«Космонавт» за сто гривен
Среди киевских безработных 60% — с высшим образованием
База Киевского городского центра занятости сегодня насчитывает около 17 тысяч вакансий. Это число значительно превышает количество ставших на учет безработных. Почему же спрос и предложение в таком случае не могут уравновесить друг друга? Оказывается, что две трети вакансий — это свободные места для рабочих профессий или для людей без специальной подготовки, а среди киевских безработных около 60% тех, кто имеет высшее образование. И тем не менее популярность высшего образования в Украине растет, количество студентов и вузов увеличивается и, как следствие, — увеличивается поток дипломированных специалистов, к которым жизнь предъявляет все более высокие требования на рынке труда.
Недавно в Киеве проводилась муниципальная выставка «Образование. Работа. Бизнес», на которую были приглашены представители учебных заведений Украины, фирм и предприятий Киева, а также представители тех структур, которые оказывают помощь нашим гражданам в их трудоустройстве. На выставке можно было познакомиться с перечнем вакансий Киева, получить бесплатную юридическую консультацию относительно трудового законодательства, напрямую пообщаться с представителями фирм и предприятий, пришедших на выставку для подбора кадров. Те же, кто пришел на выставку, чтобы определиться куда пойти учиться, использовали возможность познакомиться не только с рынком образовательных услуг, а и с востребованностью тех или иных специалистов на сегодняшнем рынке труда. То есть выбор будущей специальности начинали с изучения возможности гарантированно получить работу после окончания учебного заведения.
Однако трудоустройство по специальности после окончания вуза для многих является большой проблемой. Интересный взгляд на ее решение высказал Александр Андрейченко, директор Всеукраинского молодежного центра развития предпринимательства: «Я работал со второго курса по специальности, а ко времени окончания вуза уже имел 4-летний стаж работы. Это дало возможность мне без особых проблем устроиться на работу именно туда, куда я хотел. Во время моей учебы в вузе многих преподавателей раздражало то, что я не только учился, но и работал. Но я убежден, что, если у студента есть цель стать хорошим специалистом, и он знает, для чего ему эта специальность нужна, то он все равно выучит все необходимое для профессии, даже если ему из-за работы придется и пропускать занятия. Если мы хотим получать качественных специалистов, то систему образования нужно изменять таким образом, чтобы студент получал не только теоретические знания и какую-то лишь чисто условную практику. Было бы замечательно, если бы в вузах предоставлялась реальная возможность пойти и заработать деньги за работу по специальности в свободное от учебы время».
Своим жизненным опытом и некоторыми профессиональными знаниями с читателями «Дня», которые задумываются над вопросом реализации себя через качественное образование, поделились некоторые участники выставки.
ПАРАДОКСЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Леонид ШАЯН , заместитель директора Киевского городского центра занятости:
— Зачастую работодатели, как это ни парадоксально звучит, еще сами до конца не осознают того, что они хотят получить. Иногда требуют от молодого специалиста такого множества знаний и умений, которые скорее всего для данной работы никогда и не потребуются. Например — обязательное знание иностранных языков, опыт работы 5 — 7 лет... А ведь молодые люди, которые сегодня только заканчивают вузы, уже сейчас готовы по- современному увидеть куда и как развивать свое предприятие, они могли бы оказаться очень интересными работодателю, так как у них более острый взгляд и более свежее ощущение реальности и будущего. Я уверен, что далеко не всегда имеет смысл требовать опыт работы. Зачем большой по времени опыт менеджеру, маркетологу? Ведь в советское время и специальностей-то таких просто не было.
Главная же ошибка тех, кто только что закончил вуз и ищет работу — это завышенная самооценка. Они видят уровень жизни, а в Киеве он достаточно высокий, и требуют зарплаты в 1000 — 1500 грн. стартовых. А работодатель не заплатит большие деньги, пока не увидит реальной отдачи. Нужно спрос и предложение грамотно формулировать хотя бы в финансовом аспекте. По Киеву средняя зарплата сегодня составляет около 650 грн. Для начала можно больше и не запрашивать. Со временем для последующего повышения зарплаты работодателю нужно будет суметь доказать свою полезность в его деле.
За год к нам в Центр обращается около 30 тыс. людей, молодежи из них 25 — 28%. Удается трудоустроить около 40%. Юристов и экономистов устраивать тяжелее всего, потому что их очень много. Требуются юристы очень высокой квалификации, а те юристы, которых сейчас так много на рынке труда, часто не удовлетворяют работодателя уровнем своего профессионализма. Работодатели больше ценят выпускников тех вузов, где специалистов по данному профилю традиционно готовили на протяжении очень длительного времени.
Некоторые вузы стремятся учитывать появление на рынке труда спроса на новые специальности в ближайшем будущем и готовят работников по ним уже сейчас. Это такие специальности, как защита компьютерной информации, торговый представитель, специальности, связанные с высокими информационными технологиями в издательском деле и в информационном обеспечении в целом. Владение же компьютером на уровне обычного пользователя — это сегодня уже обязательное требование для профессионалов всех уровней.
НА РАБОТУ — КАК В СЕМЬЮ
Николай ГИЩАК , директор Киевской молодежной биржи труда:
— Наш клиент — молодежь до 28 лет. Трудно устраивать на работу выпускника вуза без опыта работы. Есть такое понятие в бизнесе, как цена вхождения, когда предлагаются какие-то новые услуги на рынок. Узнать сколько могут стоить твои услуги (с учетом твоих знаний и твоего опыта) можно по сопоставлению заявок на данную специальность и требованиям к претенденту на такие места. Я бы советовал начинать работать даже за условную плату для приобретения опыта работы. Еще должен сказать, что никакая фирма, организация никогда не упустит из своего штата действительно квалифицированного сотрудника. Крупные устоявшиеся фирмы берут к себе на работу сотрудников как в семью. Ищут порядочных, способных много работать и имеющих амбиции относительно увеличения зарплаты и роста по служебной лестнице. Кстати, о том, что вы стремитесь брать более высокие планки в сфере своей работы и рассчитываете при этом на повышение зарплаты, нужно периодически напоминать своему начальству. Даже если это и будет восприниматься сначала несерьезно, то в подсознании останется и рано или поздно сработает.
Тридцать процентов наших клиентов — студенты киевских вузов разной формы обучения. Они ищут подработку на выходные, в свободное от учебы время и в каникулы. Цели при этом ставят разные. Одни — найти работу по специальности, даже несмотря на небольшую оплату, чтобы получить опыт работы. Другие — заработать деньги на жизнь, на учебу. Для второй категории мы предлагаем работу на строительстве. Иногда бригада состоит из группы студентов, которые сменяют друг друга, чтобы по очереди меть возможность посещать занятия в учебном заведении, а работе уделять по несколько дней в неделю. Такие бригады тоже ценятся, так как люди уже знают друг друга и изначально уже сплочены, а это положительно влияет на результат труда. Например, по такой схеме работают студенты аграрного университета. В день чистыми они могут таким образом зарабатывать до 30 грн.
Студенты работают и в выходные, и в ночные смены, бывают заявки и на свободный график. Свободный график работы возможен в торговле. Такая работа дает хороший жизненный опыт, так как учит общаться с клиентом, заключать контракты. Этот опыт трудно переоценить. Из нашей практики можно заключить, что тех, кто еще до окончания вуза имел опыт работы даже не по специальности, берут на работу в первую очередь. Наши работодатели ценят тех специалистов, которые к окончанию вуза имеют уже два-три года стажа работы по любой специальности. Очень трудно устроить на работу бухгалтера без опыта работы на полную занятость после окончания вуза.
А относительно запросов наших клиентов, то они очень разные. Для одних заработать 200 грн. за месяц — большое счастье, а для другого — это ничто. Иногда наш клиент завышает стоимость предлагаемых им услуг. Около десяти тысяч молодых людей обращаются к нам за год с просьбой помочь найти работу. Из них устроить на работу удается около 30%. Работодатель всегда хочет иметь космонавта, но на 100 грн.
Нашей бирже пять лет, и в своей работе мы используем специальные технологии по трудоустройству. Мы учим правильно предлагать свои услуги и не оказываться обманутым. Тем, кто устраивается на работу впервые, я бы советовал для начала пройти у нас тренинг.
Для успешного трудоустройства после окончания вуза было бы неплохо во время прохождения студенческой практики подыскивать работу по специальности самостоятельно, тогда эта практика будет больше приближена к реалиям жизни. Можно будет точнее оценить собственную стоимость как специалиста, что-то еще подтянуть в своих знаниях во время оставшихся занятий в вузе, а по его окончании предлагать себя как квалифицированного специалиста, который знает жизнь, знаком с рынком по своему направлению работы.
Из моего личного опыта — чем больше ты работаешь, тем больше успеваешь и в учебе. У меня два высших образования, дважды я учился на стационаре и одновременно подрабатывал. Работал там, где только удавалось устроиться — садовником, на кондитерской фабрике, в торговле. Я получил опыт общения с руководством и сотрудниками, понял, в каких специалистах нуждается рынок. Такой опыт невозможно измерить деньгами. Среди моих однокурсников во время учебы работало около 80%, и работа поднимала нас на голову выше других студентов.
В ЗОНЕ ПОВЫШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Дмитрий КЛИМОК, заместитель директора ООО «Негоциант-Союз»:
— Прошел год, как я закончил Киево-Могилянскую академию, факультет социологии и там же получил второе образование — экономическое. На руководящей должности работаю уже три года. В Могилянке мне дали хороший уровень, но я немного отошел от чисто экономической работы и от социологии. Сейчас я руковожу небольшим коллективом в 20 человек — администрирую, управляю финансовыми потоками.
Скажу честно, что мне не очень нравится работать со студентами, я их использую только для неквалифицированного труда. С высокой квалификацией мне нужен только торговый представитель, ему я готов платить хорошие деньги и буду создавать комфортные условия для его работы. Сейчас наши вузы не выпускают торговых представителей, нет такой специальности. С одной стороны, торговый представитель должен иметь познания в экономике хотя бы на уровне того, что просто знает, как считается прибыль, а с другой — хорошо разбираться в психологии, особенно в психологии влияния. Человек, который находится на пересечении этих знаний, сможет вызвать доверие к себе, а также суметь грамотно объяснить экономическую суть предложения тому, от кого зависит принятие решения.
Экономисты и менеджеры — очень популярная у нас профессия, но ее представители, как правило, ценят себя больше, чем стоят на самом деле. Большинство вузов готовят специалистов, способных управлять финансовым потоком в полмиллиона гривен в месяц, а предприятий с таким большим финансовым потоком немного, следовательно и таких экономистов большого количества не требуется. Чтобы управлять меньшими потоками, не обязательны знания в таком большом объеме, как их дают в вузах.
Многие молодые люди пять лет своей жизни инвестируют в образование. Если пойти учиться на экономическую специальность, то по окончании попадешь в зону высокой конкуренции. Если же сейчас пойти в узкоспециализированную технологическую специальность, особенно связанную с высокими технологиями или с медициной высокого уровня, которая использует новые технологии в операциях, лечении, связанную с производством новых видов лекарств, то потом на рынке труда не встретишь такой конкуренции.
Сейчас Украина могла бы гораздо быстрее развиваться, если бы у нас было больше специалистов, которые могли бы организовывать отечественное производство. В стране денег уже достаточно много, при грамотном ведении бизнеса развитие производства можно активнее организовывать за счет кредиторов, банковских ресурсов, которые подешевели. Для развития производства сейчас не хватает не денег, а квалифицированных кадров. Хороший специалист по линии производственников очень дорого стоит.
Есть такое понятие — временной зазор, он составляет для образования пять лет. И это нужно учитывать, когда решаешь, куда пойти учиться. Когда я пять лет назад поступал в вуз, были очень популярны и востребованы специалисты в области экономики и английского языка. Тогда они были королями рынка труда, им предлагали большие зарплаты. Это было связано с тем, что в страну пришло много денег, в том числе и иностранной валюты, а специалистов по управлению деньгами было недостаточно. Сейчас на рынке труда положение изменилось, а эти специалисты по- прежнему измеряют свои завышенные амбиции прошлым днем. Экономистов сейчас много, некоторые директора фирм сами получили необходимое им экономическое образование и вполне справляются с финансовыми проблемами самостоятельно.
Если бы мне выбирать сейчас, то пошел бы в медицину, все равно она будет рано или поздно платная, а квалифицированный врач всегда будет в цене. Чем больше будет благосостояние людей, тем больше они будут согласны заплатить за свое здоровье. Еще, я считаю, пришло время технарей всех направлений — радиоэлектроников, механиков. В Украине стало выгодно собирать автомобили. Думаю, что другие производители все больше будут оценивать украинский рынок труда. Хорошо, что сейчас у нас увеличиваются темпы роста производства.
Научить торговать — это не очень сложно, есть простые штампы. А вот научить человека построить дом, просчитывать прочность какой-то конструкции, изготовить какой-нибудь механизм, нужно учиться 4 — 5 лет. А теперь за такую работу и платить стали больше, чем раньше платили даже экономистам.
Мне жаль, что сегодня на выставке один из заводов по производству железобетонных изделий никого не заинтересовал. Он мог предложить молодым людям довольно перспективную работу и пополнить свои кадры молодыми специалистами. Плохо, что представляли предприятие люди уже зрелого возраста, а не молодые, имеющие базовое образование по психологии. Они смогли бы быстрее заинтересовать молодежь. А ведь без молодых новых кадров проблематичным становится и будущее самого предприятия.
Сколько бы у тебя не было денег, производственных мощностей, если это не наполнить высококлассным, высокомотивированным персоналом, то все пойдет прахом. Я долго и много работал в торговле и видел, что самый большой демотивирующий фактор — нестабильность стратегии предприятия на протяжении трех месяцев. Это когда человек приходит на работу и не знает, какую работу он будет выполнять через три месяца. Рост не всем обязателен, а вот стабильность нужна всем. Если человек чувствует стабильность, то он работает очень эффективно — не опаздывает на работу, а ровно и спокойно выполняет свои обязанности. Человеку важно знать, что его оценят, а в случае каких-то проблем на предприятии и вынужденных увольнений его уволят в числе самых последних, каждому важно чувствовать себя нужным на работе. И еще — платить людям зарплату каждый месяц в один и тот же день — это очень важный момент для поддержания ощущения стабильности. У нас предприятие небольшое, фонд зарплаты невелик. Однако, если мы чувствуем, что у нас не будет денег, чтобы заплатить в срок зарплату, то мы берем кредит в банке, — и не нарушаем график. Люди оценивают это, как одно из больших преимуществ при выборе работы.
Мы все разные. Кому-то легче общаться с людьми, кому-то с компьютером, а кому-то с металлом. Человеку должны профессионально помогать выбрать специальность, чтобы он максимально смог реализовать свои способности. И тут не нужно ориентироваться на деньги. Деньги идут вслед за ростом квалификации. Я помню 1991- 92 года, когда все рассыпалось. Я знал многих людей, которые тогда теряли работу на производстве. Однако те, кто имел высокую квалификацию, работу не потеряли. Просто начинали выпускать иную продукцию, близкую по технологиям производства к предыдущей. Высококлассные специалисты в узкой области всегда рано или поздно находят себя в новых условиях, любое время требует качественных знаний.
То, что я работал в студенческие годы, очень плохо сказывалось на качестве моего образования. Я сегодня имею диплом социолога, но я плохой социолог. Если бы я хотел сделать карьеру в социологии, то нужно было бы делать другой выбор. В Академии были блестящие преподаватели, и я просто недообщался с ними. Работал только потому, что нужно было зарабатывать на жизнь себе самому. Если бы у меня была возможность не работать, то я бы с радостью сидел за учебниками.
Ни у кого в нашей семье не было высшего образования, а получить его мне очень хотелось. С 13 лет я ездил в Польшу, в Беларусь — «челночил». Все считали, что я на правильном пути. Это были 1994-95 годы. Меня воспринимали чуть ли не как национального героя потому, что я умел заработать. Однако, если бы я не пошел учиться в вуз, то заработал бы свою первую сотню тысяч, ходил бы «распальцованный», а потом бы в 1998 году (в год кризиса) пошел бы «на дно» вместе со всеми теми, с кем вместе зарабатывал. Вот я сегодня смотрю на студентов, которые пришли на выставку и уже задумываются над тем, как лучше реализовать свои знания и собирают для этого информацию, и просто радуюсь за них.
Выпуск газеты №:
№218, (2002)Section
Общество