Древнейшая и интереснейшая украинская диаспора
![](/sites/default/files/main/blogposts/andrey_ly_51.jpg)
Там, где Тиса впадает в Дунай, где долгое время проходила граница между Австро-Венгрией и Османской империей, а следовательно — где Запад становится Востоком, где безлесная равнина местами напоминает нашу степь, там, в нынешней сербской Воеводине, живет древняя украинская диаспора. Впервые в местных переписях национальность «русин» упоминается в 1746 году, то есть в следующем году переселенцы будут праздновать 270-й юбилей колонизации. Пришли сюда по приглашению и с разрешения австрийской власти, которая пыталась заселить людьми территории на границе с турками. Поселялись здесь сербы, немцы, украинцы, словаки, румыны, австрийцы, венгры, евреи, создавая мультикультурную провинцию в «лоскутной» империи.
Я побывал в 30 странах, и везде общался с украинцами, поэтому могу утверждать, что руснаки Воеводины — интересная и самобытнейшая ветвь украинской диаспоры. Настолько самобытная, что может считаться отдельным народом. В конце концов, они себя по-другому называют — руснацы, руснаки. Пришли к устью Тисы из бедного и опустошенного восстаниями Ракоци Закарпатья (в широком, тогдашнему смысле — с территории Мукачевской греко-католической епархии, то есть также и с земель нынешних восточных Словакии и Венгрии). Заселили несколько сел и хуторов с центром в Русьском Керестуре, название которого можно перевести как «русьский крест». Стали своеобразным островком среди других национальностей. А было их совсем немного, в лучшие времена — 20-30 тысяч. И — о чудо! — руснаки не исчезли, не растворились за века жизни среди других народов, вдали от Родины. Этот факт поражает особенно на фоне сравнения с Украиной, где русификация и полонизация собирали миллионные урожаи.
А 15 тысяч руснаков выстояли и сохранили свою идентичность. Больше всего помогла им в этом греко-католическая вера, вокруг которой сплачивались, и компактность расселения, ведь жили они преимущественно в своих селах. Жили, кстати, неплохо: Владимир Гнатюк, который в фольклорной экспедиции ездил по руснацким селам на рубеже ХIХ и ХХ вв., писал о богатстве, чистоте и техническом прогрессе в сельском хозяйстве. Очевидно, живя рядом с немцами, украинские переселенцы учились и перенимали опыт, а «пройти стаж» в немецкой семье считалось престижным. И бачванские русины (Бачка — историко-этнографический район Сербии, где они поселились) преуспели не только в возделывании полей, но и в образовании и культуре. Среди них есть академики (например, Юлиан Тамаш не только возглавляет Академию наук Воеводины, но и является членом Украинской АН), писатели, религиозные деятели. Этой маленькой общине украинцев удалось кодифицировать собственный язык, на котором издано почти 500 книг. Кстати, первую его грамматику создал о. Гавриил Костельник, известный церковный деятель, которого советская власть убила во Львове. Сейчас руснаки имеют собственное издательство, газету, литературный журнал, театр, музыкальные группы, программы на радио и телевидении, несколько десятков фестивалей, молодую интеллигенцию.
Бачванские русины не утратили связь с Украиной. Это ярко подтвердили события Карпатской Украины, когда в 1939 году они всячески поддерживали создание украинского государства, а затем приняли у себя эмигрантов оттуда. Сейчас они также интересуются Украиной, и не только седовласая интеллигенция — молодые ученые (Александр Мудри, Борис Варга, Саша Сабадош) разговаривают на украинском, ездят в Украину. Профессор Олег Белей написал для руснацкой общины учебник украинского языка с красноречивым названием «Чуєш, брате мій!». Украинский писатель и репортер Александр Гаврош месяц прожил среди русинов, написав основательную и интересную книгу «Блукаючий народ», которую и сейчас можно найти в магазинах. А после прочтения — загореться идеей своими глазами увидеть Бачку и место, где Тиса впадает в Дунай, услышать руснацкий язык, познакомиться с балканскими украинцами, которые уже почти три столетия сохраняют свою идентичность. Стоит к ним поехать — эти гостеприимные и открытые люди всегда рады гостям из Украины, а туризм позволил бы им развиваться и процветать. Планируя отпуска и путешествия на Балканы, не обходите Русьский Керестур — чрезвычайно интересный руснацко-украинский островок, где вам всегда рады.