Когда появилось государство Украинское?
В следующем году россияне будут праздновать 1150 лет Российской государственности — юбилей, на мой взгляд, очень сомнительный. 862 год как дата основания Российского государства, с одной стороны, это плод анахронической династической теории, когда государство отождествлялось с правящей династией. Ведь именно в этом году, согласно «Повести временных лет», откуда взята эта дата, варяг Рюрик начал княжить в Новгороде, основав династию Рюриковичей, которая будто бы позже правила в Киеве, а затем — в Москве. С другой стороны, эта дата является краеугольным камнем так называемой нормандской теории, согласно которой Древнерусское государство учредили иностранцы-норманны, поскольку славянское население не способно было к созданию государства. Именно 862 год утвердился как дата Российской государственности в имперской российской историографии.
Однако имеет ли эта дата надлежащее документальное подтверждение? Если обратимся к «Повести временных лет», основному источнику древнерусской истории, то вырисовывается совсем другая картина. Во-первых, 862 год вовсе не трактуется как время основания государства. «Повесть...» четко дает понять, что у восточных славян, в том числе новгородцев, уже ранее существовали свои государственные образования и свои правители-князья. Во-вторых, призвание в Новгород варягов во главе с Рюриком вовсе не трактуется как положительный эпизод в нашей истории. Скорее, отрицательный, свидетельствующий о глупости Новгорода. Да и, собственно, Новгород никогда не был столицей Руси и «матерью огородов русских».
Зато «Повесть...» дает четкую дату основания Руси-Украины как государственного образования. Сразу уточним, что в этом летописном источнике Русью преимущественно именовались нынешние украинские земли, прежде всего Киевщина. В течение Средневековья, а также в раннемодерное время термин Русь употреблялся как этноним украинцев и частично белорусов. Под Русью также понималось государственно-политическое объединение древних русинов-украинцев.
Так вот, в «Повести...» под 852 годом зафиксировано следующее сообщение: «В лето 6360, индикта 15-й день наченшу Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руская земля. О сем бо уведахом, яко при сем цари приходиша Русь на Царьгород, якоже пишется в летописании (хронографиа) гречестем. Тем же отселе почнем и числа положим». Дальше дается детальная хронология — сколько лет прошло от Адама до потопа, от потопа до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Давида, от Давида до иерусалимского плена, от этого плена до Александра Македонского, от Александра Македонского до Рождества Христова, от Рождества Христова до императора Константина, от императора Константина до императора Михаила.
Правление византийского императора Михаила III (840—867) в «Повести временных лет» подается как своеобразный исходный момент в генезисе Древней Руси. Этот император в византийской литературе изображен достаточно негативно. Однако, похоже, это следствие переписывания истории во времена македонской династии. Ведь первый ее представитель Василий I Македонянин убил Михаила, тем самым положив конец существованию Амфийской династии. Такую узурпацию власти необходимо было оправдать.
Как бы там ни было, однако во времена Михаила III состоялся ряд важных в истории Византии событий. В частности, было возобновлено иконопочитание, состоялся первый большой военный поход Руси на Византию в 860 или в 861 г. и первое крещение Руси (обратите внимание — это еще до призвания варягов в Новгород), состоялось также крещение болгар и миссия «апостолов славян» Кирилла и Мефодия. При случае стоит отметить, что Кирилл некоторое время действовал на украинских землях, а в Крыму, в Херсонесе даже нашел евангелие, писанное русскими письменами.
Но вернемся к записи под 852 годом в «Повести временных лет». Летописец, вспомнив основные события библейской, античной и византийской истории, начиная от императора Михаила III, ведет речь о русских князьях, вписывая их в этот хронологический ряд. И в этом хронологическом ряду не находит места для Рюрика. Первым русским князем летописец называет Олега. В «Повести...» это звучит так: «А перваго лета Михаила сего до перваго лета Олгова, русскаго князя, лет 29; а от перваго лета Олгова, понеже седе в Киеве до перваго лета Игорева лет 31...» А дальше дается хронология киевских русских князей до начала XII в.
Сообщение «Повести...» под 852 годом определенным образом противоречит Рюриковской легенде, которая встречается в этой летописи под годом 862. Если в первом случае четко сказано, что именно в 852 году земля начала именоваться Русской, то в Рюриковской легенде имеем утверждение, будто какая-то часть варягов именовалась Русью и именно эту часть призывали княжить в Новгороде. Вообще Рюриковская легенда, представленная в «Повести...», является очень запутанной. Непонятно, например, кем был Рюрику Олег, который начал княжить в Киеве. Ведь реально именно во времена правления Олега произошло окончательное оформление Древнерусского государства. Олег не только осуществил большие походы на Византию, но и заключил с этой империей несколько договоров. В частности, сохранился договор 911 года, текст которого размещен в «Повести временных лет». Это дает нам все основания в нынешнем году отметить 1100-летие украинской дипломатии. Однако кому такие вещи нужны?
Что касается самой Рюриковской легенды, то она в свое время могла быть отредактирована в духе норманистов, а в летописи появились более поздние вставки. Ведь известно, что во времена императрицы Екатерины II активно подделывались летописи и древние документы.
И все-таки, почему именно 852 год имеем основания считать началом Руси-Украины, собственно, Древнерусского государства? Во-первых, потому что в то время, как указано в летописи, наша земля начала именоваться Русской. А когда страна получает название, это можно трактовать как начало политической идентификации и, соответственно, существования государственного организма. Во-вторых, из летописи становится известно, что в то время Русь, центром которой была Киевщина, осуществила большой военный поход на Византию. Для такой широкомасштабной акции нужна была соответственная организация и существование хотя бы элементарных государственных структур. Как свидетельствуют византийские источники, в то время состоялось первое, так называемое Фотиево крещение Руси. А для такого крещения нужен был хотя бы элементарный уровень государственной организации. В-третьих, государственные структуры не могут существовать без письменной коммуникации. И показательно, что именно с 852 года в «Повести временных лет» начинается собственная хронология и по годам фиксируются события. То есть уже тогда при княжеском дворе должна была существовать своя канцелярия.
Зарождение украинской (тогда — русской) государственности, действительно, было ярким. И нам есть чем гордиться. Ведь в то время наши далекие предки успешно воевали с Византией, примкнули к семье христианских народов, тогда же у них появилась письменность и основы летописания. И как на этом фоне бледно выглядит призвание варягов, фактически завоевание норманами Новгорода, которое будто бы положило начало Российской государственности!
К сожалению, наши историки, над которыми и дальше продолжают довлеть имперские стереотипы, так и не осмыслили значение даты 852 г. в нашей истории. В 2002 г. мы не отметили 1150-летие Украинской государственности. Хотя должны были бы это сделать. Может быть, в следующем году отметим 1160-летие? И совсем не для того, чтобы «утереть нос» россиянам с их 1150-летием российской государственности. А, прежде всего, для того чтобы возобновить историческую справедливость.
Выпуск газеты №:
№160, (2011)Section
Общество