Сквозь призму государственного лидерства
Индустриальный взгляд на внедрение стандартов НАТО в Украине
Много разговоров ведется о внедрении стандартов НАТО в Украине. Но неправильно будет считать, что это касается только военных, преимущественно операционных и полевых, стандартов. Индустриальные стандарты Альянса, которые включают стандарты жизненного цикла вооружения и военной техники, технические/технологические и другие стандарты, являются не менее важными, чем сугубо военные. Их имплементация в Украине нуждается в серьезных усилиях на уровне государственного лидерства.
Важно отметить, что одним из базовых индустриальных стандартов Альянса является то, что промышленность по своей природе руководствуется бизнес-процессами и моделями, которые возвращают инвестиции и прибыль акционерам. Почему-то об этой принципиальной вещи либерально-экономической модели у нас как-то умалчивают. Нужно не молчать, а максимально хорошо использовать ее преимущества, которые не следует путать с выборочными подходами и коррупцией.
Оборонная индустрия смотрит на государственное лидерство сквозь призму государственной оборонной политики и конкретных действий по ее реализации, в первую очередь направленных на развитие целесообразных оперативных возможностей войск (сил). Безусловно, положения государственной политики в сфере ОПК должны быть направлены на создание эффективных, в то же время взаимоувязываемых с соответствующими государственными процедурами, регуляторных условий для производства целесообразной, учитывая потребности обороны, продукции оборонного назначения и двойного использования. Важно, чтобы в разработке этой политики оборонная индустрия не оставалась в стороне. Привлечение не только правительственных рабочих групп, но и более широкого круга представителей заинтересованной промышленности, в сущности, является гарантией прямых инвестиций в реализацию политики после ее утверждения. Кроме того, политика нуждается в периодическом обновлении, поскольку темпы развития оборонных технологий чрезвычайно высоки. Следовательно, важным является отклик от промышленности относительно эффективности текущей политики в сфере ОПК и возможность внесения в нее своих корректив. Для Украины это серьезный вопрос, который нуждается в решении.
В рамах имплементации упомянутой политики правительство должно иметь четкое виденье, какие именно оборонные возможности нужны государству, что должно быть отображено в публичных программах их развития. Безусловно, технические требования и спецификации могут быть закрытыми, но предмет закупки и его генеральное описание должны быть доступными для любого индустриального игрока независимо от его размера, оборота или прибыли — это одно из ключевых условий мотивирования инвестиций. Кстати, на Западе лучшие инновационные разработки с точки зрения соотношения эффективность/стоимость демонстрируют так называемые SME (Smalland Medium Enterprises) — малые и средние предприятия. Не плохо было бы нашему правительству изучить и внедрить этот опыт.
Кроме того, для активного привлечения и конкурентного развития технологий и производственной базы промышленность должна быть уверена в гарантированном финансировании заказанных государством работ, образцов и систем. Ненормальной с точки зрения бизнес— и технологических процессов является практика задержки оплаты выполненного государственного заказа. К сожалению, эта проблема в Украине является крайне острой, ее решение нуждается в целевом государственном лидерстве.
Важность технологически-индустриальной составляющей в войне новой генерации (гибридной войне) у нас еще недостаточно идентифицирована, хотя в действительности ход и результат продолжающегося гибридного противостояния во многом будет зависеть именно от технологического преимущества. Хочется верить, что проверенные и отточенные десятилетиями западные подходы и алгоритмы государственно-частного партнерства в сфере обороны заработают и в Украине. В первую очередь это требует государственного лидерства и воли. Без этого никуда
Индустриальные компании заинтересованы в разработке стандартов жизненного цикла вооружения и военной техники, совместимости образцов, технических/технологических, в частности терминологических стандартов, часто инвестируя свое время и ресурсы, чтобы спроектировать эти стандарты. Но эта дорога должна быть с двусторонним движением, где правительственное лидерство в координация стандартизации могут стать ключевым двигателем для внедрения высокотехнологических оборонных решений. К сожалению, иногда государственный заказчик не готов к конструктивному разговору о стандартизации. Конечно, это непростой вопрос, учитывая человеческую инерцию. Но советские регламентные кальки не работают по отношению к развитию и внедрению искусственного интеллекта, машинного обучения, синтетических апертурных и многих других новейших технологий, ведут к недостатку интереса или инвестиций. В целом это ограничивает развитие и прогресс отрасли. То есть важность установления конкретных технических/технологических стандартов должна быть определена на правительственном уровне и во взаимодействии с ОПК направлена на конкретные результаты. Не нужно изобретать велосипед — во многом могут помочь соответствующие STANAG НАТО.
Тип работы, выполняемой компаниями с должным квалифицированным персоналом по внедрению инновационных оборонных решений должен быть отражен в оборонных государственных научно-исследовательских институтах. Важно, чтобы такие оборонные научно-исследовательские институты и военные структуры имели хорошие связи с промышленностью, а концепции и прототипы могли быть подтверждены и направлены не только на развитие боевых или оперативных возможностей, но и живучесть соответствующих систем. Это нуждается в создании благоприятных условий для демонстрации технических решений уже на уровне начальных прототипов, с тем, чтобы в последующем не тратить попусту время и ресурсы, корректно учесть рекомендации государственного заказчика и обеспечить их последующее внедрение в конечное изделие.
Не менее важным является вопрос, связанный со знаниями и навыками о практическом применении новейших образцов вооружений. Операционным планировщикам нужно иметь такой уровень технических знаний, который позволяет понимать операционные/боевые свойства и тактико-технические преимущества конкретных образцов на поле боя, а также их технические ограничения. Операторам образцов следует знать технический/технологический принцип действия конкретных образцов, как устранить определенные отказы системы, в первую очередь от неправильного ее использования, и боевые повреждения. В то же время они должны иметь твердые практические навыки подготовки к применению и управлению образцом в разных ситуациях. Все это нуждается в отображении в соответствующих требованиях к военному и гражданскому персоналу оборонных структур, руководящих документах и правилах, а также в системе обучения и тренинга.
Аспект образования и тренинга является крайне важным. Бывшая советская система подготовки кадров, которая включает военное образование, оперативную и боевую подготовку, нуждается в замене на принятую в НАТО ETEE System (Education, Training, Exerciseand Evaluation), то есть систему, которая органично совмещает Образование, Тренинг, Обучение и Оценку. Переход на эту систему позволит персоналу оборонных структур получить и развивать целевое профессиональное понимание и навыки, иметь необходимые практические навыки, а также, незаангажированно оценить профессиональный уровень, как индивидуальный, так и групповой, в том числе и в ходе командно-штабных учений и учений с привлечением войск (сил).
Следующие индустриально ориентированные элементы ЕТЕЕ НАТО могут быть полезными для Украины:
— обучение (военная академия, колледж, университет) должно включать пути интеграции технологий в оборонные структуры и военные миссии, включая аспекты совместимости; индустриальные и бизнес-концепции создания образцов вооружения и военной техники; руководящие принципы, рамки и правила сотрудничества с промышленностью в рамках государственной политики, доктрин, организации, обучения, материального обеспечения, руководства, персонала и инфраструктуры;
— краткосрочные тренинги/курсы, нацеленные на подготовку персонала тактического, оперативного и стратегического уровня к применению изделий и систем (от базовой подготовки до разных видов индивидуального и коллективного обучения); практическое сотрудничество с отраслями оборонной индустрии, начиная с фазы преддизайна и заканчивая утилизацией; технические стандарты и методы сертификации, верификации и валидации изделий;
— промышленная фаза учений в оборонном секторе, направленная на демонстрацию/проверку возможностей изделий и систем, а также на обратную связь военных в контексте усовершенствования тех или иных образцов. Такая фаза могла бы стать частью учений по реагированию на кризисные ситуации, командно-штабные и с привлечением войск (сил);
— практика самообучения персонала, направленная на овладение знаниями в области современных технологий и общей с индустрией терминологией, а также обеспечение эффективного применения изделий/систем и вынесение эксплуатационных и операционных уроков;
В НАТО хорошо работает система тренингов военных на производстве. Это когда военные непосредственно в индустриальной среде получают технические знания об образце или системе, включая технические свойства (характеристики), алгоритмы и ограничения, а также практические навыки использования изделий/систем в соответствии с техническими спецификациями. Одним из ключевых преимуществ такого тренинга является то, что те или иные действия обучающихся мониторятся и корректируются опытными инженерами-разработчиками образца. В НАТО контракты на закупку образцов вооружения и военной техники обязательно включают тренинг личного состава. Конечно, это несколько увеличивает цену оборонного контракта, но опыт стран Альянса доказал, что это лучшая гарантия предотвращения тяжелых последствий и потерь от ошибочного поведения пользователей, а также эффективный путь экономии эксплуатационных ресурсов.
К сожалению, важность технологически-индустриальной составляющей в войне новой генерации (гибридной войне) у нас еще недостаточно идентифицирована, хотя в действительности ход и результат продолжающегося гибридного противостояния во многом будет зависеть именно от технологического преимущества. Хочется верить, что проверенные и отточенные десятилетиями западные подходы и алгоритмы государственно-частного партнерства в сфере обороны заработают и в Украине. В первую очередь это требует государственного лидерства и воли. Без этого никуда.
Выпуск газеты №:
№212, (2018)Section
Подробности