Инновационная политика для Украины
«Догонять» можно бесконечно, догнать — невозможно![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040212/424-4-3_0.jpg)
Необходимость обсуждения новых подходов, новых требований к национальной инновационной политике обусловлена тем, что в настоящее время Украина оказалась в такой исторической точке развития, в которой внутренние процессы реформирования и оптимизации политической системы государства совместились с резким ускорением глобальных трансформационных процессов. Под вопросом оказалась сама парадигма нынешнего экономического развития, непрерывного массового потребления и, наконец, линейного хода истории.
Чем обернется для нас глобализация? Будут ли ее последствия разрушительными для национальной экономики или наоборот, вызовут ее стимулирование потоком внешних инвестиций? По моему мнению, ответ на вопрос «Что будет с нами?» не дан, а задан самой новейшей историей. События в сегодняшнем мире развиваются так, что возможности для маневра одновременно и стремительно сужаются, и расширяются. Здесь кроется и вызов, и исторический шанс для Украины.
Главнейшей стратегической задачей Украины является определение собственного места в динамично меняющейся глобальной структуре мира. Новейшая история убедительно доказала, что повторение пути, уже пройденного развитыми индустриальными странами, так называемое «догоняющее развитие», которое подразумевает массовое производство промышленных товаров при использовании дешевизны собственных ресурсов, неэффективно. Догонять таким образом можно бесконечно, догнать — никогда. Так же неэффективно и даже опасно пытаться натянуть на себя чужие образцы экономической политики, как бы они ни были эффективны там, где появились. На сегодня и в перспективе единственной возможностью равноправного вхождения нашего государства в глобальную экономику является построение действенной инновационной архитектоники, которая должна опираться на уже имеющиеся украинские «конкурентные прорывы» в гуманитарной, геополитической, экономической сферах.
По моему мнению, возможности Украины в сфере неоэкономики можно и нужно искать в проблемном поле постиндустриальной экономики, а именно тех потенциальных «точках роста» где украинская наука уже обладает такими опережающими конкурентными преимуществами. Накопленные знания плюс «человеческий капитал», умноженный на политическую волю реформированных институтов власти — вот формула опережающего инновационного развития Украины в ХХI столетии. Стратегически выигрывает тот, кто знает не как догонять, а где опередить.
Сама по себе идея перспективности инновационного развития отечественной экономики со всеми ее очевидными положительными эффектами не нова. Инновационная экономика сегодня заявлена в качестве одного из приоритетных направлений развития, а ее потенциал осознан на общегосударственном уровне. Как подчеркнул Президент Украины Л.Д. Кучма в ежегодном послании Верховной Раде 2003 г., первоочередным заданием правительства является завершение процесса создания в Украине национальной инновационной системы. По мнению Президента, переход не только нашей экономики, но и всей системы общественных преобразований к инновационному развитию является актуальнейшей проблемой сегодняшнего дня.
Инновационная переориентация — это основа основ евроинтеграционного выбора Украины. Претендовать на достойное место в Европе и мире наша страна может только при условии становления инновационного пути развития, основы которого должны быть реализованы в процессе структурной перестройки экономики уже на старте нынешнего стабилизационного этапа. Украина должна ставить перед собой самые амбициозные цели, ибо только движение к высшим стандартам может привести к прогрессу на пути ускоренного роста конкурентоспособности национальной экономики и осуществления заявленного нашим государством европейского выбора.
С выходом Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» (1999г.) национальная инновационная политика получила первичную законодательную основу. Первый практической опыт работы технопарков показал правильность и перспективность выбранной страной инновационной стратегии. Казалось бы, на пути расширения и углубления инновационных программ нет никаких препятствий, и реализация общегосударственной инновационной политики переходит в практическую плоскость, по крайней мере, в отношении технопарков. Разумеется, еще находятся в зачаточном состоянии множество иных инновационных направлений, но, следует думать, что и они в ближайшее время обретут свою перспективу. Единственное, что настораживает — явно «нейтральное» отношение к инновационной идеологии многих представителей политической элиты, государственных деятелей и институтов, от которых в решающей мере зависит принятие решений об инновационной политике на государственном уровне.
Стагнация в принятии соответствующих политических решений (остающаяся недостаточной законодательная база, бюджетное малокровие и пр.) на фоне мировых глобализационных процессов на деле означает политический и социально-экономический регресс не только в инновационной политике, но и в долгосрочном социально- экономическом развитии государства в целом.
С нашей точки зрения, к настоящему времени закончился первый этап в развитии инновационной политики — так сказать, этап первичного накопления инновационно-политического капитала, главным позитивным результатом которого можно считать принятие в государстве и обществе инновационной доктрины, осознание необходимости и приоритетности этого направления.
Следующий этап развития инновационной политики в Украине должен быть качественно иным. Необходимая на первоначальном этапе позиция декларирования и внедрения на общегосударственном уровне основных принципов инновационной доктрины обязана смениться выверенной стратегией запуска действенных институциональных механизмов ее реализации. К сожалению, на сегодняшний день «большие политические институты» (Верховная Рада, Кабинет Министров и др.) продолжают оценивать инновационную политику в одном ряду с другими направлениями государственной политики, такими как развитие промышленности, социальная сфера и т.п., тогда как у инновационного сектора иная, отличная от всех других, функция — быть вектором и ускорителем развития всех других сфер общества и государства.
В настоящее время можно выделить несколько ключевых проблем нового этапа развития инновационной политики Украины.
Во-первых, это внедрение инновационной идеологии на всех этажах и сферах социума. Исторический парадокс состоит в том, что до последнего времени существующая инновационная доктрина уделяла сравнительно мало внимания необходимости формирования среды инновационного мышления, общественной культуры инноваций. В основе такого мышления лежит, как известно, во-первых, критический способ оценки себя и окружающего мира и, во-вторых, переход от усвоения накопленного к созданию нового.
Общественное мнение необходимо подтолкнуть к осознанию того факта, что наука и новые технологии являются важнейшими факторами экономического роста в условия постсовременной неоэкономики. В противном случае, без широкой социальной базы, инновационное развитие будет практически невозможным. Добавим, что сама по себе проблема формирования новой идеологии в обществе — задача, требующая от государства не меньшей концентрации усилий, чем в вопросе поиска средств на финансирование науки и образования.
Во-вторых, это запуск эффективных институциональных механизмов стратегического инновационного прогнозирования, которые могли бы адекватно вписать пути национального развития Украины в контекст глобализационных процессов и структуры нового мирового геоэкономического порядка. Прогнозирование и «проектирование» путей развития больших цивилизационных систем вообще является одной из самых сложных задач ХХI века. В этих условиях при формировании стратегии развития государства необходимо учитывать возможные сценарии «открытого будущего», осознавать их нелинейный и синергетический характер и выявлять доминирующие факторы влияния. Без их учета различные прогнозные сценарии теряют характер системности и склоняются к одному из двух полюсов: либо редукции в сторону частных (специальных, отраслевых) прогнозов, либо расползания в сторону «футурологии без берегов», на практике оборачивающейся утопическим прожектерством.
Пока что глобальный вызов ассимилирован значительной частью украинского политического истеблишмента на уровне общеполитических деклараций, за которыми отсутствуют сколько-нибудь выразительные прогнозные модели развития общества на ближайшую и долгосрочную перспективу. Принятие решений ad hoc, для данного конкретного случая, порождает практику «ручного управления», закрепляющую хроническое отставание от логики развития политических, экономических и социальных процессов.
В-третьих, это активизация социокультурного ресурса в создании национальной инновационной экономики. Глобализация все более настойчиво ставит вопросы о введении в масштабе мирового сообщества новых классификаторов и параметров социального развития — геополитических, геокультурных и цивилизационных. Очевидно, что отечественная стратегия инновационного развития не будет успешной без учета уникальных параметров накопленного национального социокультурного капитала.
Простое заимствование чужих образцов не даст ожидаемых плодов без синтеза с цивилизационными и культурными традициями, складывавшимися на протяжении столетий. В этом отношении очень показательны примеры ускоренной модернизации латиноамериканских и азиатских государств. Первые с готовностью приняли все рекомендации извне, натянули на себя «золотой корсет» либерализма, сшили в соответствии с предложенными лекалами институты демократии и рынка. Результаты этого известны. Сделав в 1980-е годы шаг вперед, в 1990-е Латинская Америка сделала шаг назад. Напротив, Япония, новые индустриальные экономики Юго-Восточной Азии и особенно Китай с большой осторожностью отнеслись к бездумному импорту западных институтов и взяли из них только то, что реально сокращало их технологическое отставание от Запада, отбросив все то, что вступало в противоречие с традиционной восточной культурой. Именно благодаря такому продуманному синтезу стало возможным известное «азиатское экономическое чудо» и уже сейчас эксперты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Китай превратится в крупнейшую экономическую державу мира.
Таким образом, заявленный нами новый этап в формировании национальной инновационной политики отражает объективные потребности очередного этапа развития украинского общества и государства. Выход из постсоветского переходного периода 1990-ых, совпавший с ускорением мировых глобализационных процессов и более активной игрой основных игроков на мировых геоэкономических и геополитических площадках, объективно превращает инновационную политику в единственно возможный стержень национального проекта Украины в XXI столетии.
Выпуск газеты №:
№24, (2004)Section
Подробности