Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Линия барокко»

Катаклизм между «быть» и «казаться» — главная проблема Украины
27 апреля, 12:14
МОДНЫЙ ТРЕНД / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня в Национальном художественном музее Украины открывается беспрецедентный межмузейный выставочный проект «Миф “Украинское барокко”», цель которого — фундаментально осмыслить отечественный художественный опыт через «линию барокко». «День» пообщался с кураторами выставки — Галиной Скляренко, кандидатом искусствоведения, старшим научным сотрудником отдела изобразительного искусства ИИФЭ им. М.Рыльского НАНУ, и Оксаной Баршиновой, заведующей отделом искусства XX—XXI века НХМУ.

— Расскажите, пожалуйста, об основных позициях концепции проекта, его общественной ценности и актуальности.

Галина Скляренко: — Идея возникла еще в начале 90-х годов, когда перестройка вместе с искусством «новой волны» впервые привлекла внимание к барокко как к проблеме нашей культуры. Именно в конце 80-х и начале 90-х искусство художников «новой волны» обратилось к образности, к стилистике искусства барокко, так как оно оказалось чрезвычайно созвучным тому, что происходило в стране. Именно с XVII века категория нового стала важной, поскольку ранее искусство обращалось к традиции. И это оказалось чрезвычайно близко художникам периода перестройки, которые тоже искали чего-то нового по отношению к официальному искусству, к тем стереотипам эстетическим и художественным, которые были в нашей стране.

Наш проект мы сделали интеллектуально- аналитическим, мы используем цитаты наших ведущих исследователей, которые изучали украинское и мировое барокко: Чижевского, Сичинского и многих других. Мы хотели показать барокко как очень мощное явление. Создали слайд-шоу, где показаны классические памятники XVII—XVIII веков и «барокко» XX века. Также будет слайд-фильм, который покажет книжную графику, и региональная выставка современных художников. То есть чтобы посетитель не просто пробежал по залам, а приложил определенные интеллектуальные усилия, чтобы экспозиция дала толчок к размышлениям, вызывала ассоциации.

Вообще, барокко для Украины — мировоззренческая эстетическая константа. Искусствоведы говорят, что это стиль, а гуманитарии — что это вообще модель культуры, которая каждый раз воспроизводится в какие-то кризисные эпохи, периоды в истории человечества. И эта категория прослеживается и в политике, и в восприятии истории, обусловливает определенные исторические стереотипы. То есть можно сказать, что это такая константа, которая воспроизводится каждый раз на историческом изломе...

— А как именно в политике она прослеживается?

Г.С.: — Скажем юмористически: когда мы смотрим на наших политиков, если мы не знаем фамилий, должностей, которые они занимают, очень трудно понять, кто эти люди — то ли это завскладом, то ли, простите, грузчик с киевского вокзала или водитель... Они говорят на странном языке. У них существуют свои категории, которые с нашими не созвучны. Кроме того, они постоянно «переодеваются». Невозможно понять, кто левые, кто правые, кто оппозиция, кто власть. События, которые постоянно происходят в нашей стране, — это постоянный хеппенинг, даже не перформанс. То есть сегодня наша политика — это уже некий фарс. В украинском театре фарс как жанр появился как раз в эпоху барокко.

— В чем себя проявляет современное украинское барокко?

Г.С.: — Барокко актуализирует странные проблемы, совпадение между тем, что говорится, и тем, что есть на самом деле, между тем, что мы видим, и что знаем. Эти катаклизмы между «быть» и «казаться»— тоже одна из тем барокко. Для Украины это вообще главная проблема.

И поэтому в нашем проекте мы хотели проанализировать украинскую традицию и ее составляющую барокковую традицию. Потому что мы говорим, что это противоречия, катаклизмы, странная игра, но она сказывается на искусстве очень плодотворно. Вообще для искусства полезно, когда стране «плохо»: это стимулирует его. То же самое произошло в эпоху перестройки — всплеск, вышло новое поколение. То есть эта «барокковость» укоренилась в украинском искусстве. Потому что эпоха барокко XVII века — это не только освободительные движения, культурные всплески, но и Руина, и, по сути, гражданская война. Мы хотели подчеркнуть, что помимо того, что барокковая традиция гротесковая и парадоксальная, за ней еще стоит мощная витальная сила, сила жизни, которая пронизывает эту барокковую составляющую и времена революции, гражданских войн, она существует в нас.

— В интервью «Дню» Олег Скрипка сказал, что у украинцев есть некий «барокковый ген», и вообще, эпоха барокко для Украины является эпицентром, оно проникло во все сферы и особенно дало большой толчок в музыке.

Г.С.: — Бесспорно! Это и Березовский, и Ведель, Бортнянский. Это классика сегодня...

— Как в эпоху соцреализма позиционировали барокко, как к нему относились?

Г.С.: — Это, знаете, был такой манихейский прием, такой принцип соцреализма: берется то, что нужно, а все остальное вычеркивается. То есть соцреализм использовал авангард — искусство как пропаганду. А манипуляции — это один из барокковых принципов. С одной стороны, в период с 30-х годов просто уничтожалась, разрушалась классическая украинская архитектура. Например, Михайловский собор был частично разрушен для того, чтобы построить новую площадь. К счастью, удалось спасти храм... И в нашем проекте мы будем показывать неосуществленные архитектурные постройки, которые должны были украсить Киев в частности. К сожалению или к счастью, они не были реализованы. На них сегодня смотришь — это сады Семирамиды, это фантастические сооружения с обильно украшенные скульптурой, золотом, какие-то пафосные арки воссоединения Украины и России. То есть вообще идея соцреализма в этой эстетике — превратить все в театр, в искусство. Другое дело, что жить в этом невозможно.

— Барокко связывает Украину с Европой, как оно выглядит в европейском контексте? Может ли Европа открыть для себя Украину таким образом?

Г.С.: — Мировую культуру всегда интересует какой-то другой опыт. Украинский опыт имеет свои особенности и свою уникальность. И я думаю, что в значительной мере именно через барокко, через эту модель культуры, через памятники культуры этот опыт должен быть перенесен в мир. Бесспорную ценность имеют произведения XVII—XVIII вв. Эти необыкновенные портреты, скульптура украинская, иконы того времени — это просто наши национальные сокровища. Мы привлекаем коллекции разных музеев. И это будут параллели, смысловая и эстетическая игра между экспозициями традиционного барокко и современного.

Украина, которая существовала между христианским и мусульманским миром, — все это нашло свое отображение и каким-то удивительным образом объединилось в нашем искусстве. И украинский опыт еще недостаточно отрефлексирован ни нами самими, ни миром. В мире эта модель, эта категория, это искусство, эта стилистика постоянно вызывает внимание. Мы следим за мировыми искусствоведческими конференциями, и они возвращаются к этой теме.

— Как заинтересовать рядового украинца барокко?

Г.С.: — Я вообще не понимаю, кто такой рядовой украинец? Все заканчивают среднюю школу, все читают книги. Каждый человек выбирает в культуре то, что ему интересно. Я вообще считаю, что не все должны ходить в музей. Если кто-то не чувствует в этом потребности — то не надо. Главное, человек должен исполнять свои обязанности — работать, быть законопослушным, ответственным, вести себя адекватно в обществе. Будет ли работать его душа — это его личное дело. Мы предлагаем — взгляните на мир другими глазами, может, что-то вам покажется необычным, интересным. Через искусство мы находим собеседника на всю жизнь, это и друзья, и оппоненты. Задача искусства доносить до общества — «не спи, думай, чувствуй, страдай, фантазируй, будь толерантным».

— А, собственно, что собой будет представлять экспозиция, произведения какого типа там будут присутствовать?

Оксана Баршинова: — Ну, собственно, уникальность проекта уже в том, что сотрудничают теоретик, историк искусства, кандидат искусствоведения и музейщик, который хочет что-то изменить в музейной жизни. Сейчас происходит осмысление опыта XX века. Поэтому интересен такой концептуальный взгляд, выстроенный в линиях, рамках барокко на экспозицию, если иметь прикладной характер. Эту экспозицию мы открываем на несколько месяцев и выделяем на нее весь второй этаж. Это наш такой беспрецедентный шаг. Потому что постоянная экспозиция еще ни разу не снималась под такой большой проект. Очень важно показать вещи, которые еще не экспонировались, о которых зритель не знает. Или же хрестоматийные вещи, но в необычном сочетании, столкновении, контексте...

— А какие именно вещи, которые не экспонировались, вы выставите, и почему они раньше не экспонировались?

О.Б.: — Ну не было места и ситуации, они были в фондах. Например, тот же «Круг страданий» XVIII века, также и Михаила Хмелько «Тост за великий российский народ», тенденциозная советская картина, она вообще экспонировалась в сталинское время, но после развенчивания культа Сталина была снята с подрамника и находилась в фондах. Хотя иногда и фигурировала на некоторых выставках, но чрезвычайно редко. То есть пора ее показывать. И еще много другого, графических произведений, которые чрезвычайно редко у нас экспонировались.

Также еще нужно обратить внимание на то, что привлекаются коллекции других музеев: Национального музея украинского декоративного искусства, Музея книги и книгопечатания Украины и многих других, современных художников и коллекционеров. Также важны диалоги между этими вещами. И характерной особенностью выставки является не хронологический принцип, а столкновение разных эпох и разных художников.

Г.С.: — Знаете, существует такое мнение, что все художники пишут одну картину, разрабатывают одну тему, причем в разных эпохах.

— Каким образом барокко влияет на украинский характер?

Г.С.: — Оно отображает его. То есть в искусстве существуют проблемы, и художник каждый раз обращается к ним, решает их, по-своему их рефлексирует, и по-своему воспроизводит.

О.Б.: — Я, может, в достаточно бытовом ракурсе это скажу, но вот люди ходят в наш музей, а затем идут в PinchukArtCentr, и для них это абсолютно разные миры — тут настоящее искусство, а там не совсем. Мы покажем, что в действительности это единая линия. Расскажем, почему современное искусство таково. Оно на самом деле глубоко укоренено в национальную традицию, и это все еще было в XVIII веке. Вы увидите работы известного украинского художника Арсена Савадова и увидите, из каких работ XVIII века он вырастает... Этим проектом мы хотим привлечь внимание к современному искусству, его художники достойны того, чтобы выставляться в Национальном художественном музее, у них есть свое место, они уже мощное явление. Никита Кадан, Сергей Попов, Роман Мегин, Жанна Кадырова.

— Они что-то цитируют, а что-то, бесспорно, новаторское...

Г.С.: — Ну, нельзя говорить прямо, что это барокко. Просто в их произведениях присутствует барокковая проблематика. Мы не называем это буквально барокко. Мы его берем в кавычки.

О.Б.: — Да, это уровни мировоззрения. Это модель, это подсознательные импульсы, над которыми он работает. Это авангардизм, соцреализм, «новая волна», реализм, постмодернизм... И, кстати, мы взяли произведения примитивистов, вот Анна Собачко у нас присутствует и Параска Власенко. И вы увидите эти фантастические цветы, и рядом иконы XVIII века... Это все отражение современного мира.

Г.С.: — Да, Золотое время Украины — это вообще Древняя Русь времен Ярослава... эти мозаики, златоверхие соборы, фрески, летописи, иконопись, «Слово о полку Игоревом»... Мы цитируем в проекте слова Чижевского, где он говорит, что барокко для Украины — если не золотой век, то серебряный. Мощный национальный подъем, который потом не реализовался. Потому что само барокко закончилось тем, что Украина пошла под Москву и стала колониальной страной. И в это время национальные проблемы законсервировались. Каждый раз, когда появлялась возможность, они поднимались. Если мы посмотрим, что происходило в истории, то это абсолютно барокковые обстоятельства. Поиск шаровар, поиск белых коней, без которых въехать нельзя. Кстати, почему и проиграли, потому что пропустили время. А нужно было не белого коня искать, а бороться, делать что-то. И все эти бунчуки, и вся эта оперетта, и тут же кровь страшная, которая все смыла... и снова та же гражданская война, и снова все так вышло, и, к счастью, в период перестройки все прошло без кровопролития. Оно вылилось только в гуманитарной сфере: политика, искусство и так далее. К счастью. Будем надеяться, что мы в культуре переживем все наши проблемы.

Стоит прочесть

1. Чижевський Д. «Українське літературне бароко»

2. Ушкалов Л. «Загальний погляд на українську перекладну поезію доби бароко»

3. Макаров А. «Ірраціональні мотиви українського бароко», «Світло українського бароко»

4. Міляєва Л. «Великі Сорочинці і поетика українського бароко»

5. Двухтомник «Українське бароко»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать