«Восток пробуждается...»
Лидер Норильского восстания в лагерях ГУЛАГа в 1953 году Евгений ГРИЦЯК — о памятниках в головах— Восток пробуждается. Постепенно, первыми несмелыми шагами начинает ментально перерождаться из УССР в Украину, — говорит Евгений ГРИЦЯК. — И демонтаж самого большого памятника Ленину в стране в Харькове — очередной факт этого «пробуждения». «Вождь» так сильно был вмонтирован в мозги людей, которые живут на востоке страны, что без него они просто не могли жить, как без Бога. Ленина, без преувеличения, противопоставляли Богу. Да, сегодня очень болезненно люди с востока реагируют на демонтаж. Но лучше это сделать позже, чем никогда. Помню, что памятник Ленину в Коломые валили еще при советской власти. Но она на Галичине уже фактически не действовала. Важная деталь: пьедестал под памятник был заложен из надгробных плит еврейского кладбища. Люди четко определили государственнический курс развития свободной страны в 1990-х. Нужно было четверть века прождать, чтобы эта волна дошла до Харькова. При каких обстоятельствах это произошло? Какой будет первая реакция местных царьков? Все это — третий вопрос. Это — ориентир для будущего, поэтому волна эмоций сегодняшних недовольных — второстепенный вопрос. Нужно всех кто против понять... и простить. Кто и что бы об этом ни говорил, украинцам, как писал Павел Тычина, «треба своє робить!».
Вспоминаю, что в нашем лагере в Норильске был заключенный из Ленинграда, который постоянно повторял, что в Москве давно нужно все памятники уничтожить и поставить лишь один... Гитлеру. Сегодня эта мысль выглядит не такой уже бессмысленной. Ленин разрушал не памятники, а живых людей. И мы должны об этом помнить, активно избавляясь от этих «культурных достижений», которые, между прочим, излучают негативную энергетику. Надеюсь, что я еще увижу Украину без единого памятника тоталитаризма.
Досадно, что за годы независимости в Украине практически никто не занимался десоветизацией. Результат такой идеологической бездеятельности — четверть столетняя «пауза» между Львовом и Харьковом. В прошлом году прошла 60-летняя годовщина Норильского восстания. Эту знаковую дату, убежден, нужно было всячески использовать в качестве символа нашей общей борьбы. Но на государственном уровне почти ничего не было. Если бы не общественные активисты и «День», дата прошла бы практически незамеченной. Но сегодня я провожу параллели между тем, что произошло в Норильске и нынешними событиями на Донбассе. Конечно, не прямые. Во время Норильского восстания 1953 года за свою свободу и права боролись представители 66 наций. Все нации восстали, и борьба пошла единым фронтом. Мы боролись, хотя и не верили, что победим. Много было таких, кто знал, что нас просто перестреляют. Я придерживался мнения, что лучше уж быть расстрелянным, так как жить и работать там — нестерпимо. Если от работы, голода и холода там преждевременно не умер, то какая жизнь в перспективе? Выехать никому не давали. А жить ради того, чтобы строить советский режим, — желания не было. Мы боролись за свое будущее и будущее своих в перспективе свободных стран. Сегодня в этой борьбе нам должны помочь мыслящие силы всех стран, в частности России. Ведь Москва уже даже не скрывает, что хочет уничтожить Украину. Нет такого врача, который вылечит мой пессимизм. Как говорил один польский писатель, пессимист — это оптимист с жизненным опытом. А я имею такой персональный жизненный опыт (в плане отношения России к Украине на примере конкретного человека), которого бы никому не пожелал. У меня нет иллюзий относительно того, что Россия пойдет на уступки или передумает. Или что мы сможем легко одержать в борьбе победу. Россия — очень мощная и агрессивная страна. За всю историю она воевала 132 года, и всего 6 — оборонялась. Остальные — агрессивные войны. Есть там пробуждение, отдельные люди оказывают сопротивление, выходят на марши... На «живую» Россию и несокрушимых дух Украины — мои самые большие надежды.
Выпуск газеты №:
№181, (2014)Section
Подробности