Перейти к основному содержанию

За третьим глотком адреналина — в Афганистан

отправится единственный от Украины врач — капитан медицинской службы Андрей Родзоняк
29 марта, 19:11
АНДРЕЙ РОДЗОНЯК С ПАЦИЕНТОМ (НА ФОТО СПРАВА)

В Белоцерковском госпитале Киевской области служит молодой, но уже немало повидавший в этой жизни капитан медицинской службы — ординатор отделения анестезиологии и реанимации Андрей Родзоняк. В 31 год он успел побывать в составе миротворческих миссий в Ираке и Либерии. Более того, в начале апреля этого года запланирована его поездка в Афганистан. Там он будет оказывать медицинскую помощь мирным жителям в составе литовского контингента, который выполняет миротворческую миссию в этой стране.

Недавно глава отечественного оборонного ведомства Анатолий Гриценко во время своего визита в Литовскую Республику подписал Техническое соглашение между Министерством обороны Украины и Министерством охраны края Литовской Республики относительно направления миротворческого персонала Украины для выполнения заданий в составе литовской группы в рамках Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Исламской Республике Афганистан. Миротворцы будут реконструировать афганскую провинцию Гор.

Желающих служить в Афганистане среди украинских медиков было немало, но учитывая главное требование, — квалификация анестезиолога-реаниматолога и опыт в соответствующей отрасли более трех лет, — именно капитан медицинской службы Андрей Родзоняк был утвержден Высшей аттестационной комиссией украинского оборонного ведомства.

Отправляясь в Белоцерковский госпиталь, где должна была состояться наша встреча, я хотела понять, что побуждало молодого офицера подвергать себя риску в «горячих» точках, чем стали они для него и на что рассчитывает в этот раз, готовясь к служебной командировке в Афганистан. Ведь в памяти каждого из нас живы события той необъявленной войны, которую вели представители ограниченного контингента советских войск пятнадцать лет назад. Андрей Родзоняк рассказывал о себе, об опыте, накопленном в экстремальных условиях службы в составе миротворческих сил.

— Первое гражданское медицинское образование получил в Винницком медицинском государственном университете имени Пирогова по специальности «лечебное дело» в 1998 году. За год до окончания вуза прошел военно-медицинскую подготовку. По распределению практиковался в качестве врача-педиатра. Тогда же определился, что хочу в медицине заниматься делом, результат которого виден сразу же.

Поэтому в 2001 году окончил факультет подготовки военных врачей Украинской военно-медицинской академии и получил сертификат врача-специалиста по специальности «анестезиология-реаниматология». Свои знания расширил в прошлом году на курсах языковой подготовки на кафедре иностранных языков Национальной академии обороны Украины.

— Как вы попали в Ирак? Какими были первые впечатления?

— С августа 2003 года в составе 5-й отдельной механизированной бригады украинского миротворческого контингента многонациональных сил, поддерживающих стабильность и безопасность в Республике Ирак, проходил службу в качестве начальника отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии — старшего ординатора медицинского пункта. Служба ответственная, требующая постоянной готовности к действию в самых неожиданных, нередко экстремальных условиях.

Конечно, перед тем, как отправиться в Ирак, родители не раз пытались меня отговорить не делать этого. Но я не отказался от своего «безумного решения», стремясь проверить, на что я способен в далеко не тепличных условиях службы на Среднем Востоке.

Жара была невыносимой. В тени столбик термометра показывал около пятидесяти градусов при влажности, какая бывает в хорошей парилке. А мы совершали пятисоткилометровый марш к месту постоянной дислокации — городку Аль- Кут, который находится в провинции Васит. Пока преодолевали раскаленные пески, появились первые пациенты. Немало наших миротворцев, преимущественно водителей, теряли сознание. Несмотря на то, что нам тоже было нелегко, члены нашей медицинской группы оказывали первую помощь. Все время настоятельно просили как можно больше употреблять жидкости, чтобы выдержать это испытание.

Хочу отметить, что американцы тогда нам здорово помогли. Они оказали помощь в транспортировке наших вещей, а также привозили лед для украинских миротворцев.

— Как вы можете оценить условия, в которых пришлось жить и работать? Насколько хорошо контингент был обеспечен медикаментами, оборудованием?

— Условия, в которых нашей бригаде пришлось выполнять служебные обязанности, были нормальными. Наши медики собственноручно обустроили палаточный медицинский пункт, укомплектовали его всем необходимым. Медикаментами были обеспечены вдоволь. Часть из них мы даже передавали местному населению в качестве гуманитарной помощи. Питьевой воды и пищи тоже хватало.

— Что в первую очередь требовалось от врачей-миротворцев? Какие задачи вы выполняли в Ираке?

— Ежедневно от нас требовалось не только проявлять высокий профессионализм при оказании медицинской помощи как нашим военнослужащим, так и иракцам, но и быть в постоянной готовности к любым неожиданностям. В качестве санинструкторов мы сопровождали конвои, которые примерно раз в две недели отправлялись в Бадру за горюче-смазочными материалами для населения.

По тревоге врачи нашей бригады должны были собраться за считанные минуты и, в случае необходимости, немедленно оказать первую помощь пострадавшим.

В целом за время пребывания в Ираке мы, военные медики, оказали квалифицированную медицинскую помощь более ста тридцати иракским военнослужащим, четырех из них успешно прооперирировали. Кроме этого, мы проконсультировали около пятисот местных жителей и иракских военнослужащих, передали медикаменты и перевязочные материалы для лечения примерно двух сотен человек. Также медицинскую помощь предоставляли военнослужащим других военных контингентов, которые входят в состав многонациональной дивизии «Центр-юг».

— Какой из случаев из вашей врачебной практики больше всего запомнился?

— Бывали разные случаи. Особенно во время приемов местного населения. Однажды на блок-пост нашей базы обратился житель Аль- Кута. На голове у его внука образовалась гнойная рана. Под общим наркозом мы провели необходимые манипуляции, за что оба были безгранично благодарны. Кстати, иракцы очень терпеливы. В лечебные заведения обращаются лишь тогда, когда боль становится невыносимой.

Грязные улицы, особенно в районе рынков, антисанитария, низкий уровень бытовых условий местных жителей являлись причиной многих заболеваний, из которых для нас некоторые были в диковинку. С большинством типичных для иракцев болезней мы столкнулись впервые.

Кроме работы на базе, общались с медиками городской Аль-кутской больницы. От них мы, например, узнали, как эффективно лечить ожоги разной степени. Иракцы получали их от взрывов бытовых газовых баллонов. Некоторые аль- кутские врачи общались с нами на русском языке, поскольку учились в бывшем Советском Союзе.

— Как вы можете определить пережитые в Ираке ощущения?

— Это был невероятный экстрим, вызванный постоянным психологическим напряжением. Когда по базе объявляется повышенная боевая готовность, когда все ходят в бронежилетах и с автоматами, а базу с двухсотметровой дистанции непрерывно обстреливают из гранатометов и стрелкового оружия, острых ощущений хоть отбавляй.

Особенно памятен день, когда на патруль украинских миротворцев из состава 52-го отдельного механизированного батальона напали иракские боевики. Во время движения колонны из трех БТР-ов, которые выдвигались для патрулирования в городе Ель-Сувейра, приблизительно в 5 километрах от расположения батальона было подорвано 3 артиллерийских фугаса. По бронетранспортерам, в которых находилось 17 украинских миротворцев, боевики открыли огонь из стрелкового оружия и гранатометов. В результате 6 украинских военнослужащих получили ранения разной степени тяжести.

Пострадавших специальным вертолетом доставили в 28-й госпиталь США в Багдаде.

— И все-таки после Ирака вы поехали с миротворческой миссией в Либерию. Что побудило вас в очередной раз подвергнуть себя опасности?

— То, что довелось пережить в Ираке, не заставило меня отсиживаться в спокойной обстановке. Поэтому отправился в Либерию. На этот раз уже врачом медицинской авиационно-эвакуационной группы в составе 56-го отдельного вертолетного отряда Украинского миротворческого контингента Миссии ООН в этой западноафриканской стране. Это было в сентябре 2004 года. Перед отправкой в Либерию я также проходил службу в Белоцерковском гарнизонном госпитале.

— И в чем же заключалась миссия врача-анестезиолога в этой западноафриканской стране? В каких условиях пришлось выполнять профессиональные обязанности здесь?

— Мы размещались на базе «Робертсфилд». Проживали в четырехместных палатках, где важнейшим из удобств был кондиционер. Сравнивая службу в Либерии с первым выездом в Ирак, чувствовал себя здесь спокойнее. Однако работы хватало.

В медицинском пункте вертолетного отряда, который был развернут для приема военнослужащих, ежедневно проводили медицинские осмотры летного и инженерно-технического состава, водителей перед выездом из автопарка, офицеров группы руководства полетами, личного состава караула, наряда по столовой. Здесь же оказывали помощь военнослужащим, заболевших малярией. За период шестимесячного пребывания нашего контингента в Либерии их было шестеро.

А для профилактики личному составу отряда выдавали специальные противомалярийные препараты во время обязательного еженедельного приема, который проводили каждую среду в присутствии командира части. В общей сложности за медицинской помощью обратилось около шестисот военнослужащих. Следует отметить, что, несмотря на сложные санитарно-эпидемиологические условия, случаев отравлений и травматизма среди личного состава не было.

Работали в более-менее спокойных условиях. По территории базы и вне ее передвигались без оружия. Но не всегда все было гладко. Вспоминаю случай с одним из миротворцев эфиопского подразделения, которого по неизвестным причинам смыло водой с пирса в океан. По тревоге патрульный вертолет вел поиск над океаном в течение двух дней. Однако оказывать помощь было уже некому.

— Как вы готовитесь к служебной поездке в Афганистан?

— Недавно побывал на переговорах в Вильнюсе, где познакомился с литовскими медиками, с которыми буду вместе исполнять служебные обязанности в провинции Гор в Афганистане. Общались на английском языке, в принципе, поняли друг друга. Думаю, что и вдали от дома мы найдем общий язык как профессионалы. Узнал, что многонациональное подразделение будет состоять из 120 человек. Врачей поедет четверо. Из них хирург широкого профиля, анестезиолог-реаниматолог, терапевт и стоматолог…

Военный врач-анестезиолог капитан Андрей Родзоняк осознает, с чем ему придется столкнуться при выполнении заданий в Афганистане. А тревожные мысли, закрадывающиеся время от времени, гонит прочь, как поступают настоящие офицеры.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать