«Минск-2». Последствия...
Верховная Рада продолжила на год закон об особенном порядке местного самоуправления в ОРДЛО
Перед поездкой в Париж на встречу «нормандской четверки» президент Украины Владимир Зеленский неоднократно заявлял, что закон о так называемом особенном статусе Донбасса, действие которого заканчивается 31 декабря 2019-го, пролонгироваться не будет, и что вместо него украинская власть подготовит новый закон. Правда, глава государства уточнял, каким именно будет данный закон, станет ясно после встречи лидеров четырех государств.
Но во время переговоров во французской столице, ситуация изменилась. На итоговой пресс-конференции Президент Украины уже заявил журналистам, что закон об особенном статусе Донбасса «нужно продолжить». «Тем более, так записано в Минских договоренностях, что мы должны согласовать со всеми сторонами в ТКГ. Данный закон уже есть. Мы его продолжаем, но он временный — на год», — прибавил Зеленский.
И вот буквально через три дня Верховная Рада конституционным большинством (320 «за») проголосовала за это решение. Действие закона об особенном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей продолжено до 31 декабря 2020 года (включительно). Поддержали: «Слуга народа» — 220, «ОПЗЖ» — 34, «Евросолидарность» — 23, «За будущее» — 16, «Доверие» — 14, внефракционные — 13. «Против» принятия законопроекта проголосовали 18 нардепов фракции «Голос», 1 депутат от «Батьківщини» (15 депутатов от этой фракции воздержалось).
Напомним, что этот закон Верховная Рада приняла еще в сентябре 2014 года (вступил в силу 18 октября 2014 года) со сроком на три года. Впоследствии парламент неоднократно продолжал на год срок действия данного закона. Последний раз 4 октября 2018-го ВР пролонгировала до 31 декабря 2019-го.
Еще в канун нормандского саммита президент России Владимир Путин говорил о том, что Украина должна продолжить действие закона об особенном статусе, причем на постоянной основе. И, похоже, украинская сторона пошла на уступки. «Я ответил честно (лидерам «нормандской четверки», которые спрашивали украинского президента, почему, по его мнению, закон следует продолжить на год, а не на пять или десять — ред.), что мы не знаем, что будет через пять лет и через десять, а год — это нормально», — рассказал Зеленский журналистам (ukrinform.ua).
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОЛОНГАЦИИ ЗАКОНА ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ ДОНБАСА ОБЪЕДИНИЛ БОЛЬШИНСТВО ПАРЛАМЕНТСЬКИХ ФРАКЦИЙ И ГРУПП,В ЧАСТНОСТИ ФРАКЦИИ «СЛУГА НАРОДА» И ОПЗЖ
Но закон об особенном статусе Донбасса имеет один важный предостережение. Документ предусматривает, что особенный порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса начинает действовать лишь «после выполнения всех условий, изложенных в статье 10 закона (переходные положения), в частности в части, касающейся выведения всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников из территории Украины».
Слава Богу, однако это не разрешает проблему в комплексе. К сожалению, в Минских договоренностях заложены «мины», которые сложно обойти. Тот же закон об особенном статусе Донбасса, который предусматривает в частности создание «отрядов народной милиции», является частью Минских договоренностей. Процитируем, например, 9-й пункт из Комплекса мероприятий по выполнению Минского протокола:
ФРАКЦИЯ «ГОЛОС» ГОЛОСОВАЛА «ПРОТИВ» ПРОДОЛЖЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ ДОНБАССА.ПО СЛОВАМ ЛИДЕРА ПАРТИИ СВЯТОСЛАВА ВАКАРЧУКА,ЗАКОН НЕ ОТВЕЧАЕТ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ И ПОДРЫВАЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС-КАКУЮ ТОГДА АЛЬТЕРНАТИВУ ПРЕДЛАГАЮТ В «ГОЛОСЕ»?
«Возобновление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, что должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) до конца 2015 года при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы».
О чем же идет речь в пункте 11?
«Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу до конца 2015 года новой Конституции, которая предусматривает ключевым элементом децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особенном статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мероприятиями, отмеченными в примечании, до конца 2015 года».
Ну и для полной картинки, наведем примечания:
«Такие мероприятия в соответствии с Законом «Об особенном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
• освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
• право на языковое самоопределение;
• участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
• возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
• государство оказывает поддержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
• содействие со стороны центральных органов власти трансграничного сотрудничества в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
• создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
• полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины данным законом, не могут быть досрочно прекращены».
Читатели, конечно, могут в очередной раз заглянуть и полностью прочитать Минские договоренности. Но суть их понятна. В сущности, те, кто сегодня громче всего кричат «нет капитуляция!», сами же и заложили эту капитуляцию в 2014—2015 гг.
Поэтому Украине сегодня для решения проблемы крайне важно найти дополнительные возможности. Как раз на днях представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе Алексей Резников заявил, что украинская сторона подготовит предложения относительно изменения Минских соглашений к следующей встрече лидеров стран «нормандского формата», запланированной на март 2020 года.
«Мы точно напишем эти предложения (до следующей встречи. — Ред.), они даже были в инициативах Президента Украины (Владимира Зеленского — ред.) готовы. Но за тех четыре месяца наши ожидания, что даже те домашние задания, о которых договорились стороны... можно сделать до марта», — рассказал Резников (hromadske.ua). Он выразил убеждение, что существующие Минские соглашения нужно пересмотреть для того, чтобы «они сработали». Подготовленную редакцию соглашений потом обсудят с политическими советниками и министрами иностранных дел четырех стран-участниц «нормандского формата».
От того, удастся ли Украине добиться пересмотра Минских договоренностей или изменения «нормандско-минского формата», в действительности, зависит возможность и успех относительно деоккупации наших территорий. Это сверхсложный вызов, ради которого нужно мобилизовать все умные силы в Украине.
Выпуск газеты №:
№230-231, (2019)Section
Подробности