Перейти к основному содержанию

В пучине слов...

Чем больше мы будем геополитически самоограничиваться, тем быстрее рискуем потерять все
18 декабря, 11:12

В истории независимой Украины было немало случаев, когда, казалось бы активное обсуждение важных проблем приводило не к возрастанию, а к угасанию интереса к ним. Многословие, нескончаемые дебаты без малейших практических сдвигов вызывали не энтузиазм, а скептицизм и апатию. Нас уже тошнит от всех этих разговоров о борьбе с коррупцией. Тут наметилась прямая зависимость: чем больше коррупцию громогласно проклинают с высоких трибун, тем больше ее становится. А ведь при настоящем искорени этого зла все очень просто: аресты, суды, приговоры, конфискация неправедным путем нажитого добра. И чем громче будут фамилии фигурантов, тем лучше. А если всего этого нет, значит, и никакой борьбы нет, а есть очередной наглый обман публики.

Не знаю, как в этом контексте оценивать Одесский форум, где в роли антикоррупционного Зевса, мечущего словесные молнии в коррупционеров, выступал глава Одесской областной госадминистрации Михаил Саакашвили. Именно его пламенные речи обсуждали в студии Савика Шустера. Впрочем, есть обоснованные подозрения, что тут очередное сотрясение воздуха, не чреватое никакими практическими последствиями. Антон Геращенко пытался дезавуировать обвинения Саакашвили против премьера Яценюка, оправдывая главу правительства тем, что он связан по рукам и ногам министрами, которых ему навязал «Блок Петра Порошенко». Ничего Яценюк не может сделать и в энергетической сфере, поскольку соответствующий шеф ведомства г-н Демчишин тоже рекомендован БПП. А все претензии к премьеру Геращенко посоветовал расследовать через вновь созданные антикоррупционные структуры, которым, кстати, пока абсолютно нечем похвалиться. Их наплодили в большом количестве, морочили голову обществу больше года, но когда они, наконец, начнут хоть сколько-нибудь продуктивно действовать, неизвестно.

ДУАЛИЗМ ВЛАСТИ

А все эти проблемы вокруг Яценюка и Порошенко связаны с одним чрезвычайно негативным явлением в нашей политической системе: все годы независимости мы наблюдаем дуализм президентской и премьерской власти. Можно назвать хоть одну правящую пару, в которой бы не было конфликтов?

Отличия были только в уровне конфликтности. Более или менее спокойный вариант просматривался, когда премьер был пустым местом «ни рыба ни мясо». А когда сильная личность — война. Воевал премьер Кучма с президентом Кравчуком, премьер Тимошенко с президентом Ющенко, ну а сегодня Яценюк с Порошенко... На таком фоне очень сомнительными выглядят достоинства парламентской республики в Украине: глава Кабмина  кивает на президента, президент на премьера, ответственности никто на себя брать не хочет, результаты беспорядка налицо и они весьма неутешительны... А если еще посмотреть на моральный облик и профессионализм депутатского корпуса, становится совсем невесело. Может, есть смысл присмотреться к формату президентской республики  американского образца, где глава государства является и главой  правительства и отвечает за результаты его деятельности? Что  же касается страха перед узурпацией и диктатурой, то есть немало примеров установления таковой именно в парламентской, а не президентской республике...

УСПЕХИ «НОВЫХ»

На ICTV у Куликова в «Свободе слова» очаровательная грузинка, возглавившая украинскую полицию, рассказывала, пересыпая свою русскую речь английскими словечками (можно было бы уже украинскими), как все прекрасно в ее ведомстве. Правда, о том, что  в Кривом Роге  ее подчиненный, шеф местной полиции, избил ветерана АТО, она ничего не сообщила. Наверное, не знала...

Не услышали мы и о том, каковы успехи «новых» в реальной борьбе с преступностью и в обеспечении общественного порядка. Да и с селекцией в полиции, видимо, не все идеально. Ведь было уже несколько случаев, когда в новой полиции оказывались украинофобы, сторонники Януковича и «русского мира». После массового предательства сотрудников МВД на Донбассе и в Крыму, вопрос о политической лояльности личного состава силовых структур к Украинскому государству становится решающим.

На телеканале «Еспрессо-TV» журналист Антон Борковский беседовал с известным писателем Василем Шкляром, который пропагандировал свои известные тезисы об отказе от ряда украинских территорий, в частности, от Крыма и Донбасса. Писатель Шкляр ярчайший представитель украинской геополитической местечковости, хуторянства, которые так нравятся российским «учителям» Украины. Это идейное течение требует от своих адептов видеть не дальше родного села, в лучшем случае — повита. Писатель заявил: «Зачем мне этот русифицированный Крым?» Интересно, много ли он знает о Крыме, кроме банальных туристических штампов? Не знаю, как много лично он (вместе со своими единомышленниками) сделал за 22 года, отпущенных историей, чтобы в Крыму стало больше украинского? Российская пропаганда в унисон с такими деятелями в нашей стране много лет пела, что в Крыму нет никакой Украины и никогда не было. Сработало (в том числе и на высших этажах «киевской власти»). Вдохновленные пропагандисты начали говорить, что и по всей «Новороссии» (от Одессы до Мариуполя) ничего украинского нет. Но отобрать, слава Богу, не смогли. А если бы удалось, взялись бы с тем же самым репертуаром за оставшуюся часть Украины...

В данном случае мы имеем  дело с проповедью, так называемой VITA MINIMA — сведения всех украинских амбиций к абсолютному мизеру. В свое время автономист и федералист Михайло Драгоманов написал песню, где были такие слова: «Гей, українець просить немного».

Представитель другого направления, Дмитро Донцов ответил ему в том духе, что не просит, а требует, и не немного, а все и немедленно.

Лозунг Донцова — это программа здоровой нации-победительницы, а у Драгоманова — вечное политическое попрошайничество и капитулянство, когда предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления, отказываясь от борьбы, от жесткого противостояния. С такой психологией можно не только Крым, но и воспетый писателем Шкляром Холодный Яр потерять...

И не нужно нашим писателям подыгрывать кремлевским «пропагандонам», духовно разоружая нашу нацию, навевая ей комплекс неполноценности, слабости, неудачливости. Не следует ограниченным регионализмом подменять украинское соборное сознание, которое только и творит мощный, единый народ. У Шкляра все неизбежно сведется к тому, чтобы  стать на околице родного села и стоять насмерть. Но если сражаются только за свое село, то не защитишь и своего села.

Крым — украинский. Донбасс — украинский. А нашим интеллигентам-капитулянтам надо бы подняться до мудрости испытанной жизнью политической максимы: «Українська Самостійна Соборна Держава» (ключевое слово тут для нас — соборна). Да и те люди, которые утверждали: «Україна від Сяну до Дону» (Так и в нашем Гимне, между прочим!) или « «Одна єдина велика Україна від Карпатських гір аж по Кавказькі!» были не глупее наших современных писателей. VITA MINIMA — это жизненная стратегия подневольных народов. Но чем меньше требуем, тем меньше и получим. VITA MAXIMA — стратегия сильных наций.

Чем больше мы будем геополитически самоограничиваться (сегодня символом такого самоограничения выступает Минский процесс), тем больше будем рисковать потерять все...

К сожалению, руководство Украины отказалось внести в переговорный пакет в Минске Крым. А это значит, что Россия перестанет быть агрессором, когда уйдет с Донбасса. Но не уйдет из Крыма... Сдав полуостров один раз, власть сдает его и второй.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать