультипликаторы творили преимущественно в фольклорном ключе. Но, к сожалению, как раз с того времени украинская анимационная индустрия переживает глубокий кризис. Хотя в далеких 70-х годах украинское анимационное кино считалось одним из лучших не только на территориях бывшего Советского Союза, но и во всем мире. Об этом свидетельствуют многочисленные награды наших мультипликаторов на мировых анимационных фестивалях. Но хаос 1990-х поглотил и мультики — уже традиционно Украина потеряла самые талантливые кадры, государственные студии простаивали, а частные занимались иностранными заказами. Только в 2003 году была создана государственная анимационная студия «Укранимафильм». Во главе с украинским анимационным гуру Виктором Слепцовым «Укранимафильм» успел выпустить ряд мультфильмов, среди которых «Ходить гарбуз по городу», «Рукавичка», «Тополя», «Покрово- Покровонько», «А в нашого Омелечка...». Но несколько месяцев назад, в 2007 году, она прекратила свое существование из-за недостаточности финансирования.
Сейчас украинскую анимационную индустрию возрождают молодые энтузиасты. В частности, Зоряна Занюк, руководитель студии «Арт-видео». Зоряна стала автором проекта «Кот Выкрутас», который, конечно, не дотягивает до понятия «качественный анимационный продукт», но стал первой попыткой использования маркетинговой стратегии продакт-плейсмент (реклама товара в кино- и анимационной продукции) в отечественной мультипликации. Сначала кот, созданный с помощью компьютерной графики, появился на региональном телевидении — львовском канале НТА, но со временем он уже стал завсегдатаем телеканала ТЕТ. «В Украине насчитывается несколько десятков анимационных студий, которые либо производят рекламную анимацию, либо работают на основах аутсорсинга. Об анимации как об индустрии сегодня речь вообще идти не может, ведь для этого нужна почва, — комментирует украинскую анимационную индустрию по просьбе «Дня» Зоряна Занюк, — ничего не может быть из ничего. Дело в том, что анимацию никогда нельзя расценивать только лишь как одно из направлений бизнеса. Это составляющая культуры государства, такая же, как театр, кино или, скажем, спорт. В Украине на сегодня нет никаких предпосылок для развития анимации. Если в России из государственного бюджета выделяются сотни миллионов долларов на реализацию анимационных проектов и начато несколько государственных анимационных программ, то в Украине о таком даже не говорят. В странах Европы на законодательном уровне зафиксирован процент национального анимационного продукта, который должны транслировать телеканалы, и составляет он от 5 до 30%. Это реальное основание для развития анимации. Для украинских каналов дешевле закупать иностранные мультфильмы, чем заказывать производство своих, ведь последнего у них никто не требует.
Так сложилось, что анимационный проект студии «Арт-видео» на сегодня является единственным украинским анимационным проектом. Это общий плод хороших идей, настойчивости и желания коллектива студии в сочетании с готовностью торговой марки «Комо» (Выкрутас — это ее бренд) к экспериментам и нестандартным пиар-ходам и дальновидностью продюсеров телеканала ТЕТ. «Вечерний мультик с котом Выкрутасом» более чем оправдал надежды. С первого дня появления его рейтинги росли и продолжают расти. Как и задумывалось, Выкрутас стал настоящей телезвездой и собирает стабильное ядро целевой аудитории каждый день. Уже готово более пятисот серий. По сравнению с периодом выхода в эфир рейтинг программы вырос более чем в десять раз. Сейчас канал ТЕТ вместе со студией «Арт-видео» готовит необходимые документы для того, чтобы принять участие с этим проектом в ежегодном телевизионном конкурсе «Телетриумф». Проект студии «Арт-видео» — «Вечерний мультик с котом Выкрутасом», — уже более полутора лет транслирующийся на канале ТЕТ, — единственный на сегодня украинский анимационный сериал».
Конечно, вряд ли кому-то удастся превзойти шедевр «Жил-был пес», а тем более — средствами компьютерной графики. Ведь подобные мультфильмы даже не хочется называть сухим словом «анимация» — такие они теплые и душевные. Высокотехнологическому производству мы еще обучимся, а вот Запад вряд ли когда-нибудь дорастет до нашей «мягкости».