Перейти к основному содержанию

Кальмиусская сакма

Книга северодончанина Сергея Каленюка открывает неизвестные «пункты» старинного маршрута
10 апреля, 19:02
СЕРГЕЙ КАЛЕНЮК И ЕГО НОВАЯ КНИГА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Полтора года назад «День» опубликовал большой очерк об украинском писателе Гордее Барсюке, написанный одним из его потомков — северодончанином Сергеем Каленюком (см. материал «В концлагеря за правду» в № 164 от 14 сентября 2012 года). А сегодня у нас есть хороший повод рассказать о нем самом.

Инженер-метролог Северодонецкого объединения «Азот» Сергей Каленюк — уроженец Житомирщины, сын тамошних учителей. Породнившись еще молодым специалистом с Донбассом, он нашел здесь много друзей. Возглавил городской клуб любителей поэзии, сам занялся историческим литературоведением, краеведением. Далеко за пределами Луганщины стали известны его книги по истории востока Украины, написанные вместе с главным архитектором Лисичанска, тоже заядлым краеведом Николаем Ломако. Авторы, в полной мере используя свои профессиональные знания, скрупулезно изучили старинные карты, спроецировали их на современность и доказали, что наши соотечественники издавна заселяли огромную территорию «Дикого поля» и неправы те, кто считал ее освоение делом лишь последних столетий.

И вот — новая, только что (аккурат к 80-летию Северодонецка) вышедшая из печати, прекрасно оформленная книга члена Национального союза краеведов Украины Сергея Петровича Каленюка — «Сліди на сакмі». Мне, как ее редактору, не пристало давать оценку этой разноплановой работе, потому лишь отмечу: основывается она на солидных исследованиях, отысканных и проанализированных автором убедительных фактах, собственных открытиях.

Стержнем книги стало путешествие по маршруту, некогда называемому Кальмиусской сакмой. Это — дорога из Крыма на континент, которая проходила по территории современной Украины, в том числе нынешних Северодонецка, Лисичанска. На ловца, как говорится, и зверь бежит. Как раз рядом с тем местом, где ныне расположена дача автора, на этом пути была переправа через Северский Донец. Подтверждение — в книге.

Опытный, энергичный краевед исследовал маршрут легендарной сакмы, установил, как именно преодолевалась река, какой была сторожевая служба, даже место первого острога на берегу Донца. Вместе с ним читатели представляют, как на земле, занимаемой нынче цехами химического гиганта — «Азота», располагались лагеря и привалы конных войск. Хоть кино снимай!

Ярко показано, как такие оживленные коммуникации обусловили появление первых в нашей местности славянских поселений. Автор пересмотрел многие прежние утверждения историков. Он, к примеру, впервые, можно сказать — метрологически точно, установил место и дату возникновения известного и ныне крупного поселка Боровское, появления в нем церкви, ставшей первой в Донбассе. Не менее интересен рассказ о судьбе старинного села Воеводовка, вошедшего ныне в черту Северодонецка. Его продолжила выверенная до мелочей история многих других городов, поселков, сел, хуторов края — вплоть до наших дней.

Затем с левобережья Донца автор «перевозит» нас на его правый берег. Отдельный раздел книги посвящен здешним поселениям запорожских казаков. Многое представлено, что называется, в лицах и конкретных историях.

«Здесь, — поясняет коллега автора Николай Ломако, — на протяжении сотен лет проходили границы, рубежи, что объединяли и разъединяли народы, культуры, религии. Бытовали разные точки зрения на историю этого края, которая, в силу его периферийности изучена довольно слабо. Приходится нам самим восполнять эти пробелы, искать документальные первоисточники, знакомиться с археологическими находками. Вот хотя бы такой факт. Принято считать, что на период первой ревизской переписи (1719 года) в здешней Бахмутской провинции было всего двенадцать поселений. Краевед Каленюк посмотрел на это по-новому. Оказывается, тогда не учитывалось, что ревизии считали только податное население. И военных, казаков, иностранцев, украинцев, некоторых иных не учитывали, как освобожденных от податей. В итоге автору удалось установить еще ряд поселений, не попавших в ревизию.

Краевед оспаривает и тех историков, которые поныне утверждают, что многие поселения правобережной Славяносербии возникли в необжитых местах. Свое, противоположное мнение он подтверждает наглядно — более ранними картами, на которых нанесены поселения местных жителей — Серебрянка, Привольное, Верхнее, Нижнее и ряд других. Еще читателей, несомненно, привлекут новые сведения о взаимоотношениях запорожских, донских и слободских казаков, о раскольниках, однодворцах, об оставшихся и, увы, исчезнувших селах, хуторах..

Книга Сергея Каленюка полезна для читателей, особенно краеведов и благодаря его современным, научным подходам к исследованиям. Тут он, авторитетный специалист по метрологии, как бы продолжает свою предыдущую книгу — «Краєзнавцю про вимірювання». Этим трудом заинтересовались даже в Институте истории Украины Национальной Академии наук. Его сотрудники привлекали Сергея Петровича к работе над «Енциклопедією історії України».

Автор уже проделал большой путь из прошлого в будущее. Продолжение обещает быть еще интереснее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать