Праведный Апостол
5 ноября православные и греко-католики отмечают день памяти апостола Иакова — «брата Господнего во плоти», как называют его евангелисты, как пишут церковные календари. Апостол несколько раз упоминается в Новом Завете — одним из первых ему явился воскресший Христос, а «после Вознесения Спасителя апостолы не стали соревноваться за славу, но избрали иерусалимским епископом Иакова Праведного» (историк IV ст.). Это случилось во время, когда Иерусалим был самым крупным и наиболее известным центром новорожденного христианства. Как известно, после Пятидесятницы апостолы разошлись по миру проповедовать веру христианскую; возвращаясь же из своих миссионерских путешествий, они в первую очередь шли к дому Иакова — будто отчитываться. Согласно «Деяниям святых апостолов», Брат Господен (а не Петр или Павел) председательствовал на Иерусалимском апостольском соборе 51 года — предтече всех последующих христианских соборов.
Апостола Иакова традиционно называют Праведником; праведным его считали не только христиане, но также иудеи, потому что он неуклонно следовал предписаниям Ветхого Завета — в первом столетии христианство еще не окончательно отделилось от иудаизма. Вскоре, однако, драматические обстоятельства (восстание, Иудейская война с Римом) ускорили разрыв — к христианам, как и к другим «отступникам» от ортодоксального иудаизма, начали относиться очень враждебно. И в 63 году, согласно Писанию, апостол Иаков погиб мученической смертью — рассвирепевшая толпа сбросила его с крыши Иерусалимского храма, а потом добила камнями. Именно день его гибели отмечается 5 ноября, хотя в историческом смысле эта дата, разумеется, условна.
С апостолом Иаковом связана одна из загадок Нового Завета — что означает выражение «брат Господен во плоти»? Ведь Господь — Иисус не был сыном плотника Иосифа, а его мать Мария имеет титул «Приснодевы», то есть она оставалась девой до самой смерти. Между тем в Евангелиях упоминаются братья и сестры Иисуса. Вот как евангелист Матфей пишет о том, как удивлялись земляки уму Иисуса: «Откуда у Него эта мудрость и силы чудодейственные? Разве Он не сын плотника? Разве мать Его не Марией зовется, а братья Его — Иаков и Иосиф, и Симон, и Иуда? Разве сестры Его не все с нами? Откуда же Ему все это?» (13, 54—56). Некоторые богословы и историки считают, что упомянутые братья и сестры являются детьми Иосифа, мужа Марии, от первого брака. Но почему тогда Иаков именуются в Новом Завете «братом во плоти» Иисуса?
Существует еще одно научное объяснение. Дело в том, что Новый Завет, Святое Писание, Символ веры, христианская догматика и др. формировались не один год и не одно столетие. В частности, «статус» Девы Марии как Богоматери был окончательно и официально признан вселенской Христианской церковью после ожесточенных христологических (относительно природы Сына Божьего) дискуссий только в конце IV века. А до этого значительная часть христиан верила в то, что после Иисуса Мария родила еще несколько детей — от Иосифа. Однако в IV в. тексты Нового Завета уже были каноническими, неизменными.
Недавно мир облетела научная сенсация, связанная с апостолом Иаковом. Французский лингвист Андре Лемер обнародовал в американском археологическом Библейском журнале сообщение о том, что в его руки попал старинный сосуд (оссуарий), в котором на Востоке когда-то хранили кости умерших. На сосуде сохранилась сенсационная надпись на арамейском: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Лингвист передал находку для исследования двум израильским ученым, которые с помощью самых современных анализов установили возраст оссуария — более 19 столетий. Вспомним, что общепринятая дата смерти апостола Иакова — 63 год нашей эры. Какое доказательство, какое подтверждение земного существования не только Иакова, но и — главное — Иисуса из Назарета!
Не все, однако, так просто. В первом веке в Иерусалиме проживало около 40 тысяч людей, а ветхозаветные имена Иисус, Иосиф, Иаков были довольно распространены. Ученый подсчитал, что по теории вероятности в то время в Иерусалиме могли жить где-то 20 человек по имени Иаков, имевшие брата Иисуса и отца Иосифа. Лемер, однако, утверждает, что на погребальных урнах не было принято писать имена братьев — ему известно только два таких примера. Очевидно и возможно, что брата упоминали только в особых случаях, скорее всего тогда, когда речь шла об очень известном человеке.
Ученые приняли сенсацию осторожно и имеют «определенные сомнения». Так бывает всегда, когда речь идет об археологии, где «редко можно делать выводы с абсолютной уверенностью в их правдивости». Автор открытия также не претендует на достоверность (это удел журналистов), а говорит только о «высокой вероятности» гипотезы. Исследования продолжаются.
Если находка Андре Лемера и ее текст будут признаны аутентичными, то они станут первым научным материальным доказательством того, что Иисус Христос действительно жил и проповедовал в Палестине в первой половине I в. н.э. Впрочем, ни верующие, ни атеисты не нуждаются в каких-то доказательствах историчности или неисторичности Иисуса из Назарета — после 2000 лет христианской эры. Теперь это интересует только ученых.
Выпуск газеты №:
№205, (2002)Section
Украина Incognita