Перейти к основному содержанию

«Знал, на что иду»

История Артема Чичкана, который уже год воюет на востоке
24 июля, 11:25
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АРТЕМА ЧИЧКАНА

Артему скоро исполнится 22. Несколько дней назад был год, как парень воюет на востоке. Первым пунктом обороны стало село Дмитровка Новоайдарского района Луганской области.

Вместе с Артемом защищать Отчизну тогда поехали около тысячи земляков из Черниговщины. Из Мены, где живет боец, — только один побратим — уже покойный Максим Андрейченко. Ныне Артем Чичкан — танкист первого танкового батальона первой гвардейской танковой бригады.

А до войны был обыкновенным парнем. По окончании школы поступил в техникум в Конотопе. Учился на ремонтника путей. А 26 августа 2013 года пошел в армию по контракту.

— Пойти в армию было моим самостоятельным и сознательным решением, — рассказывает Артем. — Родные и знакомые отговаривали, мол, а если война? Хотя тогда это даже трудно было представить, по крайней мере, обычные люди никаких предостережений не чувствовали. Однако я детально все обдумал и знал, на что иду. Каждый должен защищать Родину. Безальтернативно.

В январе 2014-го юного бойца на месяц отправили на учебу в Львов. Там Артем учился управлению танком. Однако недоучился — отправили нести сторожевую службу на блокпостах. И уже 7 июля 2014 года юноша оказался в зоне проведения АТО.

Под Новый год юношу отправили на ротацию, после чего передислоцировали в Донецкую область уже в запасной бригаде.

— Страшнее всего воевалось у Луганского аэропорта, — вспоминает парень.— Ежедневно наблюдал картины, как погибали побратимы. Как ребята, рискуя жизнью, спасали жизни друг другу. Было ли много потерь? Каждая смерть — сама по себе огромная потеря. Поэтому количество не имеет значения.

По словам Артема, когда брал оружие в руки, не чувствовал никакого страха. «Когда над головой пули, то или ты, или тебя», — утверждает парень.

«ХОЧЕТСЯ ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ТЫ ЧТО-ТО ДЕЛАЕШЬ»

В войске, по словам Артема Чичкана, всегда господствует боевой дух.

— Хотя не без плаксивых, — замечает. — Попадались и предатели, и дезертиры. Однако сейчас, в период затишья, хочется скорее взять в руки оружие.

Как говорит юноша, бойцы не понимают, почему их уже полгода держат в запасе, почему власть не дает приказов к активным боевым действиям. Самым большим желанием воинов теперь является введение военного положения. На фоне телефонного разговора, слышу, как поддакивают побратимы Артема:

— Нам только приказ, мы в мгновение оккупантов выгоним!

Говорит сам Артем:

— Сейчас мы в более-менее спокойном месте. Ночью иногда летают пули над головами, которые отбивать нельзя. Поэтому мы периодически меняем дислокацию, чтобы маскироваться. Но, несмотря на покой и размеренную будничность, хочется быть там, где стреляют. Хочется чувствовать, что ты что-то делаешь, а не ждать у моря погоды.

Однако в свободное время ребята времени не тратят попусту. Укрепляют позиции, жилье, приводят в порядок амуницию. «Хотя у некоторых уже «сносит крышу» от такой бездеятельности, — отмечает Артем Чичкан. Трудно психологически находиться здесь, особенно тем, у кого контракт закончился. Денег ребятам уже как полгода не платят, а домой не пускают.

По словам парня, кроме введения военного положения, защитники Украины хотят полной замены властной верхушки, которая из-за собственных просчетов допустила огромные потери как солдат, так и техники, и которая ничего не делает ныне.

— Мы не пушечное мясо, чтобы нас бросали в бой, когда заблагорассудится, без какой-либо стратегии, — подытоживает Артем.

ДЕФИЦИТА НЕТ

Гуманитарная помощь участникам АТО поступает постоянно: от вещей и витаминов до книг. Больше всего радуют солдат детские письма. По душе бойцам и послания от девушек. «Только пусть свой адрес оставляют, — улыбается Артем, — может, познакомимся когда-то».

На питание ребята не жалуются. Варят супы, борщи из заправок, которые посылают или привозят волонтеры. Иногда бойцы выезжают в город, чтобы закупить продукты. Дефицита нет ни на что, заверяют.

Новую технику в зону АТО пока еще не доставляют. Ребята отремонтировали и почистили старую. Отмечают, что она — в полной боевой готовности.

Однажды солдаты поймали сепаратиста. Натолкнулись в тылу на парня в гражданской одежде. Последний доказывал, что приехал в гости к сестре. Наши военные связали иностранца, раздели и заметили, что на теле у сепаратиста следы от оружия. В калоше под пяткой нашли российские рубли, а в рулоне туалетной бумаги — миграционный билет.

Как рассказал Артем, жители востока относятся к украинским солдатам по-разному. Некоторые косо смотрят, называют укропами, однако большинство поддерживает наших бойцов: то слово хорошее скажут, то какой-то огородиной поделятся.

МОЛЯТСЯ ЗА ДОБРО

Родственники Артема к его решению служить Родине относятся по-разному.

— Мать седеет у телевизора, — признается парень, — отец гордится. А дядя из России спрашивает: зачем оно тебе? Однако все поддерживают.

Желание не только Артема Чичкана, но и всех участников антитеррористической операции на востоке Украины, — быстрейшее окончание войны. Там, в тылу, молятся за то, чтобы воцарились согласие и добро на родной земле.

— До окончания контракта мне служить еще год, — делится Артем. — Однако не факт, что отпустят. А после пережитого и увиденного я хочу пойти по военной линии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать