Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Донбасс – «открытый перелом»

Фотограф Константин Скоморох зафиксировал тревожный период, который переживает его родная Луганщина
05 февраля, 10:01
МНОГИЕ ФОТОГРАФИИ КОНСТАНТИНА СКОМОРОХА ПОКАЗЫВАЮТ СЛУЖБУ УКРАИНСКИХ ВОЕННЫХ

Экспозиция северодонецкого фотографа недавно открылась в Херсонской областной универсальной научной библиотеке им. Олеся Гончара. После выставки в Киеве фотографиями Константина Скомороха заинтересовались несколько украинских и иностранных фотоклубов. Одним из первых свое предложение подал херсонский фотоклуб «Свежий взгляд», который и представил работы автора из Луганщины в областной библиотеке.

Константин Скоморох — член Национального союза фотохудожников Украины. Живет и работает в Северодонецке. В своих фотографиях он показывает тревожный и болезненный период, который переживали его родные места на Луганщине. «Тихая» оккупация пророссийскими боевиками, запугивание населения, мародерство, разрушенные дома и судьбы. Вскоре — последствия боев за освобождение, жизнь украинских военных, работу волонтеров... «Дню» Константин Скоморох рассказал об истории формирования выставки «Донбасс — открытый перелом», впечатления от работы в экстренных условиях и идею, которую он хочет донести людям через свои фото.

— Уже много лет я работаю фотографом. Но в прошлом занимался журналистикой, возглавлял одну из местных телестудий. Никогда не думал, что придется вернуться к этой работе, заниматься репортажной съемкой, профессионально реагировать на события. Но жизнь заставила, — рассказывает Константин Скоморох. — Со времен событий на Майдане в Северодонецке ситуация была непростой. Я увидел, что люди в большинстве не понимают, что происходит. Публика активно «подогревалась» пророссийскими силами. Это коммунисты, депутаты-регионалы, священники УПЦ МП. Один из таких был едва ли не главным проводником бунтов против украинской власти и патриотов. Но как только там запахло «жареным», он сбежал в Россию. Вспоминаю, как в апреле у нас должен был состояться патриотический флешмоб. Но на место сбора привезли «титушек». Людей побили, порвали и сожгли флаги. Я еле уберег аппаратуру, но пожертвовал картой памяти. Потом начались захваты зданий, и город плавно стал оккупированным неизвестными вооруженными людьми. С ними сотрудничало много местных. Ходили на митинги и записывались в военизированные формирования.


ЗАЩИТНИК ЛУГАНЩИНЫ

— И вы решили продолжать фиксировать события, несмотря на риски?

— Когда город был под оккупацией, выехало много людей. Я чуть ли не со скандалом вывез свою семью на Харьковщину. Сам остался в Северодонецке. Наблюдал за событиями, время от времени документировал их. Впрочем, об открытой съемке не могло быть и речи. Людей хватали просто на улицах, часто неизвестно за что. Как-то мы снимали свадьбу. Ждали с видеооператором супругов во дворе. Подходит неизвестный с автоматом: «Вы что, репортеры?». «Нет, — отвечаем, — мы на свадьбе». А так бы неизвестно что могло быть.

«НИКОГДА НЕ ДУМАЛ, ЧТО ВЖИВУЮ СДЕЛАЮ ТАКОЙ КАДР»

— Где вы работали, кроме Северодонецка?

— В целом моему городу досталось не так сильно. После освобождения я ездил по близлежащим городам. Там были поражающие кадры. Например, снимки сильно разрушенных домов сделаны в Лисичанске. Там шли серьезные бои. По ночам из дома можно было видеть, как летит залп из «Градов». Бандиты действовали классически. Стреляли из дворов многоэтажек, поликлиник, школ. Поэтому в Лисичанске было немало разрушений. Это я увидел одним из первых, когда с волонтерами возили людям хлеб, одежду, необходимые вещи. Знаете, у меня довольно стойкая психика, но то, что я там увидел, — поражало. Целыми линиями свалены электроопоры, от дома осталась только печь и вытяжная труба, в другом — огромная дыра от снаряда. Я никогда не думал, что вживую сделаю такой кадр. Я вообще родился в Лисичанске, а потом переехал. Так вот в той поликлинике, куда меня водили в четыре года, пробило сквозные дыры. А это здание, кстати, начала ХХ века, имело хороший вид и толстые стены.


БЛОКПОСТ У МИРНОЙ ДОЛИНЫ И САМ ПОСЕЛОК НЕОДНОКРАТНО ОБСТРЕЛИВАЛИ

— Как появилась идея объединить работы в отдельную выставку?

— Я периодически публикую свои снимки в Facebook. Как-то их увидел известный киевский фотограф Андрей Чекановский из клуба «9х12». Он и предложил собрать эти фотографии. Пригласил в Киев, организовал помещение — и выставка состоялась. Я увидел интерес к своим работам. Приходили отзывы и приглашения из Одесской области, Западной Украины, Польши, Литвы. Теперь буду стараться пополнять эту экспозицию, ведь тем и героев для съемки — немало.

«Я ПРОШУ: ЛЮДИ, ВКЛЮЧИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ»

— Как очевидец «горячих» событий на Луганщине как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране?

— Несмотря ни на какие ужасы, которые потерпела и продолжает терпеть Украина, я убежден: за 23 года независимости в этом государстве происходит много правильных вещей. Многие люди наконец определились, что они граждане этой страны. Что они патриоты. Общество ярко продемонстрировало, кто есть кто: патриот или сепаратист, которому хоть гвоздь в голову забей, а очевидные вещи не докажешь. У нас появились новые смыслы, чувства, связи между Востоком и Западом, которые были крайне необходимы. Россия стала международным бандитом. И сейчас Украине главное — не покачнуться, выстоять. Война все равно закончится, и мы будем развиваться. Донбасс, который все эти годы проедал остатки советской индустрии, сильно разрушен. Но на месте старого рано или поздно вырастет новое. И лучшее. Я убежден в этом. Мы долго топтались на месте и, к сожалению, без страшного потрясения перестройка сознания у многих людей не произошла бы.

— Что в первую очередь вы хотите сказать людям своей выставкой?

— Я прошу: люди, включите, пожалуйста, здравый смысл. У многих он спит, у других отбит, еще у кого-то не зародился. Посмотрите, к чему приводит ваше безразличие, предательство. И посмотрите, как могут собираться разумные, патриотично настроенные люди и делать что-то полезное. Нельзя допустить ошибки, которые были на Донбассе. Там люди сами позвали войну. Я хочу предостеречь от этого других. Когда посетители будут смотреть мои фотографии, я хочу, чтобы они включали собственный мозг, а не думали штампами, навязанными враждебными медиа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать