Перейти к основному содержанию

Больше духовности, меньше политики

«Визиты патриарха Кирилла окрашены в сугубо политические цвета»
27 июля, 20:04

Каждый приезд патриарха Кирилла в Украину воспринимается неоднозначно. Все меньше в нем видят пастырский контекст, зато все чаще говорят о политической составляющей. Это ощущение возникает не только потому, что украинцы уже много лет наблюдают политику в стиле «спецопераций» со стороны соседей, но и от того, что глава РПЦ ни разу не встретился с людьми, которые наверно больше всего нуждаются в его христианской опеке: малообеспеченными многодетными семьями, сиротами из детдомов, детьми с психическими и физическими недостатками, заключенными, онкобольными, вич-инфицированными, обреченными в хосписах... (А как же «возлюби ближнего своего?») Зато он находит время на украинских политиков, часами просиживая с ними в лучших ресторанах, в частности крымских. К тому же... Мы оплачиваем проезд ректоров отечественных вузов на «аудиенцию» к патриарху Кириллу, которых тот будет агитировать за «Русский мир», более того: он еще и выступит с «пастырским» обращением на Первом Национальном канале за наши с вами деньги.

О впечатлениях от визита патриарха Кирилла — эксперты «Дня», а также «Главреда» (www.glavred.info)

Вячеслав КИРИЛЕНКО, лидер партии «За Украину!» (www.zaukrainu.org):

— Организовывая встречу руководителя русской церкви Кирилла с ректорами украинских государственных вузов власть нарушает 35 статью Конституции Украины. В соответствии со ст. 35 Основного Закона «церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа — от церкви». Поэтому государственные высокопоставленные чиновники, организующие сегодня встречу руководителя русской церкви Кирилла с ректорами государственных украинских вузов, прямо нарушают Конституцию Украины. Ректоров по разнарядке вызывают в Киев для того, чтобы они могли прослушать лекцию Кирилла о «русском мире». В очередной раз мы наблюдаем за тем, как украинская власть оказывает полное содействие русской церкви, и это все происходит на фоне давления на Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующая отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины:

— Это далеко не первый визит Патриарха Кирилла в Украину, который вызывает такие неоднозначные мысли в церковной интеллектуальной среде нашего государства. Появляется вопрос: носит ли визит религиозный, то есть христианский характер, или имеет политические признаки? Учитывая статус РПЦ в России, мы можем говорить о симбиозе религиозных и политических мотиваций приезда Кирилла в Украину. Можно, конечно, говорить, что лидер самой большой православной церкви в мире, прежде всего, преследует православно-церковные цели: объединить православных, хотя в нынешней ситуации это сделать весьма непросто. Мы знаем, какое сегодня состояние православия: разные епархии, группы, которые поддерживают тех или иных патриархов. Но главная цель Кирилла — объединить вокруг себя те православные и канонические земли, которые долгое время находились на попечении Московского Патриарха в составе Российской империи, позже — в составе Советского Союза. Возможно, политические мотивации руководителя РПЦ не такие яркие, как религиозные, но единство, которое выходит за пределы религиозного единства, бесспорно, несет в себе политическую перспективу. И такой политической перспективой является объединение трех братских народов, что обозначено в концепции «русского мира», активно внедряемой Патриархом Кириллом в России, Беларуси, Украине. Поэтому нам нужно взвешенно относиться ко всем заявлениям Патриарха Кирилла.

В воздухе постоянно витают мысли о требовании большей автономии УПЦ от Московского патриархата, которые явно вызывают негативную реакцию со стороны Москвы. Думаю, что со стороны Патриарха Кирилла были уже какие-то переговоры и предостережения, ведь он вряд ли допустит развитие самостоятельности УПЦ. Его приезд поддерживает именно ту часть верующих, которая настроена на полное идейное, идеологическое структурное единение с Московской церковью. Но нужно не забывать: в природе существует закон о том, что чем больше давление — тем больше сопротивление.

Дмитрий СТЕПОВИК, доктор богословских наук, профессор Киевской духовной академии УПЦ КП:

— Этот визит Патриарха Кирилла стопроцентно является политическим, как и предыдущие его визиты. А они достаточно частые, и все окрашены не в религиозные, не в православные цвета, а в сугубо политические кремлевские. Загадки здесь быть не может — она давно разгадана: с тех пор, как Кирилл стал патриархом после смерти Алексия II, он взялся за возврат Украины (подчеркиваю, не Украинской православной церкви Московского патриархата, а всей Украины) в состав возобновляющейся Российской империи.

Мы имеем подобные прецеденты в истории, но никогда правительство не давало подобных поручений духовному лицу. Например, в Германии в 30-х годах в так называемые фольксдойче, страны, которые отделились от Германии (Австрия, Дания, Голландия, некоторые скандинавские страны) направлялись политические лица, в частности, Геббельс и Риббентроп.

Мы являемся свидетелями уникального и обреченного на провал поручения духовному лицу. Хотя Кирилл, конечно, имеет для этого необходимые данные — он достаточно красноречив, попросту говоря, языкастый, умеет «зомбировать» население под видом богословской терминологии. Видя, что Россия стремительно исламизируется, особенно на востоке и юге, в районе Северного Кавказа, этот человек направил свой взгляд на Украину как страну, где население достаточно толерантное и относится ко всем одинаково. Но с каждым визитом Кирилл теряет доверие к своим речам.

Вторая цель частых визитов Кирилла (Гундяева), в том числе и нынешнего, заключается в поисках кандидатуры на место предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата, учитывая ухудшение состояния здоровья нынешнего Митрополита Владимира (Сабодана). Это было прекрасно продемонстрировано во время поездки в Харьков и во время Собора, состоявшегося в Лавре 8 июля. Они планировали принимать одни решения, ближе к провозглашению автокефалии, то есть независимости этой церкви. Но ни одно из этих решений не было принято, и, как говорят сегодняшние обозреватели, «гора родила мышь», то есть надежд было много, но ни одна из них не оправдалось.

Третья цель визита — дальнейшее приуменьшение значения украинского языка и культуры в Украине за счет утверждения «русского мира». Эти слова не исходят из уст Патриарха Кирилла, он постоянно говорит о какой-то общей «великорусской» нации, в которую входят не только славянские независимые государства Россия, Украина и Беларусь, но и почему-то Молдова. Я думаю, что Молдова очень далека от «русского мира», как и украинцы.

Кроме того, с каждым визитом Патриарха Кирилла его сторонников, даже в церкви Московского патриархата, становится все меньше. Были случаи, когда предстоятель этой церкви выпроваживал его назад в Москву, хотя это не отвечает протоколу. Это свидетельствует о том, что Кирилл является персоной нон грата даже в лоне этой церкви. Что уж говорить о других украинских церквях? Они его визиты и заявления с претензией на то, что Украина — каноническая территория Московского патриархата, воспринимают сдержанно, чтобы не сказать неприемлемо и нетолерантно.

Вся политика Патриарха направлена в давние времена, в реакционное прошлое, потому она закончится провалом. Ему не удастся построить в Украине ничего наподобие «русского мира».

Андрей ЮРАШ, религиевед, кандидат политических наук:

— Целью всех визитов Патриарха было и остается показать, убедить, доказать, что именно он является вершителем православия в Украине и всей православной церкви, единым каноническим выразителем которой должна быть именно УПЦ под юрисдикцией Московского патриархата. То есть, невзирая на все формально пасторские моменты, связанные с этим и предыдущими визитами, объективно доминирует фактическая сторона визита — сугубо идеологическая сторона визита, сугубо политическая основа (чтобы в который раз пообщаться с украинской политической элитой).

Перенасыщенный идеологическими месседжами, каждый из предыдущих визитов (а таким будет и этот, я убежден) абсолютно не может совпадать с рамками сугубо пасторского визита. Его визиты охватывают намного более широкие сферы и плоскости, в первую очередь, идеологическую, политическую, геополитическую.

Владимир ФЕСЕНКО, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

— Каждый визит Патриарха Кирилла в Украину, даже если он преподносится формально, является сугубо религиозным, пасторским, приобретает острый и масштабный политический контекст.

В данном случае мы видим ту же ситуацию, причем в этом году ситуация углубляется, поскольку более острыми стали проявления раскола в украинском православии. Но здесь проблема не только в Кирилле — растет внутреннее напряжение в Украинской православной церкви Московского патриархата, что также связано с отношениями с Москвой. Кирилл хочет большей централизации. Поговаривают, что он вообще стремится возглавить УПЦ непосредственно. Но УПЦ МП уже привыкла к широкой автономии, потому даже она настороженно относится к частым визитам Кирилла. Конечно, он для них наивысший духовный иерарх, однако они стремятся оставаться автономными и хотят меньшего вмешательства Москвы в их дела. Кроме того, остается проблема раскола, более заметная на этот раз, потому что УПЦ КП позиционирует себя как оппозиционная православная церковь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать