Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

На системном изломе

Геннадий ДРУЗЕНКО: «Моя миссия заключается в том, чтобы перенести акцент с опеки над нацменьшинствами на сотрудничество с ними»
10 июля, 11:11

Геннадий Друзенко — юрист, специалист по европейскому и конституционному праву, переводчик, публицист и активный общественный деятель. Широкой публике Друзенко стал известным во время зимних событий на Евромайдане. 18 июня 2014 он был назначен Правительственным уполномоченным по вопросам этнонациональной политики. На своей должности Геннадий Друзенко задает тренд для государственных служащих нового поколения — он открыт для общения и подотчетный народу Украины. На своей странице в «Фейсбуке» пан Геннадий постоянно рассказывает о своих шагах в новой должности и делится своими мыслями в «Заметках инсайдера». «День» пообщался с Геннадием ДРУЗЕНКО и узнал о его первых впечатлениях на должности Уполномоченного и об актуальных проблемах в сфере этнонациональной политики Украины.

***

— Моя должность существует в экспериментальном формате с высоким статусом, но с небольшим аппаратом и без финансового ресурса. Моя функция — посадить представителей всех национальных меньшинств и этносов за круглый стол принимать взаимоприемлемые системные решения и лоббировать их в правительстве. Я для себя это сформулировал так: коммуникация, координация, кооперация.

Мы живем на системном изломе — есть ощущение, что старая система не выдерживает новых вызовов, и чтобы эти вызовы принимать, нужно работать по-новому. Необходимо упрощать систему, повышать ее эффективность, больше аутсорсить, чем полагаться только на должностных лиц. Нужны перемены — упрощение, эффективизация и дерегуляция. Очевидно, правительству нужно научиться использовать энергию и ресурс, который мы увидели на Майдане, принимать людей и гражданское общество как партнера, а не как подопечного.

На уровне Кабмина чувствуется готовность работать и большая открытость, нежели та, которая была во времена Януковича, но часто происходит «обучение на ходу», как работает система. Новые политики понимают, что нужно что-то менять, и старый аппарат работает по заданным алгоритмам предыдущей власти, и сохраняется проблема длинных бюрократических алгоритмов. Процедуры принятия решений слишком затягиваются ради решения оперативных вопросов. Но правительство живет в режиме чрезвычайной ситуации: военный фронт и экономические неурядицы отнимают очень много времени. Я думаю, что эти проблемы бюрократии должны решиться не дольше, чем через месяц, когда можно будет запустить механизмы, направленные больше на ресурс национальных обществ, нежели на ресурс государства.

В каком состоянии сегодня пребывает сфера взаимоотношений между государством и национальными меньшинствами?

— Благодаря украинской модели взаимоотношений между сообществами даже те национальные общины, у которых имеется напряженность у себя на родине, в Украине уживаются очень мирно. Основная проблема в том, что взаимодействие между Украинским государством и национальными общинами сводилось к выделению последним ресурсов на книги, национальные мероприятия и пр., но такое патерналистское отношение на сегодняшний день невозможно в силу отсутствия финансовых ресурсов в бюджете. Моя миссия в том, чтобы перенести акцент с опеки над меньшинствами на сотрудничество с ними и ускорить процесс создания политической нации. Независимо от национальной принадлежности, все, кто проживает в Украине, должны понимать ответственность за это государство, а не только ответственность государства перед ними.

В условиях, когда Россия фактически ведет войну против Украины, как складываются отношения с россиянами, живущими в нашем государстве?

— Есть проблема, поскольку российская идентичность, в отличие от всех остальных меньшинств, проживающих в Украине, довольно часто имеет амбицию тотальности. В современном мире человек сочетает в себе разные идентичности. Можно быть евреем, буковинцем, черновчанином и в одинаковой степени чувствовать себя украинцем. И у человека не возникает внутреннего конфликта. А вот внутренняя российскость у людей исключает любую другую параллельную идентификацию. И эта одномерность дает о себе знать: люди не понимают, что быть украинцем — не означает забыть русский язык или повесить портрет Бандеры. К сожалению, болезнь так запущена, что сейчас на Донбассе в связи с этим действуют «хирурги»-силовики. Но по завершению АТО нужно начинать говорить с местными жителями, что их будущее зависит от них самих, а не от Киева: какого они выберут мэра, сколько инвестиций привлекут, какие культурные события будут проводить.

Как только сохраняется лояльность к Украинскому государству, мы начинаем поддерживать многообразие, поскольку Украина никогда не была империей, и это многообразие вчеканено в украинскую идентичность. Представить Украину моноэтнической — это что-то мифическое и противоречит столетиям нашей истории. Наша ментальность предполагает единство в широком многообразии. А многообразие не может существовать без единства, ведь тогда не будет и государства.

После аннексии Крыма Российской Федерацией крымские татары попали в трудное положение. Каким образом ваше ведомство помогает крымскотатарскому народу жить во время оккупации?

— Крымские татары сегодня оказались в фокусе внимания международного сообщества, украинского правительства и региональных элит, ведь они находятся в сложном положении: с одной стороны они — коренной народ, с другой — внутренние беженцы.

Мы поддерживаем их как представителей коренного народа и рады видеть их в Совете межнационального согласия, который находится в процессе формирования и наполнения представителями разных национальных меньшинств Украины.

Как Украина, налаживая взаимоотношения с национальными меньшинствами, может улучшить свой имидж на международной арене в нынешние трудные для нашего государства времена?

— Украина является подписантом двух основополагающих документов в этой сфере, в первую очередь — Декларации ООН относительно лиц, принадлежащих к национальным, этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также Рамочной конвенции о правах национальных меньшинств Совета Европы. Украина всегда выполняла свои обязательства, и единственный языковой вопрос раздувался искусственно. Наше желание жить в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном государстве должно быть не только отчетом о наших достижениях, но и примером для Европы. Это наша сильная сторона, когда мультикультурализм не нуждается в создании, как это происходило в Европе. У нас эта модель сочетания и взаимообогащения гармонично существует в течение веков украинской истории. Нужно о ней говорить, к ней апеллировать, подпитывать и промоутировать.

Занимаетесь ли вы вопросами украинцев за рубежом? Ведь в последнее время часто происходят нарушения прав наших сограждан Российской Федерацией.

— На этапе подготовки постановления о введении данной должности нам удалось убедить правительство назначить Уполномоченного не по вопросам меньшинств, а по вопросам этнонациональной политики, поскольку любое отношение правительства к нацменьшинствам должно балансировать с политикой по отношению к украинскому народу. Соответственно, связи с украинцами за рубежом входят в сферу этнополитики, и здесь мы должны наладить эффективное взаимодействие с МИД.

Сейчас в России происходит нарушение прав украинцев по этнонациональному признаку, и мы этот вопрос будем ставить как на двустороннем уровне, так и на уровне международных организаций, и МИД здесь играет ключевую роль.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать