Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Научное исследование народа»

В Киеве представили книгу «Гагаузы Украины»
13 апреля, 16:26

В столице Украины я работаю и живу уже девятый год. И достаточно часто оказывался в ситуации, когда мне приходилось буквально на пальцах объяснять, кто такие гагаузы (я сам являюсь этническим гагаузом). В Одессе, где я учился, с этим было проще, потому что абсолютное большинство этнических гагаузов (около 30 тысяч) компактно проживают на юге Одесской области (историческое название территории — Буджак или Южная Бессарабия). Соответственно информации (учитывая, что многие гагаузы проживают в самой Одессе) в городе хватает. Однако это не снимает проблему нехватки знаний относительно малочисленных народов Украины. И вина здесь не только государства, а часто и самих народов. В данном случае судьба гагаузов и существенных знаний о них находится в первую очередь в их руках.

И в этом контексте появилась положительная новость. На днях в УНИАН состоялась презентация книги «Гагаузы Украины». Конечно, это не первое издание о гагаузах. На сегодняшний день уже выпущены десятки, а может быть и сотни книг и публикаций о происхождении, истории, культуре, языке и традициях гагаузов, особенно на территории Гагаузской автономии в составе Молдовы, где проживает основная часть народа (больше 150 тысяч), однако с таким названием и в таком виде книга подготовлена и печатается впервые. Авторами и составителями книги являются ученые из Украины и Молдовы: кандидат филологических наук, доцент кафедры тюркологии Института филологии КНУ им. Тараса Шевченко Тудора АРНАУТ; научный сотрудник Отдела болгаристики Института культурного наследия Молдовы, сотрудник Академии наук Молдовы Эмилия БАНКОВА; доктор филологии, доцент, сотрудник Академии наук Молдовы, Любовь ЧИМПОЕШ.

В первую очередь, следует отметить, что гагаузы — это тюркоязычный народ (гагаузский язык вместе с турецким, азербайджанским и туркменским входит в огузскую группу тюркских языков), который в отличие от абсолютного большинства тюрков мира исповедует христианство (православие). На современную территорию Буджака гагаузы переселились с Балкан (Болгарии) 200—250 лет тому назад. Предками гагаузов являются племена узов (огузов), которые в X—XI ст. перекочевали из Алтая на Балканы. Часть этих племен поселилась и на территории Киевской Руси, где они назывались торками (вместе с печенегами образовали военный союз черных клобуков, которые защищали южные рубежи киевских земель). 

Особенность издания в том, что оно на самом деле состоит из двух книг: «Гагаузы украинской части Буджака» и «Гагаузы Приазовья».

В книге «Гагаузы украинской части Буджака» авторами было поставлено задание на основе собранных, накопленных архивных и опубликованных материалов, дать в доступной форме информацию о переселении и современном состоянии гагаузских сел Одесской области. Фактически данное издание является справочником с научно-популярным изложением материала. «Так, ученые, которые давали рецензию этой книге, отметили, что это справочник, — комментирует во время презентации Любовь Чимпоеш. — Но он настолько разносторонний, что говорить о том, что это только справочник, нельзя. Он абсолютно для всех — для преподавателей, исследователей, историков, лингвистов и просто широкого круга читателей. Книга готовилась к печати около 5 лет, на основе собранных на протяжении 30 лет материалов. У нас еще очень много архивных и полевых материалов, потому надеюсь, что они также когда-то будут напечатаны в отдельной книге».

«Предки современных гагаузов появились на территории украинской части Буджака в начале XIX века, — говорится в издании «Гагаузы Украины». — Их поселения, сохранившиеся до наших дней, были образованы в 1809—1822 гг. Первыми селами, в которых присутствует гагаузский этнический элемент, основанными в современной Одесской области, стали: Кубей (1809), Курчи (1811), Каракурт (1811), Болбока (1812), Эникиой (1818), Эски Троян (до 1818), Саталик-Хажди (1818), Дмитровка (1821). Судя по более поздним сведениям, большое количество гагаузов проживало в поселке Табаки, основанном не позже 1818 г., а также в г. Болград (в 1821 г.)».

«В регионе Буджака, куда переселились гагаузы в кон. XVIII — нач. XIX ст., до этого на протяжении около четырехсот лет жили ногайские татары, находившиеся под Османской империей, — подчеркивает Любовь Чимпоеш. — После завоевания этих земель Российской империей, ногайские татары были переселены оттуда, в частности в Крым и Приазовье. Поэтому большинство топонимики в южной Бессарабии — тюркская. Соответственно, когда гагаузы переселились на эти земли, они оставили старые названия поселений (болгары также). С приходом советской власти на украинскую часть Буджака, названия поселков были переименованы».

Вторая книга подготовлена на основе экспедиционных материалов по гагаузским селам Запорожской области. «Экспедиция была организована еще в 1987 г. отделом гагаузоведення Академии наук Молдавской ССР, — рассказывает Любовь Чимпоеш. — Мы были во всех гагаузских селах Приазовья и собрали всю информацию, которую могли (фольклор, легенды, истории, воспоминания...), о материальной культуре, народных промыслах, фотографиях героев... Когда мы вернулись, подготовили материалы, но с того времени так и не было возможности их издать. И я очень рада тому, что хоть и через 30 лет, но нам удалось опубликовать данные нашей работы». 

«В 1856 г. часть Южной Бессарабии переходит под юрисдикцию Молдавского княжества (в результате поражения России в Крымской войне 1853—1856 гг.), — говорится в книге. — В его состав из нынешней части украинского Буджака попадают, в частности, гагаузские села Болбока, Курчи, Эски Троян, Эникиой, а также Табаки и Болград со значительной частью гагаузского населения. Это вызывает переселение части гагаузов и болгар с данных земель на территорию Российской империи, которые в 1860—1861 гг. поселяются в Приазовье. Среди переселенцев в Приазовье были также гагаузы из Дмитровки, Александровки (раньше Саталик-Хаджи), Вулканешти (в настоящее время районный центр в Гагаузской автономии Молдовы), а также из Кубея, Табак и Болграда, которые создали в современной Запорожской области самостоятельные поселения».

Конечно, в отличие от гагаузов Буджака, которые сохраняют свою идентичность, гагаузы Приазовья на сегодняшний день в силу разных причин фактически ассимилировались, язык и традиции бережет лишь старшее поколение.

Своими впечатлениями во время презентации делится Президент «Союза гагаузов Украины» Василий Келиогло: «Наконец сбылась одна из наших надежд — вышла книга «Гагаузы Украины». Достаточно монолитный труд ученых Украины и Молдовы. Я всех поздравляю, потому что для всех национально-культурных движений Украины это один из позитивных примеров. Это — первая из книг, которая, мы уверены, будет во всех известных библиотеках. Каждый из нас сможет найти в этом издании ценную информацию для себя. И еще хочу сообщить, что у нас в планах — издать эту книгу на украинском и гагаузском языках». 

«Мы уже договорились с турецким посольством в Украине о том, что эта книга будет выпущена на турецком языке, — дополняет Тудора Арнаут. — Почему сначала на русском? Потому что таким образом гагаузы из разных стран (Украины, Молдовы, России...), да и не только гагаузы, смогут ознакомиться с этим изданием. Мы очень хотим и, конечно, надеемся, что совместными усилиями сможем издать книгу на украинском и гагаузском языках. Кстати, есть в планах перевести ее и на английский язык».

Относительно поддержки издания на других языках, высказался заместитель директора Департамента по делам национальностей и религий Министерства культуры Украины Михаил Падюк: «Я думаю, что здесь есть перспектива, нам просто нужно более детально и конкретно это обсудить, в частности, относительно издания этой книги на гагаузском языке». «Несмотря на то, что гагаузское национальное меньшинство не наибольшее в Украине, оно благодаря своей активной гражданской позиции (что касается междунациональных отношений) постоянно находится в эпицентре событий. Надеюсь, исследования и выход книг о гагаузах будут иметь продолжение», — подчеркивает представитель Минкультуры.

«Гагаузская община — одна из активных в Киеве, — поддерживает предыдущего выступающего начальник отдела по вопросам национальностей Департамента культуры Киевской горгосадминистрации Ольга Власенко. — Я благодарна вам за активную позицию — не только через песни и танцы, но и через книги. Это уже совсем другой уровень. Пусть эта книга найдет своего читателя».

Свое слово сказал и представитель Министерства образования и науки. «У меня несколько лет тому назад была возможность (в рамках подготовки отчета относительно выполнения Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств) побывать в гагаузских селах на Одесщине, — рассказывает директор департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Украины Юрий Кононенко. — Это прекрасные люди, хозяева. Там хорошие учебные заведения. Я уже не говорю о гагаузской кухне. Хотя, конечно, в том регионе существуют такие же проблемы, как и по всей Украине. У нас в настоящий момент около 900 детей изучают гагаузский язык в пяти учебных заведениях Одесской области. В этом плане министерство преданно следует нашей Конституции, где сказано, что все дети могут учиться на родном языке или изучать родной язык. А для гагаузов это особенно важно, потому что их численность не такая уже и большая. Здесь важно поддерживать учителей, которые преподают гагаузский язык и литературу. Поддерживать печать книжек. И мы делаем все, что от нас зависит. Очень хорошо, кстати, что удалось провести набор студентов на кафедру тюркологии в КНУ им. Тараса Шевченко по изучению гагаузского языка и литературы. И как историк по специальности хочу сказать — мне очень приятно, что это профессиональная книга. Это не просто справочник — это научное исследование гагаузского народа».

В свою очередь председатель правления общественной организации «Украинская инициатива» Юрий Косенко, который готовил рецензию на издание, отмечает: «Это очень важный комплексный труд, где представлена не просто справочная информация о каждом селе, а собраны народные песни, проза, легенды, стихотворения, имеются архивные данные. Ее ценность заключается в том, что гагаузы компактно проживают в отдельных районах юга Одесской области, соответственно это помогает лучше понимать историю и культуру гагаузов и всего региона. Приятно видеть, что в части полевых исследований есть примеры культурного обмена между украинцами и гагаузами. В частности, речь идет об обрядовых песнях. Конечно, ценной является информация о выдающихся людях, которые проживали в тех или иных населенных пунктах, что также дает возможность лучше понимать историю гагаузов. Радует, что в Украине происходят процессы, которые способствуют сохранению гагаузского языка, культуры. Конечно, проблем еще много, но позитивное движение очевидно».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать