Перейти к основному содержанию

Кто исполнит обязанности президента до выборов?

02 июля, 00:00

6 июля парламент намерен окончательно решить судьбу правительства В.Пустовойтенко: продолжать ли ему тянуть лямку до президентских выборов или все же пока для начала поменять статус на «исполняющего обязанности», а к сентябрю и уступить место какому-нибудь новому «и.о.».

Как известно, если в чем полностью и сходятся мнения депутатов, то это в невозможности назначить нового легитимного премьера до выборов. Поэтому вопрос о правительстве связан в первую очередь с намерениями части ВР понизить статус нынешней исполнительной власти, дабы она лишилась официальных контактов с международными болельщиками Л.Кучмы, а кроме того, — с продолжением самых невообразимых политических торгов на предмет как формирования будущей правительственной коалиции (под нового или старого президента), так и соответствующих преобразований внутри самого парламента.

Следует, однако, отметить, что по мере приближения 6 июля вопрос о правительстве приобрел новую окраску. Дело в том, что чуть позже 6 июля истекают уже не переходные, а самые что ни на есть основные президентские полномочия: 5 лет с момента, как народ Украины избрал Л.Кучму в качестве «наименьшего зла». На больший срок это зло народу не обещали. Переходными положениями Основного Закона эти полномочия не продлены, а лишь назначена дата новых выборов. Конституция же предусматривает, что Президент исполняет свои полномочия до вступления на пост вновь избранного президента. Так что с середины июля Л.Кучма является и.о. президента, а в условиях, когда он лишен еще и права издавать указы, что квалифицируется как трансформация государственного строя в Украине в парламентско- президентскую форму правления, — то лицо, более легитимное, чем «и.о. президента», может вполне считаться на этот краткий срок главой государства. Весь вопрос в том, как будут признавать полномочия того или иного лица все контактирующие с ними субъекты, в том числе и международные. У г-на Пустовойтенко есть интересный шанс...

Однако указанные календарно- конституционные сроки отнюдь не означают, что 6 июля парламент, принимая решение о правительстве, фактически назначит или не назначит этакого «регента» при Л.Кучме. Парламент будет решать еще одну, более сложную для себя задачу: как в период правового вакуума легитимной исполнительной власти сохраниться самому и сохранить на завершающем этапе избирательной кампании относительную стабильность в стране. О том, что ВР заботит принципиальный, и даже в некотором смысле глобальный вопрос стабильности всей страны, — свидетельствует принятый еще в середине июня в первом чтении закон о военном положении. Этот закон, который на первый взгляд касается ситуации чисто внешней безопасности (условий войны или внешней агрессии) — в действительности, по Конституции, предполагает, что введение военного положения возможно и при не такой уж внешней угрозе национальной безопасности страны. Как известно, у нас давно и очень влиятельными людьми сказано, что таковая угроза исходит именно не извне, а изнутри страны. Так что парламент, основываясь на этом, и предусмотрел в законе о военном положении некие совершенно внутриполитические детали. Так, при введении военного положения Президентом при одобрении парламентом, невозможен роспуск ВР и прочих демократических органов. И вообще, четко предусмотрено, что введение военного положения с целью захвата или узурпации власти является государственным преступлением. Вопрос: какие обстоятельства могут даже теоретически подходить под указанные в законе (напомним, принятом лишь в первом чтении) параметры?

Параметры есть. Например, по той же Конституции, роспуск парламента президентом невозможен за 6 месяцев до конца полномочий президента. Не до выборов президента, а до конца полномочий. Тех самых, очевидно (по крайней мере, до толкования Конституционным судом), которые истекают в июле. А после истечения таких полномочий — можно распускать парламент? Это — загадка, хотя и не совсем загадочная. Вот, например, в своем знаменитом обращении к народу 28 июня, в День Конституции, Л.Кучма предложил — как бы шутя и как бы поддерживая некогда эмоциональный всплеск спикера А.Ткаченко — отправить ВР на каникулы аж до президентских выборов. Это чтобы кандидаты-депутаты могли спокойно заниматься своей предвыборной кампанией? Или чтобы пропрезидентские силы в ВР могли спровоцировать ситуацию, при которой парламент все же не соберется в положенные 30 дней, допустим, после каникул, в результате чего законодателей таки можно будет разогнать?

А разогнать очень надо именно до выборов, потому что отменять президентские указы ВР гораздо легче, чем преодолевать вето на законы (нужно всего лишь 226 голосов, и они, как показывает опыт, набираются с невероятной регулярностью). А указы — это не просто предвыборные подарки своим «сатрапам», и тем более не дешевый популизм: это скоростное выполнение самых дивных и диких заказов самых надежных, поскольку не менее нелюбимых в цивилизованном мире, союзников Президента Кучмы — полукриминальных олигархов со всего посткризисного мира... Что может быть ярче примера с НГЗ?

Так вот, если ВР не разогнать вовремя, то она таки добьет все указы Президента — и заблокировать этот процесс не хватит всех пропрезидентских сил внутри Рады. Но ВР, кажется, не хочет ни быть разогнанной, ни оставить Президенту и его любимцам его указы. С этой целью пока большая часть депутатов напрягается уже свыше положенного рабочего времени ежедневно и грозится продлить 3-ю сессию за счет собственных каникул. Может быть, даже вообще каникулы отменит... А отменив, может совершить еще ряд «подвигов», не предусмотренных сценарием уже таки приступивших к активной работе российских «мейкеров» президентской кампании. Например, принять много новых поправок к закону о выборах президента, а по некоторым из них, несмотря на всю консолидацию усилий президентского «лобби» в ВР, — преодолеть вето. Ведь те вето, которые до сих пор не смогли преодолеть, — это лишь вершина айсберга. Ну кто в самом деле собирался всерьез «вычищать» из гонки Л.Кучму с помощью такого элементарного механизма, как декларация о доходах семьи? Трижды пытались — не получилось, зато страна знает, что Л.Кучма боится «светить» счета своих родственников. На фоне дела Волкова и Рабиновича — чем не «технология», осуществленная руками «пропрезидентского лобби». Кстати, и само «дело» А.Волкова — не просто изобретение Г.Омельченко. Что бы там ни решала Генпрокуратура с уголовными делами, а раз молчит Бельгийское посольство — вопрос решенный. Посольства и представительства в таких случаях не молчат, как не молчал МВФ по поводу мечты премьера Пустовойтенко о прощении Украине долгов... Оппоненты Кучмы крайне заинтересованы и в том, чтобы иметь его в числе кандидатов, и чтобы у него было такое замечательное, как г-н Волков, доверенное лицо. Это не бездоказательный компромат...

Так что, если парламент не разогнать, он еще может натворить чудеса в предвыборной гонке. А этот процесс все же остается главным. И шансы Президента, такого бодрого на всех каналах ТВ, тают на глазах. Ибо если бы не таяли, не было бы ни совершенно фантастических указов, ни истории с Рабиновичем, на которой в очередной уже раз так фальшиво сыграла СБУ (выпустившая вслед за Лазаренко еще одного «врага национальной безопасности» подальше от украинского правосудия), ни ареста 15—20 киллеров в Одессе, напоминающего дешевый детектив, ни «псевдоялтинско-одесского» сценария в Кировограде, ни того же НГЗ... Впрочем, разогнать парламент после того, как депутатскую делегацию сохранили в Совете Европы до января, — это очень неудобно без специального повода. Поэтому есть и иной сценарий срыва выборов — добровольная отставка ЦИК под «грубым давлением» парламента и кандидатов в президенты...

Однако, как утверждает едва ли не самый влиятельный теперь в пропрезидентских кругах лидер «Трудовой Украины» М.Сирота, в случае подобного развития ситуации в парламенте установится уже отнюдь не ситуативное большинство в 300 и более атнипрезидентских голосов, способное и сроки выборов перенести в любую удобную сторону, и закон о ЦИК новый принять — уже без участия Президента, и сформировать саму комиссию... Добавим от себя: устойчивые 300 голосов — это еще и поправки к закону о Конституционном суде, и даже поправки к самой Конституции, которые можно успеть на 3-й и 4-й сессиях внести, дабы переподчинить парламенту силовые структуры, выведя их из единоличной власти и.о. Главнокомандующего ...Может быть, это уже «перебор». Но эмоции М.Сироты, за спиной которого стоит сын того самого Л.Деркача, чья СБУ ныне до смешного примитивно выполняет заказы по «очищению» окружения Президента Кучмы, и который якобы планировался на «и.о. премьер- министра», понять можно. Если фракция «Трудовая Украина» и годится для блокирования голосований, когда ВР преодолевает вето Президента, то Трудовая партия Украины к досрочным парламентским выборам явно не готова. Как, впрочем, не готовы и другие ныне пропрезидентские или проправительственные партии, имеющие хоть какой-то вес в ВР. А не избравшись в новый парламент даже при победившем Президенте Кучме, точнее — именно при нем, — ни на какие перспективы рассчитывать уже нельзя. Так что сочинять разнообразные проекты двухпалатных парламентов на случай победы Л.Д. — это одно, а согласиться на роспуск нынешней Рады — совсем другое...

Такое вот противоречие между интересами Президента и пропрезидентских сил внутри ВР. А поскольку пропрезидентские силы реально находятся все же не внутри, а вне Рады, и причин для спешки у Л.Кучмы остается предостаточно, — следует ожидать событий. Прежде всего — новых советов друга Кучмы — Ельцина, которому для продления собственных полномочий на неуклонно расширяющемся «славянском пространстве» еще только через пять лет понадобится присоединение Украины к союзу России и Белоруссии. Как раз еще один срок Л.Кучмы. Надо думать, этот геополитический вопрос утоления амбиций русского «царя» решен в Евросоюзе и НАТО в пакете с разделом зон влияния в Косово. Поэтому, пообижавшись на Европу и «большую восьмерку», Л.Кучме самое время прислушаться к старшему брату. В равной мере пора прекратить видимость противостояния «пронатовцев» и «промоскалей» в ближайшем оставшемся «незапятнанном» окружении Леонида Даниловича: эта игра уже никого не вводит в заблуждение. Да и некогда...

Как ни парадоксально, из всего сказанного отнюдь не следует с неизбежностью, что 6 июля ВР таки не отправит правительство в отставку. Кабмин — он ведь по Конституции всех министров в себя включает, в том числе и силовых. Так что в условиях перманентной угрозы для самой Рады, так активно подогреваемой самим Президентом Кучмой, у депутатов, а главное — у спикера А.Ткаченко может родиться соблазн перевести в статус и.о. этих самых силовиков. Ведь «достали»! Помните историю с и.о. Генпрокурора и и.о. главы ФГИ? Ну ничего-то они не могли, ни «преступников» из-под иммунитета добывать, ни приватизацию проводить... Так и теперь может случиться: при и.о. практически всей исполнительной власти останутся в стране легитимными только парламент, да ЦИК, да Конституционный и Верховный суды, да местное самоуправление. Да, в общем-то, и все местные исполнительные структуры — но с совершенно иными стимулами, чем еще недавно... Но все может закончиться и традиционно: большим всеобщим компромиссом, исключающим только Президента Кучму. Так уже было, и не раз. А ныне это справедливо, как никогда. Ибо никогда еще Л.Кучма до такой степени не исключал всех вообще в этой стране, даже ближайшее окружение, из своих собственных интересов...

Украина имеет слишком большой опыт фантастических сюжетов выхода из глобальных политических кризисов, чтобы считать нынешний, три года назад записанный в Конституции сценарий, совершенно нереальным. Как говорится — не бывает безвыходных ситуаций, бывают неприятные решения. Но решения в этой стране принимает именно парламент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать