Перейти к основному содержанию

Как лебедя, рака и щуку превратить в трех китов

15 апреля, 00:00

Похоже, с каждым днем все больше людей осознает, что путь Украины к процветанию лежит через развитие ее регионов. Об этом красноречиво свидетельствуют и заявления многих политиков, и активное обсуждение этой темы в средствах массовой информации. Но осознание необходимости повышения роли регионов — это лишь первый шаг. Следующим шагом должна стать разработка концепции региональной политики. И вот тут-то, похоже, случилась пробуксовка. Концепций, подготовленных различными фондами, центрами и союзами немало, но все они служат иллюстрацией к известной истине — количество далеко не всегда переходит в качество.

В чем причина пробуксовки? Ответить на этот вопрос несложно. Чтобы двигаться дальше, нужно, во-первых, знать конечное место назначения, то есть иметь абсолютно четкое представление о том, какими мы хотим видеть регионы Украины после реформирования. А во-вторых, знать маршрут, то есть иметь детально разработанный, конкретный план действий. Проще говоря, нужно исчерпывающе ответить на два вопроса: что мы хотим получить в результате региональной реформы и каким образом мы это можем получить.

К сожалению, предлагаемые ныне концепции при всей их ценности не содержат исчерпывающего ответа ни на один из этих вопросов. Давайте проанализируем наиболее слабые стороны этих документов и подумаем о том, как превратить их в сильные.

Первое, что бросается в глаза — их декларативность. Большинство концепций выглядят как набор правильных и красивых лозунгов, под которыми каждый готов подписаться, но вот как их воплотить в жизнь — одному Богу известно. При этом не указываются ни мотивировки того, почему именно эти цели являются приоритетами реформы, ни механизмы их достижения.

Неясность целей влечет за собой вполне закономерный результат: нередко предлагаемые документы можно назвать концепцией регионального реформирования только с большой натяжкой. На самом деле это не более чем перечень правовых, финансовых, социальных и прочих мер по улучшению ситуации в регионах. А суть иных концепций можно выразить формулой: «каким нам хотелось бы видеть регион, и что для этого должны сделать другие» (выделено мной. — А.К. ). Но эти самые «другие», которым авторы-теоретики делегируют право реализовать их концепцию на практике, имеют свои собственные и зачастую кардинальным образом отличающиеся взгляды на реформу. Если концепцию в таком виде принять и начать реализовывать, то в итоге неизбежно получится классическая ситуация: «лебедь, рак и щука». С соответствующим результатом.

К тому же результату неизбежно ведет и еще одна особенность этих концепций — узкопрофессиональность.

Их авторы, как правило, либо юристы, либо экономисты. Как известно, и экономика, и юриспруденция — науки весьма не простые. И очень мало найдется гениев, способных быть профессионалами в обеих.

А между тем в идеале концепция должна быть понятна не только представителям этих двух профессий, но и — прежде всего! — политикам. Ведь именно они возглавят процесс региональной реформы, и именно на их плечи ляжет вся ответственность за его результаты. И уж, само собой разумеется, эта концепция должна быть понятна народу, широким массам. Ибо без их поддержки реализовать ее будет просто невозможно.

Еще одна проблема, блокирующая создание пригодной к реализации концепции, — отсутствие в нашей стране общей теоретической базы для проведения региональной реформы. Задумайтесь, даже самое ключевое слово проблематики — «регион» — трактуется по-разному: одни именуют так район, другие — область, третьи — географические части Украины.

В итоге неизбежно возникает путаница и неразбериха.

Еще один фактор, обрекающий нынешние концепции на вечную жизнь на бумаге, — на проведение реформы требуются дополнительные ресурсы. Но ведь ни для кого не секрет, что в государственной казне — хоть шаром покати. И наполнится она только тогда, когда будет проведена региональная реформа и разбогатеют регионы. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только одним способом: задействовав не финансовый, а интеллектуальный ресурс. То есть применив оптимальный, основанный на научном анализе подход к использованию нынешних возможностей каждого конкретного региона.

Унифицированный подход в региональной политике привел к печальному эффекту: из 25 областей Украины лишь 5 способны себя обеспечить, остальные 20 дотируются из госбюджета. Но ведь все регионы разные! По отношению к каждому нужен индивидуальный подход, учитывающий его конкретную специфику, дабы с наибольшей пользой использовать местные ресурсы. Я уверен, что если таким образом подойти к раскрытию потенциала каждого региона, то в Украине вскоре практически не останется дотационных областей.

Да, собственно говоря, иного выбора нам и не оставляет жизнь. Денег в госбюджете на реформу, как уже говорилось, нет и не предвидится. Но даже если бы они и нашлись, это не гарантировало бы эффективности реформы. В то время как реформирование на основе оптимизации уже имеющихся ресурсов просто обречено на удачу. Ведь в нем заинтересованы практически все: региональная политическая и бизнес- элита, поскольку у первой при этом усиливается влиятельность, а у второй — повышаются доходы. Центральная власть — потому, что возрожденные регионы не только перестанут «выбивать» деньги у правительства, а наоборот, увеличат поступления в госбюджет. И, естественно, рядовые граждане — ведь уровень благосостояния их резко возрастет.

Отсюда выводы. Решить эту задачу можно лишь одним путем: разрабатывать концепцию должна команда единомышленников — представителей различных профессий. Это раз. Разработчики концепции должны активно участвовать в ее реализации. Это два. И реализация концепции должна базироваться не на требовании новых затрат из госбюджета, а на оптимизации использования уже имеющихся ресурсов и индивидуальном подходе, учитывающем особенности каждого региона. Это три. Именно эти факторы являются теми «китами», без которых ни одна концепция региональной политики не будет жизнеспособной.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать