Перейти к основному содержанию

Пешеходный Киев: миф или реальность?

Эксперт - о перспективах превращения столицы Украины в город европейских стандартов
30 апреля, 21:27
Фото з архіву "Дня"

В большинстве стран Европы уже давно пришли к выводу, что город, в первую очередь, должен быть приспособлен для нужд пешеходов, и одним из важнейших показателей качественной инфраструктуры является безопасность движения. В большинстве европейских городов автомобили не имеют права ездить быстрее, чем 50 км/ч, а шведская программа "Vision Zero", которая, в частности, ввела ограничения скорости в населенных пунктах до 30 км/ч, считается эталонным примером повышения безопасности дорожного движения. И уже сегодня во многих городах мира вводится этот шведский опыт. Для того, чтобы город становился более дружественным для пешеходов, в ЕС расширяют пешеходные зоны, увеличивают количество островков безопасности, перекрывают отдельные автомобильные пути для создания публичных пространств и тому подобное.

Более того, различные исследования значения пешеходных зон для городской жизни обнаружили не только связанную с безопасностью, но и экономическую пользу. Прогуливаясь по городу, пешеходы могут потратить от 20% до 65% больше денег, чем водители. В частности, исследования общественной организации Living Streets в Великобритании подтверждают, что создание велопешеходных зон увеличивает городскую торговлю до 40%.

В то же время в Украине, для которой вступление в Европейский Союз является одним из главных стратегических приоритетов внешней политики, стандарты городской инфраструктуры очень далеки от европейских, а показатель смертности на дорогах - один из самых высоких в Европе.

Киев, как столица страны, должен быть примером положительных инфраструктурных изменений для других украинских городов. В частности, мэр города Виталий Кличко еще с начала своего вступления в должность рассказывал о том, что в Киеве создаются «европейские дороги», а несколько недель назад анонсировал преобразование Почтовой площади в пешеходную зону.

«День» расспросил эксперта по развитию городов, сокоординатора Совета по урбанистике Киева Григория МЕЛЬНИЧУКА о современном состоянии инфраструктуры столицы и дальнейших перспективах превращения города в пешеходный.

«НОВЫЕ НАЗЕМНЫЕ ПЕРЕХОДЫ – ЭТО ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ»

- В каком состоянии «пешеходности» находится современный Киев, и возможно ли сделать столицу более дружественной к пешеходам при современной инфраструктуре?

- Основная проблема недружелюбности Киева к пешеходам - ​​это наличие барьеров в виде подземных переходов, крупных магистралей, тех элементов инфраструктуры, которые пешеходу сложно преодолевать. В 2014 году был проведен воркшоп под названием «Пешеходный Крещатик», где собрались эксперты, архитекторы, люди, которые занимаются дорожной безопасностью, на котором пришли к выводу, что на центральной улице все подземные переходы могут быть продублированы наземными.

С тех пор, хоть и медленно, но этот проект вводится. В 2014-м было открыто переход через улицу Городецкую возле Крещатика, в конце 2016 года установили два светофора на Бессарабской площади, и вот уже несколько дней работает наземный переход возле ЦУМа. Создание новых наземных переходов в городе - это явная положительная тенденция.

- Если я не ошибаюсь, наземный переход возле ЦУМа является временным?

- Да, этот переход находится в статусе временного на время реконструкции подземного перехода. Но одновременно проводится исследование относительно его влияния на трафик. Если появится понимание, что этот наземный переход на трафик критически не влияет, то он останется. И, как результат, будут введены и другие наземные переходы.

По факту наземный переход возле ЦУМа работал в «боевом» режиме всего два дня, сейчас Крещатик перекрыт, что не очень уместно для проведения исследования. Но эти два дня велись видеозаписи, которые доказали, что проблем для трафика наземный переход не создает.

КАК ПРОИСХОДИТ СОТРУДНИЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ВЛАСТИ?

- Какие еще положительные для пешеходов изменения произошли в Киеве? Поддерживает ли городская администрация общественные инициативы?

- Было внедрено еще несколько небольших наземных переходов на Контрактовой площади и возле бульвара Шевченко. Сейчас завершается реконструкция проспекта Победы, и у нас (общественных активистов - ред.) есть уже показательный план, как можно сделать эту часть города более доступной. Первый этап - это организация наземных переходов через второстепенные улицы. Следующий - обеспечение инклюзивности инфраструктуры путем реконструкции подземных переходов, модификации пандусов и установки лифтов для людей с особыми потребностями. Дальнейшее развитие - это «сокращение» проспекта Победы до станции метро Шулявская с обустройством наземных переходов через проспекты.

- Понятно, что все уже внедренные изменения с установлением светофоров и обустройством наземных переходов были проведены городской администрацией. Наша задача, как общественных активистов, состояла в изучении и анализе существующих проблем, создании конкретного плана для их решения и проведении исследования, которое подтверждает или опровергает изложенную гипотезу. Сейчас наши исследования показали целесообразность инфраструктурных изменений, и городская администрация поддержала отдельные предложения общественности. Реализация проектов - это результат сотрудничества общественности и власти.

ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ РАЗВИВАЮТ МЕСТНУЮ ЭКОНОМИКУ

- На днях мэр Киева Виталий Кличко заявил о необходимости преобразования Почтовой площади в пешеходную зону. Насколько реальна реализация этой идеи? И каким образом это можно внедрить?

- После реконструкции Почтовой площади автомобили были опущены в тоннель, чтобы пешеходы получили возможность беспрепятственно попасть к набережной. Для того, чтобы повысить доступность Почтовой площади для людей, необходимо просто сохранить наземный переход, находящийся на территории станции метро, ​​и навести порядок с автомобилями, что заезжают на пешеходную набережную.

Полностью превратить Почтовую площадь в пешеходную зону достаточно сложно, потому что по Набережному шоссе проходит магистраль городского значения. Для того, чтобы сделать эту территорию более дружественной для пешеходов, полезно было бы обустраивать широкие переходы над магистралью, чтобы люди имели возможность добраться до кромки воды. Также уместными были бы меры временного перекрытия Набережного шоссе, например, на участке от Почтовой площади до станции метро «Днепр» в формате выходного дня в летний период. Такие действия были бы популярными и могли бы сделать Киев более привлекательным для пеших прогулок, так как сейчас существует сильное шумовое загрязнение.

- Имеют ли пешеходные улицы какие-то экономические преимущества для городского бюджета?

- Ключевое экономическое преимущество увеличения количества пешеходов - это развитие местного бизнеса, торговли, общепита, общее повышение туристической привлекательности. Это объясняется тем, что пешеходы более склонны к спонтанным покупкам, чем автомобилисты. Когда человек идет по улице, он имеет возможность остановиться у того или иного магазинчика, забежать в кафе перекусить, заинтересоваться каким-то местным сувениром и тому подобное. Когда же человек едет в автомобиле, то, как правило, движется из точки «А» в точку «Б». Даже если он увидит какую-то интересную для себя вывеску или витрину, часто возникает проблема «а где припарковаться?», и человек просто едет дальше. Таким образом, большинство автомобилей, которые проезжают через центр, по сути не выполняют никакой полезной функции для местного бизнеса. Это является еще одним весомым доказательством целесообразности мировых стандартов городской инфраструктуры, в которых пешеход всегда в приоритете перед автомобилистом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать