Дамба безразличия
Министерства не могут договориться, а уникальный уголок Карпат — гибнет
Бетонная стена высотой 47 метров — почти уникальное строение на сравнительно неглубоких горных речках Закарпатья. Именно такой является основная дамба Теребле- Рецкой ГЭС, построенная в 1957 году на реке Теребля.
За многотонной стеной — водохранилище — прекрасное искусственное озеро, которое могло бы стать если не Меккой, то, во всяком случае, одним из любимых мест отдыха туристов. Прекрасное место для пляжей, чистая вода, свежий воздух соснового бора, источник минеральной воды — чего еще желать развращенному урбанизацией землянину? Но, как ни банально это звучит, существует в данной ситуации «но», которое перечеркивает все надежды на тихий отдых пусть не в уютной лагуне, но в месте, которое ничем ей не уступает.
Помните, как там в поговорке о доме, где семь хозяек, или о малыше, за которым несколько нянек ухаживает. А может, о хозяйстве, в котором собственность коллективная? Или о... Но, как ни крути, а суть одна: без единого хозяина любое дело не пойдет впрок, развалится, а то и не начнется вообще.
Какие только структуры не прикладывают свою «хозяйскую» руку к этому «дикому» уголку природы. Дикому не в том значении, что здесь не ступала нога человека. Как раз наоборот: дикому но в том смысле, что ступает она здесь слишком грубо и самоуверенно, оставляя после себя горы мусора, срубленные кусты, неубранные костры...
Бесконтрольность породила неслыханную вседозволенность! И смешнее всего, что подобное творится под «надзором» нескольких хозяев. Попробуем (сразу всех и не вспомнишь) их назвать: содержимое водохранилища, то есть вода, принадлежит энергетикам, как владельцам гидроэлектростанции; лес вокруг водохранилища, само собой разумеется, — «лесному» министерству; большой деревянный дом на берегу (по всем признакам, когда-то добротный, а сейчас разбитый, и почти разрушенный) и все здания — геологам; дороги вокруг — дорожникам. Вся же территория, вместе взятая (а это более 1500 га) — собственность Хустского лесничества. Чем не яркий пример недосмотренного дитяти?!
Возможно, ситуация с Теребле- Рецким водохранилищем и не привлекла бы к себе внимание (подумаешь, подобные случаи не редки). Но речь идет об уникальном естественном комплексе Карпат, который должен бы иметь важное природоохранное, рекреационное, научное, эстетическое, образовательное и оздоровительное значение.
Слышу возражения: сейчас и на национальные заповедные места финансирования не хватает. Но соль в том, что нашлись люди, готовые вложить средства в то, чтобы «окультурить» местность и (это в первую очередь) предупредить если не ее уничтожение, то разрушение точно. Наиболее оптимальным решением было бы присоединение территории к Национальному природному парку «Синевир», граница с которым проходит рядом, и на территории которого подобного «беспредела» не наблюдается. Руководство заказника, кстати, не имеет ничего против: тяжело наблюдать, как на глазах погибает прекрасное место Карпатских гор, не в силах самостоятельно спастись от браконьерских разгулов и сокрушительных самовольных вырубок леса.
А кто задерживает? Вильшанский сельсовет, депутаты которого без весомых причин уперлись в слово «нет»; Хустский райсовет, представителям которого, очевидно, просто лень убеждать кого-то в целесообразности изменения ситуации; областной совет, который, вообще, аж в Ужгороде... и так далее и тому подобное. Соответствующие министерства, ясное дело: проволочки и нежелание вешать на свою шею разрешение проблемы, к которой причастны и другие «коллеги» по министерским портфелям, приведут в конце концов к тому, что мы избавимся от не лишней возможности приблизиться к условиям отдыха, которые имеет Швейцария. Ведь именно с ней так любят сравнивать Закарпатье.
Вот и выходит, что говорим о сотрудничестве и взаимопонимании ради сохранения окружающей среды потомкам, а о водохранилище договориться не можем.