Ефрем ЛУКАЦКИЙ: «Фото — не только зеркало, но и средство влияния»
В Национальном художественном музее до 21 октября проходит документальная выставка «Война ворует детство»Эта выставка в Киеве — логическое завершение одноименного Международного фотодокументального проекта, который уже показали в шести городах Украины.
На фото запечатлены мгновения военных конфликтов в Афганистане, Пакистане, Сомали, Ираке и Кавказе через объективы всемирно известных фотографов: многоразовой победительницы престижнейших международных конкурсов, в том числе World Press Photo, Ами Витале, фотокорреспондентов Associated Press Берната Арманге и Ефрема Лукацкого (кстати, последний принял участие в фотовыставке «День-2012»), а также Александра Гляделова, чьи работы постоянно используют такие международные организации, как MSF, HRW, The Global Fund, UNAIDS, UNICEF.
Также на тематических стендах, посвященных Второй мировой войне, войнам в Афганистане, Ираке, Северной Осетии и терактам 2001 года в Нью-Йорке, зафиксированы сцены, которые звучат как предостережение следующим поколениям.
У участников фотовыставки «Война ворует детство» «День» спросил, есть ли возможность посредством сделанных фотографий помочь этим детям?
Этот вопрос, в частности, не теряет актуальность со времен снимка Кевина Картера, получившего Пулитцеровскую премию за фото девочки из Судана, которая изнемогает от голода, а ее в это время подстерегает стервятник (фотограф ограничился тогда только кадром).
— Фотография продолжает оставаться самым честным средством в медиа — изображение соответствует времени и событию, — отметил, отвечая на вопрос, Александр ГЛЯДЕЛОВ. — Сейчас техника изменилась таким образом, что на камерах вмонтирован wi-fi, который позволяет опередить телевизионщиков. Однако сейчас столько визуального мусора перед человеком, что не так сильно, как раньше, что-то может повлиять. Если есть возможность вмешаться и помочь, то большинство фотографов именно это и делает.
По мнению Ефрема ЛУКАЦКОГО, фото — не только зеркало, но и средство влияния.
— Помню, когда сделал снимки умирающего племени хозаров в Афганистане, то журналисты, апеллируя к этим фото, задали вопрос премьер-министру Великобритании Тони Блэру — почему не поступает гуманитарная помощь в Афганистан. И на следующий день она поступила, — рассказал фотограф. — Знаете, тогда впервые почувствовал, что моя профессия нужна. А что касается моральных барьеров, то есть моменты, где мы опускаем камеру. Расскажу хороший пример, которому я был свидетелем. Первая Чеченская война, январь 1995 года, штурмуют городок, жителей практически нет. Со мной была группа известных мировых журналистов — четверо из них лауреаты Пулитцеровской премии. Журналисты в целях безопасности держатся группкой. И перекресток нужно перебегать чрезвычайно осторожно — снайперы подстреливают, мы прижимаемся к углам — так безопаснее. И вдруг видим — бабка с ведерком идет за водой (во время войны, как правило, вода в дефиците). Мы, фотографы, притаились — ну, понимаете, бабка с ведром, пустые дома и тут...словом, снайпер выстрелил в нее. Пуля попала в голову, она падает, ведро катится по земле, и вот лауреаты этих премий перестают фотографировать, выпрыгивают из своих тайников, хватают старушку и начинают тянуть ее в более безопасное место. А один коллега сфотографировал, как ее несут фотографы с мировыми именами. Позже мы приезжаем в безопасное место, и этот коллега по спутнику передает в редакцию снимок: посмотрите, ее Джеймс Нахтвей (сам Нахтввей — выше никуда) несет! Через десять минут звонок из спутника — звонит вице-президент компании и говорит: «Послушай, ты не имел права это снимать, ты должен был нести ее со всеми. Мы не используем эту фотографию. Ты поступил скверно».
У нас приемлемым считается переписывать историю. Я как документалист хочу зафиксировать ее.
Выпуск газеты №:
№189, (2012)Section
Общество