Корона и кордоны

У меня есть раннее детское впечатление. Серый зимний вечер, люди в черных пальто и мы стоим в очереди за сахаром, но еще хотим купить и масло. Его продают с черного хода. Украинцы с советским или ранним постсоветским опытом привыкли добывать продукты, охотиться за ними, договариваться и радоваться малому. Поэтому большинство из нас не удивляется пустым прилавкам и адаптируется быстро. В то время как почти половина американских газетных заголовков сочетают сухую статистику пандемии с ужасом нехватки продовольствия.
Недавно я сформировала информационную привычку - делать краткий обзор главных электронных газет мира. От BBC и CNN до итальянской La Repubblica и аргентинской La Nacion. И что я вам скажу - хоть мы и постоянно говорим, какой маленький мир, он все-таки очень разнообразный. И границы, которые восстанавливают или закрывают государства, чтобы противостоять вирусу, на самом деле всегда существуют и в их культуре.
BBC и британцы никого не обвиняют, подводят статистику и ждут худшего. Каждая вторая статья - анализ падения экономики, прогнозы дальнейших финансовых потерь и обзор ситуации вокруг мира. А еще - десятки статей о поддержке психологического здоровья в такой стрессовой ситуации и видео с правилами мытья рук.
CNN рассказывает американцам об отмененных рейсах самолетов, крушении на бирже и, конечно, теории мирового заговора, результатом которой и является нынешняя пандемия. А еще все жалуются из-за нехватки товаров и ограничения основных прав - например, выпить пива в родном пабе, который не закрывался и во времена Второй мировой войны.
Итальянская LaRepubblic тонет в страшных сообщениях. Почему-то среди них топ-новость - смерть российского писателя Эдуарда Лимонова. Заголовки - цифры, толкование которых не хочется дочитывать. Между тем, певческие флешмобы на ломбардийских балконах. Уже неоднократно встречала аргумент - любовь к тесным объятиям и веселью привела итальянцев к такой опасности - недооценили врага. Однако та же любовь к жизни и оптимизм должны их и спасти. А пока видео, на котором читатель листает страницы газеты в этом месяце и сравнивает с февральской - вместо двух страниц с некрологами их теперь десять.
Уже в качестве эксперимента спросила своих друзей в Фейсбуке, что сейчас за рубежом, как реагируют их культуры на пандемию? Не государственные институты, а обычные люди, типичные представители нации. И что же, есть существенные различия. Итальянцы шутят и советуют пить больше вина - если не поможет иммунитету, то хотя бы разгрузит от чрезмерного стресса. Американцы страдают от ограничений в закупке продуктов, представьте, не более двух-трех единиц в американские руки. Норвежцы не паникуют, и расстояние в 1,5 - 2 метра этому сдержанному народу, очевидно, привычно. В Ираке тоже карантин, и я спросила, продолжают ли люди гулять за городом, невольно проявив невежество. Нет такой привычки у иракцев, ведь за городом часто пустыня и нефтедобывающие башни. Вместе с тем близкие соседские отношения, традиция ходить друг к другу в гости, даже без приглашения, и целоваться на прощание трижды - непреодолима. Фареры держат дистанцию - не только личную, но и территориальную - отменили авиасообщение и настороженно осторожны. В Австрии карантин внедряют неодинаково - есть университеты, которые закрылись, есть те, которые до сих пор принимают экзамены. Зато с полицией не договоришься и получишь штраф в 1200 Є за необязательные прогулки по городу. В Израиле штраф 1500 $ и нарушителей отслеживают по GPS, хотя желающих самоизолироваться мало.
По комментариям видно, что нации стабильного благосостояния, как Франция, Германия, Швеция, Испания и уже упомянутая Австрия, совсем не хотят смириться с неизбежным - неудобствами, ограничениями, границами. Близкие нам Польша, Болгария, Словакия реагируют подобно нам - карантины, надежда на себя и некоторое неприятие все же необходимых масок. Враг один, вирус один, советы ВОЗ - универсальны. И все же, народы, которые с начала этой недели так активно закрывают и восстанавливают свои границы, демонстрируют другое - в их сознании, ежедневном поведении границы были всегда, потому что историю, опыт или менталитет никак не изменишь Шенгенским соглашением.