Перейти к основному содержанию

Владимир СПИВАКОВ: «Когда у человека мало времени, у него меньше возможностей совершать грехи»

11 мая, 00:00

В свои 57 лет Владимир Теодорович потрясающе выглядит. Два года назад он кардинально изменил имидж — из жгучего брюнета превратился в джентльмена с седым бобриком. На встречу с киевскими журналистами мастер появился без опоздания. Зашел в зал стремительной походкой. И после первых же слов — обаял присутствующих. На сегодняшний день музыкант является одним из лучших скрипачей в мире, обладает мощной техникой, объемным и ярким звуком. Публика его обожает за эмоциональность и виртуозность. Оставаясь образцовым классическим музыкантом, он умеет так украсить свои программы эффектными сюрпризами, что его выступление сродни блистательному шоу, когда зрители, забывая, что находятся в академическом зале, бурно выражают свои эмоции, словно они на эстрадном концерте.

— Я никогда не был попутчиком времени, а считаю себя человеком, который живет в этом времени. И та трагедия, которая произошла 15 лет назад в Чернобыле, хотя не затронула меня лично, но не могла оставить равнодушным. В мае 1986 года Камерный ансамбль «Виртуозы Москвы» приезжал в Киев со своими концертами. Мы постарались подбодрить своим творчеством всех тех, кто пострадал от этой страшной техногенной аварии. С годами трагедия Чернобыля не должна забываться. Допустим, человек заболел. Сначала он не понимает, что с ним произошло. Потом наступает шок. Но постепенно он привыкает к боли. К сожалению, мы уже привыкли к чернобыльской беде. Но я считаю, что из этой трагедии должны извлечь уроки. И в первую очередь, политики, люди, которые тогда занимались шапкозакидательством. Каждый день нашей жизни — это не черновик, который можно переписать заново. Это чистый лист. Мы каждый день должны начинать нашу жизнь, вписывая первую букву. И если люди начнут это понимать, то мы станем жить лучше. Не скрою, что всегда с удовольствием выступаю в Украине. Здесь очень много публики, которая любит классическую музыку, любит меня, оркестр. Мне эти встречи всегда дороги.

Запомнился интернациональный концерт к 10-й годовщине Чернобыльской трагедии, в котором принимали участие итальянские артисты. Я помню, как мне пришлось долго уговаривать импресарио, так как они панически боялись ехать, считая, что здесь зона опасная для жизни. В самолете сидели с такими лицами, словно собираются на панихиду. На репетиции приходили с дозиметрами. После концерта в Днепропетровске, когда им устроили триумф и увидели в зале ликвидаторов, инвалидов, они были счастливы безумно, и когда мы теперь встречаемся в Риме, то вспоминают те мгновения с теплотой.

С Украиной у меня связана масса трогательных моментов. В наш прошлый приезд с «Виртуозами Москвы», когда мы выступали в Луганске, произошла такая история. Я люблю, чтобы мои оркестранты на концерте всегда были в чистых накрахмаленных сорочках. Потому что, когда человек надевает чистое белье, он становится чище морально. Мои музыканты дали постирать свои рубашки горничным. Ни одна из них не взяла с артистов плату. Несмотря на то, что они получают небольшую зарплату. Таким образом они хотели нас отблагодарить за то, что мы приехали с концертом в их город. Может, это мелочь, но для меня очень трогательный факт, который надолго остался в памяти. Такое отношение людей не купишь ни за какие деньги.

— Владимир Теодорович, как вам удается всюду успевать, возглавлять такие разные коллективы, как Российский национальный симфонический оркестр и Камерный ансамбль «Виртуозы Москвы», активно гастролировать и быть организатором фестиваля в Кольмаре? Были ли трения, разногласия, ревность музыкантов? Появилось ли у «Виртуозов» собственное помещение в Москве?

— Когда у человека мало времени, у него меньше возможностей совершать грехи. У меня практически нет свободного времени. Я все время работаю — в самолетах, поездах, на пароходах, ночью, днем. Новая сфера деятельности — Российский национальный симфонический оркестр — меня очень увлекла и, самое главное, уже видны результаты. Ревнуют, конечно. Одна администрация в основном ревнует к другой. Музыканты более спокойно относятся к моей персоне. Главное, что оба коллектива много гастролируют. «Виртуозы Москвы» созданы раньше. Им 22 года, а РНО — только 10. Я получаю колоссальное удовольствие от работы с разными коллективами. Приведу пример из своей жизни за два последних месяца. Вместе с РНО провел 21 концерт в США, сольные концерты в Нью- Йорке, в Мадриде, Лондоне. Затем выступали в Казани и Петербурге. В Киев приехал после концерта в зале Петербургской филармонии, где исполнял Второй концерт Рахманинова (солист Мацуев) и Пятую симфонию Шостаковича. Сделал запись диска произведений Равеля, Франко и Рихарда Штрауса. Провел тур с «Виртуозами Москвы» по российским городам: Туле, Ростове, Санкт- Петербурге, затем мы выступали в Ереване.

Я очень доволен украинскими оркестрантами, прекрасный коллектив. Редкий случай, когда оперные оркестры исполняют такие сложные симфонические произведения, как Третий концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром и Пятую симфонию Чайковского, которую мы подготовили для этой программы. Мне кажется, что было бы прекрасно ввести постоянную практику работы разных дирижеров с разными коллективами. Репетиции с симфоническим оркестром Национальной оперы я провел днем (всей черновой работой, муштруя музыкантов, занимался маэстро Владимир Кожухарь. — Т. П. ). После Киева вместе с РНО будем выступать в Москве и Лондоне. Как видите, график работы плотный. В таком ритме я привык жить. Для гастролирующего музыканта иной судьбы не бывает.

Что же касается помещения для «Виртуозов», то я надеюсь, скоро оно будет. Его строит Российский культурный центр. Уже заложен камень. А теперь подождем и посмотрим, что из этого получится.

— В Генуе состоялся ваш дебют как оперного дирижера. Планируете ли еще какие-то оперные постановки?

— Я дебютировал в качестве оперного дирижера на юбилее Беллини — замечательного итальянского композитора. Судя по отзывам критики, мой дебют понравился. На четвертый день репетиций пришел директор Генуйского театра и стал меня благодарить. Я удивился, ведь еще ничего не сделано, а он ответил, что наши примадонны начинают ненавидеть дирижера уже через 20 минут. А у нас с ними было полное согласие и взаимопонимание. Мне бы очень хотелось поработать с русской оперой. Для этого нужно время, которого катастрофически не хватает. В Италии я провел целый месяц, а график работ в этом году столь плотен, что пока опера остается лишь в мечтах. На фестивале в Кольмаре я обязательно стараюсь, чтобы звучала оперная музыка. Хочу с 25 сентября по 5 октября в Москве провести новый фестиваль в Большом зале консерватории. Надеюсь, что он станет не разовой акцией, и понравится не только публике, но и музыкантам, которые примут в нем участие.

— Как вы считаете, нуждается ли сегодня классическая музыка в популяризации, чтобы таким образом расширять зрительскую аудиторию?

— Что касается классики, то я считаю, что популяризировать нужно все. Дмитрий Шостакович гениально и просто выразил свою мысль, которая является и моей мечтой: «Я бы хотел, чтобы в детских школах обучали не только букве и цифре, но и ноте». В этом большая правда. Во многих странах это поняли. Например, в Венгрии даже в самом маленьком городишке дети из обычных школ поют трехголосные фуги. Это говорит об очень высокой культуре нации. Нам тоже нужно этим заниматься, как в России, так и в Украине. Ставить вопрос перед правительством, чтобы в систему образования входила и музыкальное обучение. Тогда не потеряется вкус к классической музыке. Есть вещи, где композиторы на определенном историческом отрезке высказались сильнее, чем писатели. Ярким примером этому служит творчество Дмитрия Шостаковича. В 1937 году он написал свою Пятую симфонию и этим создал нетленный памятник эпохи. В литературе, к сожалению, такого аналога нет.

— В связи с этим напрашивается вопрос: на каких инструментах играют ваши дети?

— Дочь Катя пианистка, Татьяна у меня флейтистка, а Анне всего 6 лет и она у нас поет, похоже, что музыкальные задатки у нее хорошие.

— В концерте «Невозможно забыть» с вами выступал Игорь Четуев. Когда вы познакомились с молодым украинским пианистом?

— Игоря я знаю уже больше десяти лет. Когда узнал, что у него нет инструмента, то купил ему рояль. Но в тот период произошел распад Советского Союза, российские таможенники не могли договориться с украинскими. Мне пришлось выступить по телевидению и сказать, насколько безобразно поступают чиновники. Дети ведь не должны страдать от того, что взрослые между собой не могут разобраться. Буквально через несколько дней мне позвонил глава российском таможни по фамилии Драганов, взял у меня координаты Четуева и помог доставить рояль в Севастополь. Вы знаете, когда впервые услышал Игоря, то понял, что у него искра Божья и пригласил на свой фестиваль в Кольмар. Там состоялась его встреча с директором конкурса имени Артура Рубинштейна господином Быстрицким. Через два года Игорь приехал туда и получил Первую премию.

В Киеве находится отделение моего именного фонда и мне регулярно рассказывают о новых украинских талантах, которых стоит поддержать. Мы с Владимиром Крайневым дружим и с его фондом прекрасно сотрудничаем. Я даю ему на конкурс денежную премию, а в Кольмаре несколько раз выступали победители крайневского конкурса.

— Существует мнение, что дирижерами не становятся, ими рождаются, научиться этой профессии невозможно, а можно лишь приобрести сумму профессиональных навыков. Искусство дирижера складывается из свойств ума, характера и темперамента.

— По-моему, должны соединиться два обстоятельства: родиться и учиться. Чтобы стать хорошим дирижером, нужно учиться всю жизнь. Марина Цветаева замечательно сказала, что нужно всю жизнь идти в плаще ученика.

— И напоследок несколько личных вопросов. Где живет ваша семья? В чем черпаете вдохновение?

— Семья живет в Париже. Дети ходят в школу, а я там бываю не очень часто. Я перелетная птица, переезжаю с места на место. Потому что профессия музыканта предусматривает кочевой образ жизни. Но когда возвращаюсь домой, то в семье нахожу успокоение. Правда, через некоторое время чувствую беспокойство, появляется охота к перемене мест и вновь отправляюсь на гастроли. В год я могу себе позволить отдых только на две недели, как правило, в августе. Тишина — это замечательная вещь. Один из великих поэтов сказал: «Слушайте тишину, она окружает вещи». Уметь ее слушать — большое искусство. Но я свой отдых использую для занятий спортом: хожу, гуляю, плаваю, бегаю, поднимаю тяжести, читаю книжки, а также подготавливаю партитуры для давнейшей работы. Но занимаюсь не по 12 часов, как обычно, а всего четыре.

Вдохновение получаю от того произведения, над которым работаю в данную минуту. Ведь в них заложена такая энергия, столько мысли, над чем стоит задуматься, что когда погружаешься в партитуру, то забываешь обо всем на свете. Озарение и удовольствие от концерта у меня бывает, когда я хорошо овладел материалом. Отвечу пушкинскими строками из «Каменного гостя», когда Лаура говорит, что сегодня мне удавалось каждое движение, слово, я вольно предавалась вдохновению, слова текли, как будто их рождала не память рабская, а сердце. Люди удивляются, что я живчик такой, поседевший. На это я могу сказать, что вы не представляете, какую энергетику я получаю от зала, как зрители меня держат в приподнятом состоянии постоянного горения.

СПРАВКА «Дня»

Владимир СПИВАКОВ родился в Уфе 1944 году. Его отец — инженер, мать — пианистка. Закончил музыкальную школу при Ленинградской консерватории и Московскую консерваторию, класс Юрия Янкелевича. Первая победа — в 1965 году третья премия на Международном конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. С 1967 по 1970 год становится лауреатом нескольких международных конкурсов (в том числе в Генуе, Монреале, Москве). С 1975 года начинает выступать с сольными концертами. Его дебют как дирижера состоялся с Чикагским симфоническим оркестром. В 1979 году создает Камерный оркестр «Виртуозы Москвы». В 1988 году учреждает международный фестиваль в Кольмаре (Франция). В 1989 году «Виртуозы» всем составом переехали в Испанию по приглашению принца Астурийского. С 1999 года возглавляет Российский национальный оркестр. Имеет награды: Орден искусства и литературы Франции, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, народный артист СССР, а в нынешний приезд в Киев стал народным артистом Украины. Женат. Имеет трех дочерей. Играет на скрипке работы Страдивари, сделанной в 1712 году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать