Без правосудия
Фильм «Суд над Чикагской семеркой», из-за ситуации с пандемией вышедший в Интернете, активно обсуждают уже хотя бы потому, что снял его Аарон Соркин — один из лучших кинодраматургов мира. За свои сценарии он имеет все мыслимые награды: «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, «Эмми». Широкому зрителю его имя стало известным после премьеры драмы Дэвида Финчера «Социальная сеть» в 2011, а вот в режиссуре Соркин дебютировал в 2017.
Новый сюжет основан на истории группы из семи подсудимых, обвиняемых федеральным правительством в заговоре и подстрекательстве к беспорядкам, которые произошли в Чикаго во время Национального съезда Демократической партии в конце августа 1968. Демонстранты требовали от политического истеблишмента прекратить войну во Вьетнаме, ежедневно забиравшей десятки жизней американских солдат. Полиция применила чрезмерную силу, было много раненых. Впрочем, правоконсервативная администрация новоизбранного президента Ричарда Никсона рассматривала протесты и, шире, молодежное движение второй половины шестидестых как угрозу национальной безопасности, и поэтому решила устроить показательный процесс.
Соркин-сценарист вновь подтверждает репутацию лучшего; его стремительные, острые, ироничные диалоги узнаются сразу — они, по сути, держат действие на себе. А вот режиссура здесь, по моему мнению, слишком прямолинейна, слишком патетична, что, впрочем, отнюдь не снижает внимания к фильму. «Суд над чикагской семеркой» — своего рода манифест, особенно резонирующий в Америке накануне президентских выборов.
И это, возвращаясь в Украину, один из ответов на вопрос, который у нас решают уже который год — как привести зрителей в зал. Считают, и не без оснований, что народ привлекает историческая тематика, однако почему-то ограничивают ее узким кругом коллизий и героев. Вторая половина ХХ века, например, представлена драмами о диссидентах или об ОУН-УПА. Но сопротивление приобретало самые разные формы. В том числе достаточно массовые, чтобы это было интересно и сейчас. Первое, что приходит в голову — бунт в Кривом Роге в 1963, побоище в Днепродзержинске в 1972, забастовки в Днепропетровске того же года. Об этом мало вспоминают, а про убедительные попытки осмысления на экране или в литературе вообще ничего не известно.
Между тем, многие участники тех событий до сих пор живы. А сколько украинских «семерок» убито, сколько судеб искалечено?
Все они — и живые, и мертвые — все еще не получили настоящего правосудия.