Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время «нового космоса»

Заметки c Noosphere Space Summit
19 апреля, 11:31

17 апреля в 16.46 по североамериканскому восточному временем с космодрома на острове Воллопс в штате Вирджиния американский ракетоноситель среднего класса Antares с грузовым космическим кораблем Cygnus успешно стартовал к Международной космической станции. На борту Cygnus — почти 3,5 тонны груза для нужд экипажа МКС и проведения научных экспериментов. Эту новость от NASA очень ждали в Украине, ведь главные элементы конструкции первой ступени ракетоносителя Antares спроектировало конструкторское бюро «Южное», что в Днипре, а их производством занимался завод «Южмаш». 

В это время в Киеве представляли новые идеи космического уровня — шел первый день Noosphere Space Summit. Неформальный стиль общения контрастирует с торжественным залом красного корпуса Киевского национального университета имени Шевченко, в презентациях докладчиков — сплошные ракеты, спутники и стратегии построения космической компании.

СОРЕВНОВАНИЕ ЗА ДВА МИЛЛИОНА

Саммит проводит общественная организация «Ассоциация Noosphere», основными спонсорами выступили компании FireFly и EOS, плюс госпредприятие «Южмаш».

В этом году Noosphere Space Summit посвятили Юрию Кондратюку — украинскому инженеру и пионеру космических полетов. Ключевая тема — развитие new space, «нового космоса», а еще — марсианские миссии, использование спутниковых данных на Земле и многое другогое.

В первый день, 17 апреля, подвели итоги четвертого конкурса инженерных стартапов Vernadsky Challenge. В этом году участники должны были сосредоточиться на двух направлениях: космические технологии и активная биоэлектроника. Десять финалистов представили свои разработки, и в итоге жюри назвало трех победителей, между которыми разделили призовой фонд в два миллиона гривен.

Первое место и грант в один миллион гривен получила команда Esper Bionics, которая занимается созданием высокофункционального миоэлектрического протеза. На втором месте — MyDraco, проект персонального электросамолета вертикального взлета, который получил грант в 600 000 гривен. На третьем месте — Impulsar, проект по созданию смартбраслета для людей с эпилептическими и аутистическими расстройствами, его разработчики получают 400 000 гривен.

ВМЕСТО СТРАХА — КОММЕРЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

Следующий день посвятили дискуссиям о современных космических задачах. Ярослав ПУСТОВИЙ, экс-космонавт Государственного космического агентства Украины, в своем выступлении объяснил разницу между «новым» и «старым» космосом.

Несколько слов о самом спикере. Как рассказывают организаторы саммита, доктор Ярослав «Ярко» Пустовий пройшов подготовку в NASA и работал резервным инженером-исследователем космического корабля «Колумбия» в миссии 1997 года STS-87, был тогда дублером Леонида Каденюка. С 2003 года он активно приобщается к сфере коммерческих космических полетов, принимая участие в предпринимательских, консалтинговых, образовательных и других инициативах.

 «Холодная война окончилась, и старая система, которая основывалась на том, что космическая отрасль будет всегда иметь поддержку налогоплательщиков, перестала работать. Главная движущая сила, космической сферы того времени — страх. Именно страх проиграть Холодную войну — вот мы не можем ее проиграть, иначе с Луны начнут падать советские ракеты. И когда Холодная война окончилась, этот страх прошел, и встал вопрос: что дальше должно побуждать налогоплательщиков поддерживать космическую сферу», — заметил Ярослав Пустовий.

По словам экс-космонавта, в 1990-е NASA планировало привлекать к совместным проектам бывших врагов — россиян, чтобы развивать космическому сферу в духе сотрудничества, которое должно было бы вдохновлять людей поддерживать космос. Но, как говорят, не пошло.

Помощь пришла с неожиданной стороны — для космоса попитались применить инструменты свободного рынка, которые используют, продавая автомобили, стиральные машаны, кофе, платья, лекарства и тому подобное. 

«В случае со «старым космосом», если компания выигрывала так называемый контракт, государство фактически диктовало все технические условия, отправвляло армию аудиторов и менеджеров, которые сопровождали проект, и в итоге готовая продукция передавалась государству, которое ею оперировало, -космическую станцию, или корабль, или скафандр. В этом случае компания не имела серьезных рисков, разве что, например, риск задержки по графику. В случае с новым космосом иначе. Предприниматель разрабатывает систему, находит деньги, строит систему сам — и есть все коммерческие риски, с этим связанные. Предприниматель не передает окончательно космическую ракету, корабль или скафандр государству. Он передает только те услуги, которые это оборудование может предоставить государству. Государству не нужен спутник — государству нужны данные со спутника», — отмечает Ярослав Пустовий. Он убежден, что новая модель более сложная, но дает много возможностей. По сути, ограничения отсутствуют.

Государству есть что делать в такой ситуации, ведь, подчеркивает Пустовий, оно может позволить себе тратить деньги без того, чтобы получить прибыль «на завтра». По мнению экс-космонавта, будет естественным направлять государственную политику на исследование космоса на дальних рубежах, на разработку технологий, которые в будущем дадут человечеству возможность двигаться еще быстрее.

«СЛЕДУЮЩИЙ РУБЕЖ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Пять особенностей развития ракетно-космической отрасли и место Украины в этом контексте очертил Сергей ВОЙТ, генеральный директор производственного объединения Южный машиностроительный завод имени Александра Макарова (он же — «Южмаш»):

1. мировой рынок ракетно-космической техники находится в состоянии роста потребления;

2. число игроков на рынке также растет, в том числе за счет прихода частного капитала;

3. потенциал космической отрасли Украины во много раз опережает внутреннего потребителя, прежде всего — государство, с его ограничениями в финансах и потребностях;

4. государство не может быть эффективным владельцем предприятий космической отрасли;

5. смешивание понятий космическая деятельность и космическая отрасль вредит развитию обоих направлений, в частности из-за несовершенного планирования развития.

 По словам Сергея Войта, сравнивать космическую отрасль и космическую деятельность — приблизительно то же самое, что сравнить услуги по авиаперевозкам и самолетостроению. «Они соприкасаются, но цель и задачи у них разные, это разный бизнес и интересы. Космическая отрасль — это поставщик технических средств для космической деятельности, не более того», — акцентирует гендиректор «Южмаша». По мнению Сергея Войта, само разделение космической деятельности и космической промышленности должно быть ключевым элементом реформирования государственного управления отраслью. А пока существующая система пытается объединить отрасль и деятельность, что во вред им обеим.

«Хорошей новостью для всех нас является то, что мировой рынок ракетно-космической техники растет. Одно это гарантирует возможность развития, и возможность эту мы видим  в расширении участия в международных кооперациях по изготовлению РКТ», — оптимистично суммировал Сергей Войт.

«Сейчас наиболее захватывающее время, чтобы работать с космосом», — убежден Том МАРКУЗИК, CEO Firefly Aerospace. Он знает, о чем говорит, ведь до создания Firefly занимал технические и руководящие позиции в знаковых компаниях «нового космоса»: вице-президент по разработке ракетных двигателей Virgin Galactic, старший инженер систем Blue Origin, директор Техасской тестовой платформы и главный инженер по разработке ракетных двигателей SPACEX. Кстати, это 12-я поездка Тома в Украину за последние два года, и он видит здесь возможности для развития «нового космоса». 

«Космос увлекает не только потому, что влияет на жизнь конкретных людей, а потому что влияет на человечество в целом, — подчеркивает Маркузик. — Когда люди говорят о космосе, они думают об исследовании, но из того, что происходит на самом деле, космос — это следующий рубеж для информационной революции. Интернет в последние 20 лет мигрирует в космос — это новый путь сбора информации. Космос объединяет людей. Используя космос, мы имеем интернет «с неба», который реально связывает весь мир. Это демократизация информации. А еще есть социальное влияние, влияние на свободную торговлю. И это значит — больше процветания и свободы для людей в мире».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать